Файл: Роль мотивации в поведении организации (Природа мотивации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Мотивация. Сущность мотивации как функции управления в предприятия
1.3 Основные исследования мотивов деятельности работника
2. Проблема мотивации. Виды вознаграждений
2.1 Проблема мотивации. Теория подкрепления
3. Исследование системы мотивации труда, используемой ООО ГК «Абсолют»
3.1. Общие сведения о предприятии
3.3. Мотивация через постановку рабочих целей
3.4. Система материального стимулирования
3.5. Моральное стимулирование сотрудников
3.6. Рекомендации по совершенствованию трудовой мотивации на предприятии ООО ГК «Абсолют»»
Для выявления соотношения между потребностью и ситуацией Мюррей разработал и апробировал Тематический апперцепционный тест, который впоследствии вошел в практику диагностики мотивационной структуры личности.
В понятие «потребность» Мюррей включал как более или менее устойчивые черты личности, так и преходящие состояния. При этом он выделял первичные потребности, Осуществление которых обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида как живого организма (потребности в воде, пище, сексуальных отношениях, избегание холода и т.д.), и вторичные потребности, Осуществление которых обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида как личности, как члена социальной группы, предприятия, общества (потребность в независимости, защите, уважении и т.д.)[8].
Кроме того, потребности можно разделить по отношению индивида к различным влияниям ситуации на позитивные (поиск подкрепляющего давления со стороны ситуации) и негативные (избегание негативного воздействия со стороны опасных элементов ситуации)[10].
И наконец, потребности разделяются по степени их проявления в поведении индивидов на явные (легко наблюдаемые в действиях и поступках индивидов) илатентные (проявляемые только в игровых действиях, фантазиях или тайных желаниях).
Вторичные потребности наиболее важны в процессе мотивации индивидов. Мюррей разработал перечень таких потребностей, включив в него агрессию, аффилиацию (общение), доминирование, достижение, защиту, игру, избегание вреда, избегание неудач, независимость, неприятие (отторжение), осмысление ситуации, поиск помощи (зависимости), покровительство, понимание, порядок, привлечение к себе внимания, противодействие, сексуальные отношения, уважение[16].
Некоторые наиболее сложные потребности с трудом поддаются изучению, но оказывают решающее влияние на поведение индивида, Это потребности в приобретении, избегании обвинений, познании, созидании, разъяснении (обучении), приказании, сохранении ценностей или ресурсов.
Перечень потребностей, непосредственно разработанный Мюрреем, многие исследователи используют при разработке методик измерения мотивов и в процессе управления организацией. Такие мотивы, как потребность в достижении, аффилиации, доминировании (власти), изучались отдельно начиная с 1950-х гг.; результаты исследований активно применяются в процессе управления организациями.
Классификация мотивов А. Маслоу наиболее полно описана в его работе «Мотивация и личность» (1954). Модель Маслоу отличается от предшествующих моделей по крайней мере в двух отношениях: классификация предусматривает дифференциацию поведения не на отдельные мотивы, а на группы мотивов; группы мотивов упорядочены в целостную иерархию согласно их роли в развитии личности[13].
Иерархическая модель потребностей Маслоу представлена на рис. 1.(приложение 1)
По Маслоу, высшие потребности (расположенные на верхних ступенях иерархии потребностей) не в меньшей степени инстинктивны, чем низшие потребности.
Рис. 1. Иерархическая модель потребностей личности
Пока потребность не удовлетворена, она активизирует деятельность индивида и оказывает значительное влияние на нее. При этом деятельность инициируется не столько изнутри, сколько извне возможностью удовлетворения. Иными словами, хотя потребность представляется как присущая внутренней природе индивида, его деятельность по удовлетворению потребности регулируется извне.
Согласно основной идее классификации Маслоу, прежде чем активировать потребности более высоких уровней и начать определять поведение людей, потребности нижних уровней, прежде всего физиологических потребностей, должны быть удовлетворены. Человек не может стремиться к достижению высоких целей, пока он голоден или не имеет приюта. В соответствии с иерархией потребностей далее следует удовлетворение потребностей в безопасности и потребности в социальных связях (общении), затем потребности в самоуважении и, наконец, в самоактуализации. Самоактуализация (например, потребность в творческом самовыражении) может активизироваться и определять поведение индивида только тогда, когда удовлетворены остальные потребности. В случае конфликта между потребностями, естественно, принадлежащими различным иерархическим уровням, побеждает потребность более низкого уровня[12].
