Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Понятие и правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Основные понятия

1.2 Правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов и пути его совершенствования

Глава II Информационные системы и оперативные учеты, как основные формы и источники информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов.

2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.

2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета

Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

3.2  Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Список использованных источников

В ведомственных нормативно-правовых актах ведение таких картотек в обязательном порядке не предусмотрено.

В настоящее время в некоторых МВД, ГУВД, УВД накапливается опыт создания систем информационного обеспечения оперативно- розыскной деятельности. Одна из основных идей, положенных в основу их создания, - это идея интеграции локальных банков оперативной информа­ции. Она основана на том, что значимые для решения задач оперативно- розыскной деятельности сведения могут быть рассредоточены по различ­ным источникам, и их отсутствие в одном каком-либо информационном массиве еще не означает их полного отсутствия. Оперативные аппараты и иные службы компетентных органов располагают огромными массивами информации. Однако большая ее часть по различным причинам не исполь­зуется или просто игнорируется. Среди этих причин: ведомственная и межведомственная разрозненность и закрытость информационных масси­вов, узкоцелевой подход оперативных сотрудников к получаемой ими ин­формации и практическое не использование той ее части, которая не связа­на с решением актуальной (сиюминутной) задачи. Привлечение иных бан­ков информации рассчитано на то, что в них могут содержаться какие-либо представляющие интерес сведения. В этом смысле интеграция - это, по существу, расширение информационного пространства за счет объедине­ния различных разрозненных массивов информации, что, конечно, уже са­мо по себе увеличивает мощность ведущихся информационных банков, т. е. повышает вероятность получения сведений, представляющих оперативный интерес, хотя автоматически и не гарантирует этого.

Необходимо иметь в виду, что любая информационная система мо­жет дать только те сведения, которые в ней содержатся, и не более того. Дать каких-либо новых знаний она не может принципиально. То новое знание, которое может быть получено на основе содержащейся в банке данных информации, - это результат деятельности не машины, а человека - пользователя, выражающийся в характере запроса, т. е. в постановке зада­чи, а также возможностей программного обеспечения, определяющего способы манипулирования с введенными в банк данных единицами ин­формации. Поэтому многое зависит от программы ЭВМ и мощности банка данных.

Между любыми объектами учета могут существовать явные или скрытые связи. Существующее и используемое в ОВД программное обес­печение позволяет выявлять эти связи и анализировать их. Конечно, сама возможность установления таких связей, т. е. эффективность банков дан­ных, во многом зависит от качества заполнения документов первичного учета, от занесения в них достаточно полных сведений об объектах учета и их связях.


Наличие единых автоматизированных банков оперативно-розыскной информации освобождает оперативные подразделения от многократного обращения к различным учетам отраслевых служб для поиска и проверки нужных сведений, повышает оперативность и качество принимаемых ре­шений по реализации оперативной информации. Они позволяют осущест­влять как инициативно (соответствующими специализированными подраз­делениями), так и по заданиям отраслевых служб системный анализ интег­рированных данных и подготовку решений по их дальнейшему использо­ванию по наиболее сложным межотраслевым и межрегиональным престу­плениям.

Исходя из содержания хранимых в указанных банках сведений их формирование и использование нуждается в очень жестком нормативном регулировании как на законодательном, так и на ведомственном уровнях.

Помимо задекларированного права создавать и использовать инфор­мационные системы в целях решения задач борьбы с преступностью, ст. 10 ФЗ об ОРД предоставляет органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, заводить и осуществлять производство по делам оперативного учета. В связи с этим следует остановиться более подробно на оперативных учетах органов внутренних дел.

В теории оперативно-розыскной деятельности под оперативным уче­том подразумевается система сбора, классификации, регистрации и хране­ния данных о лицах, предметах и нераскрытых преступлениях по их при­знакам, предназначенная для эффективного информационного обеспече­ния деятельности компетентных органов и их оперативных аппаратов в целях предупреждения, раскрытия, расследования преступлений, розыска скрывшихся преступников и иных категорий разыскиваемых лиц [4].

Не вдаваясь в дискуссию о понятии оперативного учета, отметим, что их содержание должна составлять не только информация о лицах, предметах и нераскрытых преступлениях, но и оперативно значимые све­дения, собираемые и используемые в качестве средства решения или обес­печения решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Наличие оперативного учета позволяет систематизировать обшир­ный перечень сведений, содержащийся в различных источниках, и создать условия для их использования в борьбе с преступностью не одним, а мно­гими оперативными подразделениями. Его значение состоит в том, что сконцентрированные в нем сведения способствуют более эффективному решению задач, возложенных Федеральным законом «Об оперативно- розыскной деятельности» на оперативные подразделения органов внутрен­них дел: выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступле­ний, установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совер­шивших, осуществления розыска различной категории лиц и др.


Все вопросы формирования и ведения оперативного учета регламен­тируются ведомственными нормативными актами закрытого содержания, доступ и ознакомление с которыми строго определены законом.

Специфика оперативного учета заключается, в первую очередь, в том, что основные содержащиеся в нем сведения имеют строго конфиден­циальный характер, а его пользователями является строго ограниченный круг должностных лиц - сотрудников оперативных служб - субъектов опе­ративно-розыскной деятельности. Поэтому порядок его формирования, как было отмечено, регулируется специальными ведомственными норматив­ными актами закрытого характера.

Для уяснения сущности использования сведений, содержащихся в оперативном учете, в целях информационного обеспечения оперативно- розыскной деятельности необходимо вкратце рассмотреть систему и объекты оперативного учета, порядок его ведения в органах внутренних дел.

Объектами оперативного учета являются строго определенные кате­гории людей (например, лица, сотрудничающие с оперативными подразде­лениями на конфиденциальной основе, и др.), документы (дела) и факты, представляющие оперативный интерес для органов внутренних дел. Све­дения о таких лицах, документах, событиях и фактах носят, как отмеча­лось, конфиденциальный характер, доступ к ним имеют только должност­ные лица, перечень которых определен ведомственными нормативными актами МВД России. Для каждого вида сведений, содержащихся в опера­тивном учете, разработаны подробные указания о порядке их получения, фиксации, документального отражения и т. п., положения которых явля­ются обязательными для выполнения всеми должностными лицами опера­тивных подразделений.

Сведения, сосредоточенные в оперативном учете, находят отражение в различных носителях информации: в делах оперативного учета, журна­лах, картотеках, списках, в лицевых счетах, информационно-поисковых картах, автоматизированных поисковых системах, банках данных и других носителях информации.

В общих чертах оперативный учет можно рассматривать в виде оп­ределенной системы с установленным порядком расположения и связи, входящих в него объектов, составления носителей сведений о них, органи­зации сбора (накопления), хранения и выдачи таких сведений пользовате­лям, а также уровней его ведения с позиций охвата определенной террито­рии (страны, края, области и т. д.).

В обобщенном виде система оперативного учета включает в себя:

1) регистрацию и учет определенной категории граждан;


2) регистрацию и учет дел и иных документов оперативного назна­чения;

3) регистрацию и учет фактов и предметов, представляющих опера­тивный интерес.

Рассмотрим более подробно категории граждан, сведения о которых сосредоточиваются в оперативном учете. В их число входят лица, образ жизни и поведение которых характеризуются маскируемым криминаль­ным поведением, ранее судимые, не вставшие на путь исправления, наме­ревающиеся совершать преступления и др.

К их числу относятся лица, поставленные на учет по делам опера­тивного учета. Основанием постановки на учет таких лиц является уста­новление оперативным путем их маскируемой антиобщественной деятель­ности, имеющей признаки криминального характера. Это могут быть лица, совершившие преступления, но еще не разоблаченные, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда, готовящиеся к совершению преступ­лений, требующие оперативно-профилактического наблюдения и контроля за их поведением.

Здесь необходимо иметь в виду, что лица, поставленные на учет по делам оперативного учета, регистрируются и учитываются непосредствен­но в горрайлинорганах, а также централизованно - в МВД России, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

На лиц, проходящих по делам оперативного учета, заводятся дела по правилам секретного делопроизводства, производство по которым осуще­ствляется в соответствии с Наставлением по организации и тактике опера­тивно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

В горрайлинорганах внутренних дел исходя из потребностей практи­ки ведутся картотеки лиц, представляющих оперативный интерес разыски­ваемых по ориентировкам других органов внутренних дел, освобожденных из мест лишения свободы, психически больных, представляющих опас­ность для окружающих, хронических алкоголиков, наркоманов и др. Кар­тотека на такую категорию лиц формируется из алфавитно-справочных карточек (АСК) и ведется в алфавитном порядке по фамилиям.

Учет данной категории лиц способствует организации осуществле­ния оперативного наблюдения за ними, изучению их образа жизни, выяв­лению причин, условий, побудительных мотивов их преступной деятель­ности. Все эти сведения позволяют оперативным работникам принимать соответствующие меры для пресечения подготавливаемых преступлений, документировать действия лиц о причастности их к подготовке или со­вершению преступлений, осуществлять при необходимости их розыск.

В связи с тем, что материалы, отражающие процесс подготовки и осуществления ОРМ по факту, например, преступления, или ОРМ, прово­димых в отношении конкретного лица (группы лиц), сосредотачиваются в деле оперативного учета, их заведение предполагает соблюдение опреде­ленных правил. Во-первых, дела заводятся при наличии определенных ос­нований, аналогичных тем, что необходимы для проведения оперативно- розыскных мероприятий (пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД). Во-вторых, ведом­ственными нормативными актами устанавливается строго регламентиро­ванная процедура заведения дел оперативного учета. В-третьих, поскольку дело - это собрание оперативно-служебных документов, большая часть которых закрытого характера, то оперативно-розыскные мероприятия проводятся в процессе оперативного производства по ним в форме непроцессуального расследования при условии оформления их подготовки и ре­зультатов соответствующими постановлениями, планами, справками и т. п. согласно ведомственным нормативным актам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


С учетом того, что законодатель не сделал специальной оговорки о закрытом (исключительном) перечне оснований для заведения дела опера­тивного учета, допустимо конкретизировать такие основания, указанные в пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД, в нормативных актах опе­ративно-розыскных органов, что и происходит на практике. Это правомер­но также потому, что дело оперативного учета есть лишь одна из форм ор­ганизации ОРД, а согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, полномочны изда­вать нормативные акты, регламентирующие именно организацию проведе­ния оперативно-розыскных мероприятий.

Важнейшим условием при этом является недопустимость расшире­ний оснований для заведения дела оперативного учета, предусмотренных пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД. В нормативных актах опе­ративно-розыскных органов можно только их конкретизировать, исходя из специфики работы.

На сегодняшний день проблема оперативно-розыскного производст­ва по делам оперативного учета вдвойне актуальна, так как на базе добы­той информации в процессе производства по делам оцениваются результа­ты работы и принимаются решения в отношении конкретных лиц, прохо­дящих по делу.

Таким образом, под делом оперативного учета понимается преду­смотренная Федеральным законом об ОРД форма концентрации мате­риалов оперативно-служебного характера в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации), проверки и оценки итогов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Иными словами, дело оперативного учета служит способом обобщения полученных (полу­чаемых) в ходе оперативно-розыскных мероприятий сведений. Законода­тель особо оговорил, что факт заведения дела оперативного учета не явля­ется основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД). Включением данного указания в Закон об ОРД обращено внимание правоприменителей на то, что согласно Конституции РФ (ст. 23 и ст. 25) ограни­чение прав и свобод человека и гражданина допустимо только при наличии судебного решения и в случаях, указанных в федеральном законе. На это же обратил внимание и Конституционный Суд РФ. В своем определении он установил, что заведение дела оперативного учета не дает оснований проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, с на­рушением требований Конституции и федерального закона.