Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Сущность и содержание системы управления организацией).pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и содержание системы управления организацией
1.2. Стадии жизненного цикла организации
1.3. Стратегии развития организации на стадиях жизненного цикла организации
2.2. Выявление существующих организационных патологий в сфере услуг компании «Дон Авиа»
Глава 3. Разработка рекомендаций по устранению организационных патологий в компании «Дон Авиа»
3.1. Обоснование программ по улучшению деятельности компании «Дон Авиа»
Введение
В современном бизнесе преуспевающая организация на всех стадиях жизненного цикла должна четко ориентироваться в окружающей экономической среде и своевременно реагировать на разные ситуации. Данный факт обуславливает актуальность изучения темы данной работы «Формирование системы эффективного управления организацией на разных стадиях жизненного цикла».
Очевидно, что вопросы управления на разных стадиях жизненного цикла относятся к стратегическим задачам. Не зная, на какой стадии развития находится предприятие, руководитель предприятия не сможет разработать верную стратегию, не сможет оценить, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.
Эти знания имеют большую практическую ценность независимо от того, являетесь ли вы менеджером государственного, частного или своего собственного предприятия. Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, прекращают свое существование.
Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции – временным интервалом, включающим несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени.
Полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или «размножение», стабилизацию и кризис (спад). Стремление предупредить упадок предприятия и найти способы его сохранения и обусловливает важность и актуальность исследования такого понятия как жизненный цикл организации.
Цель данной работы – исследовать особенности развития организации на различных стадиях жизненного цикла.
Объектом исследования явились стадии развития организации.
Предметом – механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла.
Согласно цели работы, ее предмету и объекту изучения необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущность и содержание системы управления организацией;
Рассмотреть наблюдения стадии жизненного цикла организации;
Исследовать стратегии развития организации на стадиях жизненного цикла организации;
Провести анализ проблемы формирования систем эффективного управления на разных стадиях жизненного цикла на примере АО «ДОН АВИА»;
Дать общую характеристику АО «ДОН АВИА»;
Ознакомиться с характеристикой организационной структуры банка;
Проработать систему управления организацией на разных стадиях жизненного цикла;
Выявить возможности по совершенствованию системы эффективного управления АО «ДОН АВИА» на разных стадиях жизненного цикла;
разработать предложения по совершенствованию системы управления Банка ВТБ 24 на разных стадиях жизненного цикла;
дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Изучению вопросов формирование системы эффективного управления организацией посвящены работы таких ученых, как: В.И.Белоусов, В.И.Грушенко, Т.П.Любанова, В.И.Ляско и другие автора.
Глава 1. Теоретические основы изучения системы управления
организацией на разных стадиях жизненного цикла
1.1. Сущность и содержание системы управления организацией
Управление - это процесс воздействия на систему для перевода ее в новое состояние или для поддержания ее в каком-то установленном режиме. Оно характеризуется наличием системы, причинной связи между ее элементами, управляющей и управляемой подсистем, динамический характер системы и управляющего параметра. [11, с.120].
Исходным, то есть исходным пунктом управленческой деятельности является формирование и выбор целей, конечным - их достижения. Черты, присущие всем видам управления можно объединить в 2 группы: статистические (присущие форме и структуре управления) и динамические (свойственные процессу управления).
Предметом теории управления являются закономерности управления как целостного, комплексного компонента экономики. Теория управления изучает законы системы управления в целом, законы синтеза ее компонентов. [11, с.132].
Системное управление можно считать эффективным, если оно находится в непрерывном развитии и ориентировано на изменения, которые, в свою очередь, обеспечивают жизнестойкость предприятия (организации) и позволяют предприятию накапливать свой потенциал инноваций. Практически возможными такие процессы оказываются при условии своевременного и полного исследования систем управления предприятий (организаций).
В теории управления организации тема функций управления является одной из центральных и важных, поскольку вопросы функций касаются сущности и содержания всей управленческой деятельности в организации.
Аппарат управления на предприятии или в организации создается для выполнения объективно существующих функций, а для выполнения конкретных функций - отдельные структурные подразделения организации, например, отделы, службы или сектора. Только в совокупности функции обеспечивают нормальное функционирование и развитие управляемого объекта.
Так аппарат управления на предприятии - это система взаимосвязанных и взаимодействующих между собой звеньев (службы, отделы или секторы), а также работников, которые наделены соответствующими полномочиями и располагают материально-технической базой для проведения эффективного управления согласно поставленным целям организации [10, c.124].
Систему управления можно охарактеризовать с точки зрения содержания, организации и технологии. Содержание определяется сущностью, целями, функциями и методами управления. Организация характеризуется следующими стадиями: планирование и прогнозирование; организация, координация и мотивация; учет, анализ и контроль.
