Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.
2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета
Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
3.2 Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности
В ведомственных нормативно-правовых актах ведение таких картотек в обязательном порядке не предусмотрено.
В настоящее время в некоторых МВД, ГУВД, УВД накапливается опыт создания систем информационного обеспечения оперативно- розыскной деятельности. Одна из основных идей, положенных в основу их создания, - это идея интеграции локальных банков оперативной информации. Она основана на том, что значимые для решения задач оперативно- розыскной деятельности сведения могут быть рассредоточены по различным источникам, и их отсутствие в одном каком-либо информационном массиве еще не означает их полного отсутствия. Оперативные аппараты и иные службы компетентных органов располагают огромными массивами информации. Однако большая ее часть по различным причинам не используется или просто игнорируется. Среди этих причин: ведомственная и межведомственная разрозненность и закрытость информационных массивов, узкоцелевой подход оперативных сотрудников к получаемой ими информации и практическое не использование той ее части, которая не связана с решением актуальной (сиюминутной) задачи. Привлечение иных банков информации рассчитано на то, что в них могут содержаться какие-либо представляющие интерес сведения. В этом смысле интеграция - это, по существу, расширение информационного пространства за счет объединения различных разрозненных массивов информации, что, конечно, уже само по себе увеличивает мощность ведущихся информационных банков, т. е. повышает вероятность получения сведений, представляющих оперативный интерес, хотя автоматически и не гарантирует этого.
Необходимо иметь в виду, что любая информационная система может дать только те сведения, которые в ней содержатся, и не более того. Дать каких-либо новых знаний она не может принципиально. То новое знание, которое может быть получено на основе содержащейся в банке данных информации, - это результат деятельности не машины, а человека - пользователя, выражающийся в характере запроса, т. е. в постановке задачи, а также возможностей программного обеспечения, определяющего способы манипулирования с введенными в банк данных единицами информации. Поэтому многое зависит от программы ЭВМ и мощности банка данных.
Между любыми объектами учета могут существовать явные или скрытые связи. Существующее и используемое в ОВД программное обеспечение позволяет выявлять эти связи и анализировать их. Конечно, сама возможность установления таких связей, т. е. эффективность банков данных, во многом зависит от качества заполнения документов первичного учета, от занесения в них достаточно полных сведений об объектах учета и их связях.
Наличие единых автоматизированных банков оперативно-розыскной информации освобождает оперативные подразделения от многократного обращения к различным учетам отраслевых служб для поиска и проверки нужных сведений, повышает оперативность и качество принимаемых решений по реализации оперативной информации. Они позволяют осуществлять как инициативно (соответствующими специализированными подразделениями), так и по заданиям отраслевых служб системный анализ интегрированных данных и подготовку решений по их дальнейшему использованию по наиболее сложным межотраслевым и межрегиональным преступлениям.
Исходя из содержания хранимых в указанных банках сведений их формирование и использование нуждается в очень жестком нормативном регулировании как на законодательном, так и на ведомственном уровнях.
Помимо задекларированного права создавать и использовать информационные системы в целях решения задач борьбы с преступностью, ст. 10 ФЗ об ОРД предоставляет органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, заводить и осуществлять производство по делам оперативного учета. В связи с этим следует остановиться более подробно на оперативных учетах органов внутренних дел.
В теории оперативно-розыскной деятельности под оперативным учетом подразумевается система сбора, классификации, регистрации и хранения данных о лицах, предметах и нераскрытых преступлениях по их признакам, предназначенная для эффективного информационного обеспечения деятельности компетентных органов и их оперативных аппаратов в целях предупреждения, раскрытия, расследования преступлений, розыска скрывшихся преступников и иных категорий разыскиваемых лиц [4].
Не вдаваясь в дискуссию о понятии оперативного учета, отметим, что их содержание должна составлять не только информация о лицах, предметах и нераскрытых преступлениях, но и оперативно значимые сведения, собираемые и используемые в качестве средства решения или обеспечения решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Наличие оперативного учета позволяет систематизировать обширный перечень сведений, содержащийся в различных источниках, и создать условия для их использования в борьбе с преступностью не одним, а многими оперативными подразделениями. Его значение состоит в том, что сконцентрированные в нем сведения способствуют более эффективному решению задач, возложенных Федеральным законом «Об оперативно- розыскной деятельности» на оперативные подразделения органов внутренних дел: выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществления розыска различной категории лиц и др.
Все вопросы формирования и ведения оперативного учета регламентируются ведомственными нормативными актами закрытого содержания, доступ и ознакомление с которыми строго определены законом.
Специфика оперативного учета заключается, в первую очередь, в том, что основные содержащиеся в нем сведения имеют строго конфиденциальный характер, а его пользователями является строго ограниченный круг должностных лиц - сотрудников оперативных служб - субъектов оперативно-розыскной деятельности. Поэтому порядок его формирования, как было отмечено, регулируется специальными ведомственными нормативными актами закрытого характера.
Для уяснения сущности использования сведений, содержащихся в оперативном учете, в целях информационного обеспечения оперативно- розыскной деятельности необходимо вкратце рассмотреть систему и объекты оперативного учета, порядок его ведения в органах внутренних дел.
Объектами оперативного учета являются строго определенные категории людей (например, лица, сотрудничающие с оперативными подразделениями на конфиденциальной основе, и др.), документы (дела) и факты, представляющие оперативный интерес для органов внутренних дел. Сведения о таких лицах, документах, событиях и фактах носят, как отмечалось, конфиденциальный характер, доступ к ним имеют только должностные лица, перечень которых определен ведомственными нормативными актами МВД России. Для каждого вида сведений, содержащихся в оперативном учете, разработаны подробные указания о порядке их получения, фиксации, документального отражения и т. п., положения которых являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами оперативных подразделений.
Сведения, сосредоточенные в оперативном учете, находят отражение в различных носителях информации: в делах оперативного учета, журналах, картотеках, списках, в лицевых счетах, информационно-поисковых картах, автоматизированных поисковых системах, банках данных и других носителях информации.
В общих чертах оперативный учет можно рассматривать в виде определенной системы с установленным порядком расположения и связи, входящих в него объектов, составления носителей сведений о них, организации сбора (накопления), хранения и выдачи таких сведений пользователям, а также уровней его ведения с позиций охвата определенной территории (страны, края, области и т. д.).
В обобщенном виде система оперативного учета включает в себя:
1) регистрацию и учет определенной категории граждан;
2) регистрацию и учет дел и иных документов оперативного назначения;
3) регистрацию и учет фактов и предметов, представляющих оперативный интерес.
Рассмотрим более подробно категории граждан, сведения о которых сосредоточиваются в оперативном учете. В их число входят лица, образ жизни и поведение которых характеризуются маскируемым криминальным поведением, ранее судимые, не вставшие на путь исправления, намеревающиеся совершать преступления и др.
К их числу относятся лица, поставленные на учет по делам оперативного учета. Основанием постановки на учет таких лиц является установление оперативным путем их маскируемой антиобщественной деятельности, имеющей признаки криминального характера. Это могут быть лица, совершившие преступления, но еще не разоблаченные, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда, готовящиеся к совершению преступлений, требующие оперативно-профилактического наблюдения и контроля за их поведением.
Здесь необходимо иметь в виду, что лица, поставленные на учет по делам оперативного учета, регистрируются и учитываются непосредственно в горрайлинорганах, а также централизованно - в МВД России, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
На лиц, проходящих по делам оперативного учета, заводятся дела по правилам секретного делопроизводства, производство по которым осуществляется в соответствии с Наставлением по организации и тактике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
В горрайлинорганах внутренних дел исходя из потребностей практики ведутся картотеки лиц, представляющих оперативный интерес разыскиваемых по ориентировкам других органов внутренних дел, освобожденных из мест лишения свободы, психически больных, представляющих опасность для окружающих, хронических алкоголиков, наркоманов и др. Картотека на такую категорию лиц формируется из алфавитно-справочных карточек (АСК) и ведется в алфавитном порядке по фамилиям.
Учет данной категории лиц способствует организации осуществления оперативного наблюдения за ними, изучению их образа жизни, выявлению причин, условий, побудительных мотивов их преступной деятельности. Все эти сведения позволяют оперативным работникам принимать соответствующие меры для пресечения подготавливаемых преступлений, документировать действия лиц о причастности их к подготовке или совершению преступлений, осуществлять при необходимости их розыск.
В связи с тем, что материалы, отражающие процесс подготовки и осуществления ОРМ по факту, например, преступления, или ОРМ, проводимых в отношении конкретного лица (группы лиц), сосредотачиваются в деле оперативного учета, их заведение предполагает соблюдение определенных правил. Во-первых, дела заводятся при наличии определенных оснований, аналогичных тем, что необходимы для проведения оперативно- розыскных мероприятий (пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД). Во-вторых, ведомственными нормативными актами устанавливается строго регламентированная процедура заведения дел оперативного учета. В-третьих, поскольку дело - это собрание оперативно-служебных документов, большая часть которых закрытого характера, то оперативно-розыскные мероприятия проводятся в процессе оперативного производства по ним в форме непроцессуального расследования при условии оформления их подготовки и результатов соответствующими постановлениями, планами, справками и т. п. согласно ведомственным нормативным актам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
С учетом того, что законодатель не сделал специальной оговорки о закрытом (исключительном) перечне оснований для заведения дела оперативного учета, допустимо конкретизировать такие основания, указанные в пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД, в нормативных актах оперативно-розыскных органов, что и происходит на практике. Это правомерно также потому, что дело оперативного учета есть лишь одна из форм организации ОРД, а согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, полномочны издавать нормативные акты, регламентирующие именно организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Важнейшим условием при этом является недопустимость расширений оснований для заведения дела оперативного учета, предусмотренных пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД. В нормативных актах оперативно-розыскных органов можно только их конкретизировать, исходя из специфики работы.
На сегодняшний день проблема оперативно-розыскного производства по делам оперативного учета вдвойне актуальна, так как на базе добытой информации в процессе производства по делам оцениваются результаты работы и принимаются решения в отношении конкретных лиц, проходящих по делу.
Таким образом, под делом оперативного учета понимается предусмотренная Федеральным законом об ОРД форма концентрации материалов оперативно-служебного характера в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации), проверки и оценки итогов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Иными словами, дело оперативного учета служит способом обобщения полученных (получаемых) в ходе оперативно-розыскных мероприятий сведений. Законодатель особо оговорил, что факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД). Включением данного указания в Закон об ОРД обращено внимание правоприменителей на то, что согласно Конституции РФ (ст. 23 и ст. 25) ограничение прав и свобод человека и гражданина допустимо только при наличии судебного решения и в случаях, указанных в федеральном законе. На это же обратил внимание и Конституционный Суд РФ. В своем определении он установил, что заведение дела оперативного учета не дает оснований проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, с нарушением требований Конституции и федерального закона.