Файл: Эффективность менеджмента организации (Организация и менеджмент).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Сущность эффективности управления
3. Методы оценки и измерения эффективности управления
3.1. Необходимость оценки эффективности
3.2. Показатели измерения эффективности
3.3. Задачи менеджеров по эффективному оперативному функционированию организаций
3.4. Задачи менеджеров по эффективному стратегическому развитию организаций
4. Рационализация организационной деятельности
4.2. Повышение качества управленческого и исполнительского труда
В Японии первое место занимает - показатель объема продаж, второй -прибыль, реализация долгосрочных целей здесь оценивается более высоко по сравнению с выполнением задач оперативных планов.
В США индекс прибыли находится на первом месте (это рассматривается как альтернатива обороту), а краткосрочным целям уделяется больше внимания и усилий, чем долгосрочным. Поэтому интересы инвесторов, поддержание цены акций и уровня дивидендов постоянно находятся в центре внимания высшего руководства компаний.
Многочисленные подходы оценке эффективности организаций и их систем управления требуют единого методологического инструмента для сравнения и определения лучших предприятий в промышленности, регионе, стране.
Такая методология, применяемая к промышленным предприятиям в России, была разработана экспертами Экспертного института в сотрудничестве с Московской межбанковской валютной биржей. Он основан на сравнении предприятий по 11 основным финансово-экономическим показателям, всесторонне характеризующим деятельность предприятий и широко используемым во всем мире:
- рентабельность активов по чистой прибыли;
- рентабельность собственного капитала;
- рентабельность основных видов деятельности;
- рентабельность проданной продукции за счет ее продукции;
- коэффициент общего оборота активов;
- оборот дебиторской задолженности;
- оборот кредиторской задолженности;
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент автономии (доля собственного капитала в совокупных активах);
- соотношение обеспечения собственных средств текущих активов;
- доход на одного занятого человека (производительность труда).
Эти показатели используются для всестороннего определения предприятий для каждой отрасли. С этой целью все предприятия соответствующей отрасли рассматриваются в порядке уменьшения (ухудшения) значений каждого отдельного финансово-экономического показателя. Оценки, полученные каждым предприятием в каждом отдельном рейтинге, суммируются, и полученная сумма делится на количество показателей. Это среднее значение ранга используется как основа для интегрированного ранжирования предприятий в отраслях. Среднее значение, которое компания занимает в рейтинге по каждому финансово-экономическому показателю, тем выше его место в рейтинге отрасли.
Кроме того, методология предусматривает построение сводной оценки (ЭКСИН-рейтинга), которая использует доходность активов, то есть отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всех активов предприятия. В мировой практике финансового анализа общепризнано, что он является одним из самых важных в оценке успеха фирмы. Результат ранжирования по этому показателю позволяет вам выбрать лучшее.
Эта методология была использована для проведения всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности в 1998 году, примерно 2300 крупнейших предприятий промышленности и связи, на которые приходится не менее 70% от общего объема производства в каждом секторе и регионе Российской Федерации. В результате было выявлено 1000 лучших предприятий России. Среди них наиболее впечатляющими являются: пищевая промышленность (26%), промышленность строительных материалов (14%), машиностроение (14%), легкая промышленность (8%) от общего числа лучших предприятий.
Лидерами по доходности активов являются химическая и фармацевтическая промышленность, цветная металлургия и пищевая промышленность (Информационно-аналитический справочник «1000 лучших предприятий России». Москва, 1999). Пути и средства достижения более высоких показателей эффективности, которые выбирает каждая компания, в зависимости от стратегических целей развития и ситуационных особенностей ее функционирования. Концепция управления организацией отражает основные принципы модели, взятые за основу для ее построения. Оперативное управление является главной задачей менеджеров «закрытых» организаций, стратегическое управление находится в центре внимания менеджеров организаций как открытых систем, активно взаимодействующих с окружающей средой.
3.3. Задачи менеджеров по эффективному оперативному функционированию организаций
Согласно первой модели, для достижения целей организации необходимо оптимально использовать все типы ресурсов. Таким образом, управление организацией сосредоточено в основном на операционном управлении, благодаря которому оптимизируется структура производственных факторов и весь производственный процесс, его эффективность оценивается в соответствии с экономическим показателем, определяемым как отношение объема производства к отработанным ресурсам.
Основными задачами менеджеров во второй модели являются организация и управление персоналом, что в конечном итоге должно привести к достижению целей предприятия. В то же время организация предоставляет соответствующие структуры, регулирует отношения между рабочими и координирует процессы, необходимые для выполнения поставленных задач. Управление персоналом, в свою очередь, включает в себя личное и конкретное воздействие на сотрудников, что необходимо для своевременного принятия решений и успешной реализации запланированных планов.
Если все внутренние процессы, связанные с персоналом, управляются должным образом, у организации нет проблем с достижением задач по выпуску продуктов, прибыли, доходов и т. д. В качестве критерия успеха работы над этой моделью эффективность организации улучшилось за счет улучшения его людских ресурсов. Такой подход требует разработки специальных методов, позволяющих оценивать качество работы, здоровье организации в широком смысле и определять внутренние процессы, требующие мер по повышению производительности труда.
Как и в механистической модели, система управления здесь также ориентирована на анализ внутренних факторов и условий функционирования организации. Таким образом, обе модели можно рассматривать как «закрытые», то есть не учитывать влияние на эффективность факторов окружающей среды. Как справедливо отмечает Т. Петерс и Р. Уотерман в работе «В поисках совершенства», теоретикам управления первых 60 лет 20-го века не заботились о проблемах деловой среды, конкуренции, продаж и всего остального, что имеет внешний характер для организации. Они придерживались взгляда на мир с точки зрения «замкнутой системы». Возможно, именно эти ограничения привели к необходимости разработки новых моделей организаций, которые характеризуются своей «открытостью», то есть с учетом того, что внутренняя динамика организации формируется под влиянием внешних событий.
3.4. Задачи менеджеров по эффективному стратегическому развитию организаций
В третьей модели основным направлением деятельности менеджеров является стратегическое управление, поскольку поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по своему усмотрению, не может быть объектом точного прогнозирования и планирования. Эта модель утверждает единство системной сложности и сложность внешней среды, тогда как предыдущие методы стремились уменьшить сложность.
Отметив выше, что в открытых системах большое значение придается стратегическому управлению, которое включает разработку стратегических планов развития и методов их реализации. В процессе стратегического планирования менеджеры создают ограниченное число областей бизнеса, в которых организация может стать победителем в конкурентной борьбе. С этой целью указывается общая цель предприятия и принимаются решения относительно групп потребителей, видов товаров и услуг и рынков в соответствии с предлагаемыми изменениями. Основное внимание уделяется факторам, которые повышают способность организации гибко реагировать на появление новых условий и ситуаций в окружающей среде и на рынках. Все это значительно снижает вероятность точных решений относительно стратегических перспектив и необходимых ресурсов и приводит к снижению достоверности количественных оценок рентабельности использования ресурсов и ожидаемой доходности. Стратегия оценивается путем сопоставления результатов работы со стратегическими целями.
Четвертая модель организации представляет собой самые сложные требования к системе управления, поскольку она основана на рассмотрении самых разнообразных и разнонаправленных интересах и необходимости измерять выгоду от их удовлетворения соответствующими затратами на ресурсы. Такой подход практически означает принятие в качестве основы стратегии ограниченной оптимизации, в которой достижение какой-либо одной цели организации ограничено требованием выполнять другие задачи на приемлемом уровне. Следует поддерживать определенный баланс между такими различными целями, как, например, продажи, прибыль, доходы, интересы персонала и местных органов власти, охрана окружающей среды и т. д. Общественная значимость предприятия усиливает роль и влияние социальных норм и ценностей, культурных и нравственных установок как внутри системы, так и в отношениях с внешней средой. В этой связи основными функциями управления являются: достижение высокой производительности и эффективности за счет укрепления духа сотрудничества и участия сотрудников в делах организации, а также постоянного баланса интересов основных групп, заинтересованных в организации лиц, необходимых для укрепления положения компании в обществе. [3]
4. Рационализация организационной деятельности
4.1. Принципы рационализации
Рационализация - это улучшение, совершенствование, внедрение более эффективной организации управленческой и исполнительной работы. Термин «рационализация» исходил из латинского слова «ratio —разум», поэтому рационализацию следует понимать, как разумную организацию работы.
Принципы рационализации, сформулированные в начале 20-го века американскими учеными Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, Ф. Гилбертом, М. Вебером, Г. Фордом и другими, основывались на принципах и методах организации производства и управления, обеспечения максимальной прибыли, наряду с улучшением технологий и организация производства.
Ленин также признал целесообразность принципов рационализации, критикуя тейлоризм как средство интенсификации эксплуатации рабочих, в то же время отметил, что рационализация содержит «ряд богатейших научных достижений в анализе механических движений во время труда, вытеснение ненужных и неудобных движений, разработка правильных методов работы, внедрение лучших систем учета и контроля и т. д. во что бы то ни стало, Советская республика должна извлечь все выгоды из достижений науки и техники в этой области.
Рационализация основана на совершенствовании управления, обеспечении максимально возможного уровня эффективности развития экономических и хозяйственных субъектов в интересах общества в современных условиях в рамках объективно действующих законов организационных систем и учета производительных сил общества как целое. Но на него также влияют производственные отношения конкретной социальной организации с присущими ей формами собственности.
Рационализация организационной деятельности - это, прежде всего, процесс, который обеспечивает улучшенное и, следовательно, более качественное состояние системы посредством четкой организации производственной деятельности, используя новейшие достижения науки и техники во всех подразделениях предприятия, включая управление и управляемые части. Техническое и организационное совершенствование на предприятии неразрывно связано с улучшением условий труда и творческим подходом к решению поставленных задач.
Принципы рационализации эффективны только в том случае, если они опираются на законы организационных систем, которые обеспечивают положительную динамику развития организаций. Основными направлениями рационализации деятельности организационных систем являются совершенствование научной организации труда, результатов труда, средств труда и технологических процессов. Рассмотрим каждое из этих направлений отдельно.
Совершенствование научной организации труда. Рационализация трудового процесса обеспечивает создание наиболее благоприятных условий труда, устранение перегрузок и перенапряжение нервных состояний. Этими целями являются создание комфортных режимов работы и отдыха, разработка правил безопасности, снижение влияния производственных рисков (в частности, выбросов, шума, вибрации, газового загрязнения) на организм человека, улучшение эстетики производства, и т.п.
Предпосылкой для рационализации является пропорциональное развитие управляемой и рабочей части, а также согласованность и ритм работы команды. Реализация принципов рационализации осуществляется путем улучшения нормирования и оплаты труда, совершенствования организационного планирования, отчетности и контроля. Эти меры призваны обеспечить сознательное отношение к работе, экономичное использование рабочего времени, повышение производительности труда, усиление исполнительной дисциплины.
Значительный прогресс в рационализации деятельности компании может быть достигнут путем объединения ряда предприятий в сфере товарооборота и установления корпоративных связей с различными субъектами и объектами внешней среды.