Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.
2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета
Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
3.2 Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности
Информационные системы создаются для сбора, хранения и распространения необходимой оперативно-розыскным органам информации, под которой согласно ст. 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
В зависимости от объекта, о котором имеется информация, различают (достаточно условно) три вида учитываемых сведений:
о лицах - подготавливающих, совершающих или совершивших преступление; скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания (в том числе совершивших побег из мест лишения свободы); без вести пропавших; а также от которых можно (исходя из имеющейся о них информации) реально ожидать совершения преступлений. Кроме того, здесь же учитывают информацию об обнаружении неопознанных трупов, приметах неустановленных лиц, подозреваемых в совершении преступления;
о фактах и событиях - информация о фактах зарегистрированных преступлений, независимо от того, раскрыты они или нет, и относящиеся к ним сведения справочного и оперативно-розыскного характера (например, об установленных и подозреваемых лицах, их приметах, обстоятельствах и способах совершения преступления и т. д.). Здесь же учитывают оперативную информацию о подготавливаемых и совершенных преступлениях, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
о предметах - информация об орудиях, способах и средствах совершения преступления; об огнестрельном оружии, которое находится в пользовании граждан и организаций на законных основаниях, а также о похищенном (при этом разыскиваемое учитывается отдельно); об автомото- транспортных средствах; о разыскиваемых похищенных предметах, документах и вещах, служивших предметом преступления, а также изъятых и обнаруженных, принадлежность которых не установлена.
Данные о лицах, привлеченных к конфиденциальному содействию (сотрудничеству на контрактной основе) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, также отражаются в соответствующих учетах.
Совокупность различных по целевому назначению и степени автоматизации информационных систем позволяет органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, вести централизованный учет разнообразной по содержанию информации.
Нельзя не отметить, что на практике учеты органов внутренних дел, а также учеты иных оперативно-розыскных ведомств по степени концентрации содержащихся сведений и уровню размещения информации делятся на следующие:
- централизованные учеты федерального значения;
- местные (региональные) учеты.
Уровни централизации того или иного вида учета, основания, порядок формирования, ведения, пользования и обращения к информационным системам определяются ведомственными нормативными актами оперативно- розыскных органов МВД, ФСБ, ФСКН Российской Федерации и др.
Например, в органах внутренних дел на федеральном уровне функционирует специализированное информационное подразделение МВД России - Главный информационный центр (ГИАЦ), располагающее уникальными многопрофильными централизованными массивами информации.
В своей деятельности ГИАЦ использует передовые информационные технологии, внедряет новейшие технические средства обработки информации, а также реализует политику министерства в области компьютеризации органов внутренних дел. ГИАЦ - это головная организация и самый крупный хранитель информационных массивов. Его возникновение и развитие как центра, обеспечивающего информацией органы внутренних дел, другие правоохранительные органы на территории России, объективно обусловлено жесткими условиями борьбы с преступностью.
Централизованные учеты федерального значения предназначены в первую очередь для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных, межрегиональных и региональных преступлений. Информационной основой этих учетов являются сбор, накопление и анализ значимых сведений о субъектах и объектах преступлений и связанных с ними событиях.
Результативность федеральных учетов компетентных органов Российской Федерации в значительной степени определяется полнотой и достоверностью информации первичных учетных документов (дактилоскопических карт и т. п.), своевременностью их подготовки и направления в ГИЦ МВД России.
На местном уровне сбор, обработка и систематизация информации, представляющей интерес для органов внутренних дел, осуществляется в информационных центрах (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
В целом, ГИЦ МВД России и ИЦ субъектов Российской Федерации решают комплекс задач по информационному обеспечению раскрытия и расследования преступлений, осуществляют автоматизацию оперативно- справочных, криминалистических и розыскных учетов, содействуют созданию интегрированных банков данных, а также совершенствуют их информационное и нормативно-методическое обеспечение. Указанные функции ими реализуются с помощью оперативно-справочных учетов, сосредоточенных в пофамильной оперативно-справочной и дактилоскопической картотеке, автоматизированных систем оперативно-розыскного и криминалистического назначения (АБД, АИПС «Опознание», «Оружие», «Автопоиск», «Антиквариат», АИС «ФР-Оповещение», «Криминал-И» и др.), а также путем автоматизации централизованных учетов и совершенствования криминалистической информации.
Так, например, пофамильный оперативно-справочный и дактилоскопический учеты позволяют получать следующие сведения о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства (ЛБГ):
- о судимости, сроке, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения;
- о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии или помиловании с освобождением от наказания или замене более мягким видом наказания, номере уголовного дела;
- о месте жительства и работе до осуждения;
- о розыске лиц, задержанных за бродяжничество, перемещении осужденных;
- о группе крови, дактилоформуле.
Кроме этого, по дактилоскопическому учету можно:
- идентифицировать арестованных, задержанных, неопознанных трупов, неизвестных больных;
- по следам пальцев рук установить личность преступника.
В автоматизированных розыскных и криминалистических учетах ведется:
- учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства (ЛБГ), а также в отношении их;
- учет похищенных и изъятых документов, а также номерных вещей;
- учет разыскиваемых транспортных средств;
- учет похищенных и изъятых предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, и т. д.
В составе АИС «Криминал-И» функционируют подсистемы:
«Административная практика» («Адмпрактика») - позволяет получить сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданствах, совершивших административные правонарушения;
«Преступление» - позволяет получить сведения о происшествиях и преступлениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ);
«Дорожно-транспортное происшествие» («ДТП-И») - позволяет получить сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства (ЛБГ) - участниках ДТП на территории России;
«Розыск» - позволяет получить сведения о находящихся в розыске или разысканных иностранцах;
«Наказание» - позволяет получить сведения об иностранцах, проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание в России.
Для обращения к информационным системам используются телекоммуникационные средства доступа к базе данных по коммутируемым телефонным линиям.
АИС «Сейф» обеспечивает сбор, обработку и выдачу сведений о преступлениях, зарегистрированных по линии уголовного розыска за период с 1 января 1990 года, при совершении которых взламывались или вскрывались металлические хранилища (сейфы, шкафы и ящики).
Учет пропавших без вести, неопознанных трупов, больных и детей, личность которых не установлена, осуществляется путем ведения картотек и автоматизированного информационного банка данных (АИПС «Опознание»).
По АИС «ФР-Оповещение» осуществляется учет лиц, объявленных в федеральный розыск (преступников и лиц, разыскиваемых по искам предприятий и организаций (госдолжников) или граждан (неплательщиков алиментов); без вести пропавших; иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации и уклоняющихся от регистрации).
АИС «ФР-Оповещение» осуществляет автоматизированную подготовку розыскных циркуляров на объявление и прекращение розыска для передачи их по каналам связи, обрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске.
АИПС «Оружие» обеспечивает учет утраченного (похищенного, утерянного), установление принадлежности выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения; содействует в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.
АИПС «Автопоиск» предназначена для сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи в установленном порядке информации (оперативных и иных сведений общего характера) о разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена, имеющих номерную маркировку предприятия-изготовителя. Система сверяет или выдает сведения по следующим установочным данным: госномер, номер двигателя, номер кузова, номер шасси.
В рамках АИПС «Автопоиск» ГИЦ МВД России осуществляет взаимодействие с оперативным учетом АИПС «Розыск» ГУ ГИБДД МВД России, созданным в интересах подразделений ГИБДД.
В базе данных АИПС «Розыск» содержатся все сведения о разыскиваемых транспортных средствах базы данных АИПС «Автопоиск», а также информация, поставленная на оперативный учет подразделениями ГИБДД.
В базе данных АИПС «Антиквариат» учету подлежат похищенные, утраченные или выявленные предметы, представляющие историческую, научную, художественную или культурную ценность: археологические находки, предметы древности; исторические реликвии; художественные произведения и предметы искусства; старинные книги, издания, редкие рукописи и документальные памятники; старинные монеты, ордена, медали и т. п.
Кроме перечисленных АИПС и АИС на уровне ГИЦ МВД России создан и функционирует как составная часть интегрированного банка данных (ИБД) автоматизированный банк данных оперативно-розыскного назначения «АБД - Центр», а на региональном уровне внедрены и действуют автоматизированные банки данных оперативно-розыскного и профилактического назначения для МВД, ГУВД, УВД под условным наименованием «АБД - Республика, область». В них сосредоточен также большой перечень сведений информационного характера о лицах, предметах и фактах, которые являются объектами различного вида учетов (криминалистического, оперативного, справочного и др.), коллекций и картотек, ведущихся в масштабах республики, города, края, области субъектов Российской Федерации. В указанных АБД сосредоточены сведения о различной категории подучетного элемента, преступлениях и административных правонарушениях, различного рода предметах и документах, которые могут иметь отношение к сфере оперативно-розыскной деятельности. Следует, конечно, иметь в виду, что содержание информации, находящейся в АБД, будет иметь оперативно-розыскное значение при условии постоянного ее обновления, пополнения (накопления), своевременного изъятия ненужных, устаревших сведений и данных, возможностей быстрого получения ее заинтересованными пользователями.
Исходя из технических возможностей на базе картотечных учетов в оперативных подразделениях компетентных органов могут создаваться собственные информационно-поисковые системы при условии соблюдения требований режима секретности, если в таких системах содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
Ответственность за формирование информационных подразделений, организацию, порядок ведения, использования картотек и автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), автоматизированных банков данных (АБД), контроль за использованием по назначению имеющейся в них информации, обеспечение проверки их состояния (своевременность заполнения, перемещения, изъятия карточек учета и сведений) возлагаются на соответствующих руководителей органов внутренних дел.
Анализ практики свидетельствует, что непосредственно в горрай- линорганах внутренних дел повсеместно ведутся следующие картотеки:
- нераскрытых преступлений, зарегистрированных на обслуживаемой территории;
- похищенных бесхозных, изъятых вещей и имущества;
- учета огнестрельного оружия (включая охотничье), находящегося в законном владении у граждан.
Картотека нераскрытых преступлений формируется из карточек справочного характера на нераскрытое преступление (СК-НП). Содержащиеся в таких карточках сведения позволяют проверять на причастность к этим преступлениям лиц, доставленных в органы внутренних дел, задержанных и арестованных за другие правонарушения, могут помочь выявлять преступления, совершаемые аналогичным способом, одним и тем же лицом (лицами) и т. п.
Картотека похищенных бесхозных и изъятых вещей и имущества (автотранспортных средств, скота, оружия, антиквариата и т. п.) также дает возможность проверять вещи, изъятые у задержанных, на предмет их принадлежности, использовать ее для проверки сообщений негласных сотрудников о наличии у разрабатываемых тех или иных вещей и предметов, связанных с криминальными событиями, и т. п. Такая картотека состоит из справочных карточек (СК-В), содержащих возможно подробные сведения об указанных предметах, вещах, имуществе.
В экспертно-криминалистических подразделениях ведется также ряд картотек и коллекций, хотя и не входящих в учеты, но широко используемых в оперативных целях.
Сведения, содержащиеся в вышеперечисленных картотеках, находят повсеместное применение при решении различных задач оперативно- розыскной деятельности. Такие сведения, конечно, способствовали более оптимальному информационному обеспечению оперативно-розыскной деятельности. Потребность ведения картотек не отпала и в данный период, и практика идет по пути продолжения картотечного учета таких сведений.