Если рассматривать развитие работника с возрастом, то восходящей иерархии потребностей соответствует последовательность их проявления (речь идет о стадиях развития человеческого Я), т.е. каждая ступень развития потребностей соответствует более высокому уровню развития личности.
Высшие потребности — в самоактуализации — соответствуют наиболее высокой стадии развития личности, когда личность стремится выразить себя в творчестве, оставить после себя светлое наследие, реализовать свой интеллектуальный и духовный потенциал. По словам Маслоу, «чтобы находиться в согласии с собой... человек должен быть тем, чем он может быть» [9. С. 54]. Относительный приоритет временно неудовлетворенных низших потребностей не обязательно должен прерывать или блокировать самоактуализацию. Самоактуализация может приобретать своеобразную функциональную автономию.
Различия между низшими и высшими потребностями сводятся к следующему:
• высшие потребности генетически более поздние;
• чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания индивида, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться;
• высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные;
• жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность;
• удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир.
В различные культурные и экономические периоды люди, относящиеся к разным социальным группам, имеют разные возможности для удовлетворения потребностей высшего уровня. В связи с этим учет потребностей индивидов требует полного анализа ситуации[9].
Вывод. В данной главе мы изучили, что такое мотивация, природу мотивации, как влияет мотивация в управлении организации. Рассмотрели исследования мотивов деятельности рабочего по X. Хекхаузена, Г. Мюррея, А. Маслоу.
В основном по исследования мне больше понравилось рассуждение А. Маслоу, так как у него есть отличие по двум отношениям: классификация предусматривает дифференциацию поведения не на отдельные мотивы, а на группы мотивов; группы мотивов упорядочены в целостную иерархию согласно их роли в развитии личности.
2. Проблема мотивации. Виды вознаграждений
2.1 Проблема мотивации. Теория подкрепления
Проблема мотивации в организациях не может быть решена без учета операции механизма непосредственного изменения поведения участников предприятия. Это означает, что прежде всего необходимо выявить функциональные или желательные виды поведения сотрудников и возможности их дальнейшего развития посредством дифференцированного контроля (имеются в виду все виды контроля, прежде всего контроль через социализацию)[14].
Теория подкрепления реализует внешний, основанный на постоянном контроле подход к изменению поведения сотрудника с помощью специально подобранной и спланированной системы стимулов. Такое управление организационным поведением базируется на наблюдении за конкретными проявлениями поведенческих реакций. Теоретической предпосылкой создания данного подхода к регулированию человеческого поведения можно считать учение И.П. Павлова об условных рефлексах (классическое обусловливание). Именно на его основе классик теории бихевиоризма Б. Скиннер создал одно из ответвлений бихевиоризма — теорию оперантного обусловливания[16]. В отличие от Павлова он полагал, что простая реакция на внешний стимул (например, деньги), следующая непосредственно за стимулом (так называемое респондентное поведение), непроизвольна, естественна и не обнаруживает связи со стимулом. Иной вид поведения, названный им оперантным, не возникает непосредственно, вслед за воздействием стимула и является познанным, контролируемым; его можно поощрять, подкреплять с помощью особых стимулов — оперантов (подкрепителей). Самое важное в процессе оперантного обусловливания — создание определенной ситуации, благоприятные последствия которой будут служить подкреплением и следственно повысят вероятность получения определенного желаемого операции (нужной реакции на стимул).[13] Это означает, что поведение участников предприятия можно рассматривать в свете его последствий, которые оцениваются либо как положительные (способствующие достижению целей предприятия или отдельного подразделения), либо отрицательные (деструктивные и дезинтеграционные по отношению к целям предприятия и ее структуры)[15].
Следственно, основной целью этого метода регулирования поведения участников предприятия является формирование желательного для руководителей поведения участников предприятия. Достижение этой цели осуществляется в несколько этапов.
1. Определение желательного поведения участников предприятия. Эта задача весьма проста для организаций и подразделений, цели которых достаточно устойчивы и неизменны, а деятельность представляет собой рутинный процесс. Однако определение желательного поведения сотрудников резко осложняется в тех случаях, когда их деятельность представляет собой сложный нерутинный процесс, сопровождаемый многими изменениями в технологии деятельности, изменениями ситуации и сложности ролевых требований. Так, чтобы определить поведение творческого сотрудника в ситуациях поиска, в ситуациях неопределенности, используют управление по конкретным целям, когда на каждый период времени устанавливается задача и проверяется ее решение. При этом происходит разделение задач по сферам деятельности. Например, чтобы разработать необходимое поведение разработчиков компьютерных программ, необходимо выяснить содержание основных этапов их деятельности, основные направления этой деятельности и улучшить систему их ценностных ориентаций, так как в этом случае мы говорят о творческой и относительно непредсказуемой деятельности, характеризующейся высокой степенью неопределенности. В целом этот этап управления поведением связан с естественным вопросом: «Как должны вести себя члены предприятия или ее отдельной части?»[13]
2. Разработка критериев организационного поведения. Предварительно нужно определить, какие аспекты поведения участников предприятия следует считать положительными, а какие — отрицательными и в какой степени проявление этих аспектов скажется на достижении организацией своих целей. Разработка критериев невозможна без рассмотрения переменных характеристик предприятия и окружающей среды, в частности структуры предприятия, происходящих в ней технологических процессов, целей, давления конкурентов, влияния вышестоящих организаций и т.д. Здесь выделяются наиболее важные проявления определенного поведения, которые можно разделить на явно отрицательные операции и поступки участников предприятия, которые наносят ущерб ее структурным компонентам, целям предприятия и интересам ее участников; положительные операции, которые направлены на достижение целей предприятия, улучшение всех основных характеристик ее деятельности. Американский специалист по предприятия производства Д. Синк разработал систему критериев в отношении полезности и желательности различных типов поведения в предприятия и приоритетности тех или иных поступков, которые соотносятся с общими и частными целями предприятия [11].
3. Выявление нужных подкреплений для формирования желательных видов поведения у участников предприятия. Чаще всего подкрепители делятся на первичные (материальные, условия работы, питание и т.д.) и вторичные (положительная оценка результатов деятельности, уважение, почитание, уступки, интересная работа и т.д.). Важно не только определить вид подкрепителя, но и частоту подкрепляющего воздействия. При этом необходимо последовательно применять сначала первичные, а затем и вторичные подкрепители (заметим, это соответствует основным положениям теории А. Маслоу о иерархии потребностей участников предприятия)[9].
4. Определение степени воздействия подкрепителя на поведение участников предприятия, что достигается путем контроля и системой обратной связи. Руководителю важно быть уверенным в том, что изменение и закрепление нужного поведения произошло в результате воздействия данного подкрепления, а не из-за операции других причин или факторов, существующих в данной ситуации. Оценка степени воздействия обычно позволяет выяснить, что:
• выбранное подкрепление действительно не просто изменяет поведение члена предприятия, оно способно сделать это поведение долговременным, закрепить его;
• выбранное подкрепление результативно, т.е. способно приблизить реализацию организационных целей;
• выбранное подкрепление инструментально, иными словами, издержки на него компенсируются получаемыми результатами;
• выбранное подкрепление считается справедливым членами предприятия, что создает дополнительные положительные установки в отношении работы.
2.2. Виды вознаграждений
Подкрепления поведения основаны на вознаграждениях трех видов: прямых экономических, косвенных экономических и неденежных. Обычно применяют сочетание вознаграждений, а также практику предоставления и лишения вознаграждений. Все виды вознаграждений, которые можно использовать в качестве подкреплений, даны в таблице (Приложение).
При практическом регулировании поведения путем подкрепления нужно руководствоваться следующими основными принципами [11. С. 354]:
• для определения желательного поведения участников предприятия необходимо обращаться исключительно к наблюдаемым явлениям;
• в качестве одного из главных параметров целесообразно использовать частоту проявления наблюдаемых поведенческих явлений;
• важность того или другого поведенческого явления следует оценивать исходя из конкретной ситуации.