С точки зрения технологии процесс управления представляет собой, прежде всего, процесс управления организационными процедурами и управленческими операциями и процессами получения, хранения и переработки разнообразной информации.
Система управления организацией - это деятельность органов и кадров по воздействию на объект с помощью выбранных методов для достижения поставленных целей. Процесс характеризует систему, все ее элементы и динамику и он представляет реальную жизнь системы.
В качестве основных элементов система управления включает принятие и реализацию управленческих решений, а также организацию деятельности работников предприятия.
Система управления предприятием, которая охватывает все сферы деятельности (производство, сбыт, инвестирования, кредитования и т.д.) и
включает такие важные составляющие функционирования предприятия, как обеспеченность ресурсами, влияние внешней среды, конкурентоспособность, инновационное развития, характеризуется следующими основными понятиями - элемент, подсистема и структура [10, с.125].
Подсистема как часть системы состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, представляет собой определенную целостность при выполнении функций, в рамках которой решаются конкретные цели управления для достижения общей цели управления системой.
В системе управления можно выделить следующие подсистемы:
- совокупность видов деятельности;
- функции управления,
- задачи управления;
- ресурсная база;
- потенциальные возможности;
- реагирования на изменения [11, c.78].
Элемент - это часть системы, которая неотделима от нее. Элементами в системе управления, в зависимости от первоочередности решения задач управления в каждой из выделенных подсистем, следует считать:
- конкретные виды деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная);
- учет, анализ, планирование, контроль;
- увеличение части рынка сбыта, повышение качества продукции, уменьшение затрат на производство продукции;
- конкретные виды ресурсов (материальные, технические, трудовые, технологические и т.д.);
- возможности для реализации инвестиционных, инновационных проектов, сильные и слабые стороны развития;
- отраслевое состояние, макроэкономическое состояние, состояние на ведущих рынках [11, c.89].
Система управления представляет собой определенную структуру: общая система управления состоит из подсистем управления, включают в себя элементы системы управления.
В то же время существует зависимость между подсистемами управления, элементами в каждой из подсистем и другие связи, которые можно представить графически в виде модели, матрицы и т.п.
Управление любой организацией в наше время представляет собой сложный процесс, который следует изучать и совершенствовать, руководствуясь при этом как общепринятыми, так и разработанными самостоятельно системами управления организацией.
Выводы: любой руководитель предприятия должен сочетать понимание общих принципов и значимости разнообразных вариаций, которые индивидуализируют ситуацию и отличаются их между собой. При этом существуют сложные организации, которые являются не просто целенаправленными группами, а также имеют характеристики, общие для всех сложных организации, включая необходимость управления [21, c.77].
1.2. Стадии жизненного цикла организации
Развитие организации отражается в его «жизненном цикле», поскольку стадии развития организации - это периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующих особенности управленческих задач, которые находятся в центре внимания руководства.
Таким образом, периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации.
В литературе встречаются различные взгляды по определению содержания и классификации моделей жизненного цикла организации. Отдельные авторы различают определенные этапы, фазы, циклы в жизнедеятельности организации, большинство из них употребляют понятие «жизненный цикл организации».
Жизненный цикл организации - это совокупность последовательных стадий (этапов) развития, которые проходит организация за период своего существования [22, c.103].
Согласно И. Адизесу, любое предприятие обречено на старение и умирание. Итак, теория И.Адизеса концентрирует наше внимание на двух важных параметрах жизнедеятельности организации: гибкость и контролируемость.
Хорошо известно, что молодые организации очень гибкие и мобильные, однако слабо контролируемые, и когда организация растет, тогда меняется соотношение, то есть - контролируемость растет, а гибкость уменьшается.
Наименьшее количество - три стадии жизненного цикла организации - выделено Ж.Липпитом.
Это стадия рождения, характеризующееся стремлением создать новую организацию и выжить; стадия юности, целью которой является достижение стабильности и создание репутации и стадия зрелости, которая характеризуется желанием достичь индивидуальности, уникальности, гибкости, внести вклад в общество [16, с.163].
Стоит отметить, что применение концепции жизненного цикла в современных экономических условиях приобретает особое значение.
Это обусловлено рядом причин, таких как спад производства, инфляция, социальная напряженность, что является следствием мирового экономического кризиса, который сопровождается стратегической неопределенностью, нестабильностью организационной среды, увеличением интенсивности изменений во внутренней и внешней среде, замедлением темпов роста и ограниченностью ресурсов [22, с.103].
Все это, безусловно, усиливает интерес к концепции жизненного цикла и ее интерпретации в контексте современной управленческой и организационной науки.
Существует несколько концепций жизненного цикла в теории управления с точки зрения объекта исследования. Объекты исследования условно можно представить как трехуровневую систему: