Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Понятие и правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Основные понятия

1.2 Правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов и пути его совершенствования

Глава II Информационные системы и оперативные учеты, как основные формы и источники информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов.

2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.

2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета

Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

3.2  Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Список использованных источников

Информационные системы создаются для сбора, хранения и распро­странения необходимой оперативно-розыскным органам информации, под которой согласно ст. 2 Закона «Об информации, информационных техно­логиях и о защите информации» понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их пред­ставления.

В зависимости от объекта, о котором имеется информация, различа­ют (достаточно условно) три вида учитываемых сведений:

о лицах - подготавливающих, совершающих или совершивших пре­ступление; скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; укло­няющихся от уголовного наказания (в том числе совершивших побег из мест лишения свободы); без вести пропавших; а также от которых можно (исходя из имеющейся о них информации) реально ожидать совершения преступлений. Кроме того, здесь же учитывают информацию об обнару­жении неопознанных трупов, приметах неустановленных лиц, подозревае­мых в совершении преступления;

о фактах и событиях - информация о фактах зарегистрированных преступлений, независимо от того, раскрыты они или нет, и относящиеся к ним сведения справочного и оперативно-розыскного характера (например, об установленных и подозреваемых лицах, их приметах, обстоятельствах и способах совершения преступления и т. д.). Здесь же учитывают оператив­ную информацию о подготавливаемых и совершенных преступлениях, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, во­енной, экономической или экологической безопасности России;

о предметах - информация об орудиях, способах и средствах совер­шения преступления; об огнестрельном оружии, которое находится в поль­зовании граждан и организаций на законных основаниях, а также о похи­щенном (при этом разыскиваемое учитывается отдельно); об автомото- транспортных средствах; о разыскиваемых похищенных предметах, доку­ментах и вещах, служивших предметом преступления, а также изъятых и обнаруженных, принадлежность которых не установлена.

Данные о лицах, привлеченных к конфиденциальному содействию (сотрудничеству на контрактной основе) органам, осуществляющим опе­ративно-розыскную деятельность, также отражаются в соответствующих учетах.

Совокупность различных по целевому назначению и степени автома­тизации информационных систем позволяет органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, вести централизованный учет разно­образной по содержанию информации.

Нельзя не отметить, что на практике учеты органов внутренних дел, а также учеты иных оперативно-розыскных ведомств по степени концен­трации содержащихся сведений и уровню размещения информации делят­ся на следующие:


- централизованные учеты федерального значения;

- местные (региональные) учеты.

Уровни централизации того или иного вида учета, основания, поря­док формирования, ведения, пользования и обращения к информационным системам определяются ведомственными нормативными актами оперативно- розыскных органов МВД, ФСБ, ФСКН Российской Федерации и др.

Например, в органах внутренних дел на федеральном уровне функ­ционирует специализированное информационное подразделение МВД Рос­сии - Главный информационный центр (ГИАЦ), располагающее уникаль­ными многопрофильными централизованными массивами информации.

В своей деятельности ГИАЦ использует передовые информационные технологии, внедряет новейшие технические средства обработки инфор­мации, а также реализует политику министерства в области компьютери­зации органов внутренних дел. ГИАЦ - это головная организация и самый крупный хранитель информационных массивов. Его возникновение и развитие как центра, обеспечивающего информацией органы внутренних дел, другие правоохранительные органы на территории России, объективно обусловлено жесткими условиями борьбы с преступ­ностью.

Централизованные учеты федерального значения предназначены в первую очередь для оперативного информационного обслуживания рас­крытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных, межрегиональных и региональных преступлений. Информационной основой этих учетов являются сбор, накопление и анализ значимых сведений о субъектах и объектах преступлений и связанных с ними событиях.

Результативность федеральных учетов компетентных органов Рос­сийской Федерации в значительной степени определяется полнотой и дос­товерностью информации первичных учетных документов (дактилоскопи­ческих карт и т. п.), своевременностью их подготовки и направления в ГИЦ МВД России.

На местном уровне сбор, обработка и систематизация информации, представляющей интерес для органов внутренних дел, осуществляется в информационных центрах (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

В целом, ГИЦ МВД России и ИЦ субъектов Российской Федерации решают комплекс задач по информационному обеспечению раскрытия и расследования преступлений, осуществляют автоматизацию оперативно- справочных, криминалистических и розыскных учетов, содействуют соз­данию интегрированных банков данных, а также совершенствуют их ин­формационное и нормативно-методическое обеспечение. Указанные функ­ции ими реализуются с помощью оперативно-справочных учетов, сосредо­точенных в пофамильной оперативно-справочной и дактилоскопической картотеке, автоматизированных систем оперативно-розыскного и крими­налистического назначения (АБД, АИПС «Опознание», «Оружие», «Авто­поиск», «Антиквариат», АИС «ФР-Оповещение», «Криминал-И» и др.), а также путем автоматизации централизованных учетов и совершенствова­ния криминалистической информации.


Так, например, пофамильный оперативно-справочный и дактилоско­пический учеты позволяют получать следующие сведения о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства (ЛБГ):

- о судимости, сроке, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения;

- о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, ам­нистии или помиловании с освобождением от наказания или замене более мягким видом наказания, номере уголовного дела;

- о месте жительства и работе до осуждения;

- о розыске лиц, задержанных за бродяжничество, перемещении осу­жденных;

- о группе крови, дактилоформуле.

Кроме этого, по дактилоскопическому учету можно:

- идентифицировать арестованных, задержанных, неопознанных тру­пов, неизвестных больных;

- по следам пальцев рук установить личность преступника.

В автоматизированных розыскных и криминалистических учетах ве­дется:

- учет правонарушений и преступлений, совершенных на террито­рии Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без граж­данства (ЛБГ), а также в отношении их;

- учет похищенных и изъятых документов, а также номерных вещей;

- учет разыскиваемых транспортных средств;

- учет похищенных и изъятых предметов, имеющих особую истори­ческую, научную, художественную или культурную ценность, и т. д.

В составе АИС «Криминал-И» функционируют подсистемы:

«Административная практика» («Адмпрактика») - позволяет полу­чить сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданствах, со­вершивших административные правонарушения;

«Преступление» - позволяет получить сведения о происшествиях и преступлениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ);

«Дорожно-транспортное происшествие» («ДТП-И») - позволяет по­лучить сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства (ЛБГ) - участниках ДТП на территории России;

«Розыск» - позволяет получить сведения о находящихся в розыске или разысканных иностранцах;

«Наказание» - позволяет получить сведения об иностранцах, прожи­вающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или от­бывающих наказание в России.

Для обращения к информационным системам используются теле­коммуникационные средства доступа к базе данных по коммутируемым телефонным линиям.

АИС «Сейф» обеспечивает сбор, обработку и выдачу сведений о преступлениях, зарегистрированных по линии уголовного розыска за пе­риод с 1 января 1990 года, при совершении которых взламывались или вскрывались металлические хранилища (сейфы, шкафы и ящики).


Учет пропавших без вести, неопознанных трупов, больных и детей, личность которых не установлена, осуществляется путем ведения картотек и автоматизированного информационного банка данных (АИПС «Опозна­ние»).

По АИС «ФР-Оповещение» осуществляется учет лиц, объявленных в федеральный розыск (преступников и лиц, разыскиваемых по искам пред­приятий и организаций (госдолжников) или граждан (неплательщиков али­ментов); без вести пропавших; иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации и уклоняющихся от регистрации).

АИС «ФР-Оповещение» осуществляет автоматизированную подго­товку розыскных циркуляров на объявление и прекращение розыска для передачи их по каналам связи, обрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске.

АИПС «Оружие» обеспечивает учет утраченного (похищенного, утерянного), установление принадлежности выявленного (изъятого, най­денного, добровольно сданного) вооружения; содействует в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.

АИПС «Автопоиск» предназначена для сбора, систематизации, хра­нения, обработки и выдачи в установленном порядке информации (опера­тивных и иных сведений общего характера) о разыскиваемых транспорт­ных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не ус­тановлена, имеющих номерную маркировку предприятия-изготовителя. Система сверяет или выдает сведения по следующим установочным дан­ным: госномер, номер двигателя, номер кузова, номер шасси.

В рамках АИПС «Автопоиск» ГИЦ МВД России осуществляет взаи­модействие с оперативным учетом АИПС «Розыск» ГУ ГИБДД МВД Рос­сии, созданным в интересах подразделений ГИБДД.

В базе данных АИПС «Розыск» содержатся все сведения о разыски­ваемых транспортных средствах базы данных АИПС «Автопоиск», а также информация, поставленная на оперативный учет подразделениями ГИБДД.

В базе данных АИПС «Антиквариат» учету подлежат похищенные, утраченные или выявленные предметы, представляющие историческую, научную, художественную или культурную ценность: археологические на­ходки, предметы древности; исторические реликвии; художественные произведения и предметы искусства; старинные книги, издания, редкие рукописи и документальные памятники; старинные монеты, ордена, меда­ли и т. п.

Кроме перечисленных АИПС и АИС на уровне ГИЦ МВД России создан и функционирует как составная часть интегрированного банка дан­ных (ИБД) автоматизированный банк данных оперативно-розыскного на­значения «АБД - Центр», а на региональном уровне внедрены и действуют автоматизированные банки данных оперативно-розыскного и профилактического назначения для МВД, ГУВД, УВД под условным наименованием «АБД - Республика, область». В них сосредоточен также большой пере­чень сведений информационного характера о лицах, предметах и фактах, которые являются объектами различного вида учетов (криминалистиче­ского, оперативного, справочного и др.), коллекций и картотек, ведущихся в масштабах республики, города, края, области субъектов Российской Фе­дерации. В указанных АБД сосредоточены сведения о различной катего­рии подучетного элемента, преступлениях и административных правона­рушениях, различного рода предметах и документах, которые могут иметь отношение к сфере оперативно-розыскной деятельности. Следует, конеч­но, иметь в виду, что содержание информации, находящейся в АБД, будет иметь оперативно-розыскное значение при условии постоянного ее обнов­ления, пополнения (накопления), своевременного изъятия ненужных, уста­ревших сведений и данных, возможностей быстрого получения ее заинте­ресованными пользователями.


Исходя из технических возможностей на базе картотечных учетов в оперативных подразделениях компетентных органов могут создаваться собственные информационно-поисковые системы при условии соблюдения требований режима секретности, если в таких системах содержатся сведе­ния, составляющие государственную тайну.

Ответственность за формирование информационных подразделений, организацию, порядок ведения, использования картотек и автоматизиро­ванных информационно-поисковых систем (АИПС), автоматизированных банков данных (АБД), контроль за использованием по назначению имею­щейся в них информации, обеспечение проверки их состояния (своевре­менность заполнения, перемещения, изъятия карточек учета и сведений) возлагаются на соответствующих руководителей органов внутренних дел.

Анализ практики свидетельствует, что непосредственно в горрай- линорганах внутренних дел повсеместно ведутся следующие картотеки:

- нераскрытых преступлений, зарегистрированных на обслуживае­мой территории;

- похищенных бесхозных, изъятых вещей и имущества;

- учета огнестрельного оружия (включая охотничье), находящегося в законном владении у граждан.

Картотека нераскрытых преступлений формируется из карточек справочного характера на нераскрытое преступление (СК-НП). Содержа­щиеся в таких карточках сведения позволяют проверять на причастность к этим преступлениям лиц, доставленных в органы внутренних дел, задер­жанных и арестованных за другие правонарушения, могут помочь выяв­лять преступления, совершаемые аналогичным способом, одним и тем же лицом (лицами) и т. п.

Картотека похищенных бесхозных и изъятых вещей и имущества (автотранспортных средств, скота, оружия, антиквариата и т. п.) также дает возможность проверять вещи, изъятые у задержанных, на предмет их при­надлежности, использовать ее для проверки сообщений негласных сотруд­ников о наличии у разрабатываемых тех или иных вещей и предметов, свя­занных с криминальными событиями, и т. п. Такая картотека состоит из справочных карточек (СК-В), содержащих возможно подробные сведения об указанных предметах, вещах, имуществе.

В экспертно-криминалистических подразделениях ведется также ряд картотек и коллекций, хотя и не входящих в учеты, но широко используе­мых в оперативных целях.

Сведения, содержащиеся в вышеперечисленных картотеках, находят повсеместное применение при решении различных задач оперативно- розыскной деятельности. Такие сведения, конечно, способствовали более оптимальному информационному обеспечению оперативно-розыскной деятельности. Потребность ведения картотек не отпала и в данный период, и практика идет по пути продолжения картотечного учета таких сведений.