Файл: Эффективность менеджмента организации (Организация и менеджмент).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На протяжении многих лет качество работы организаций в нашей стране оценивалось с точки зрения качества задач, которые ставит перед собой общество, и эти задачи были сформулированы для оценки качества конечного продукта. Для их решения различные стандарты были успешно использованы, и все еще используются. Самой известной и эффективной является система государственных стандартов - ГОСТ.

Влияние этих стандартов распространяется не только на материальные продукты, но и на различные услуги. Следует отметить, что благодаря усилиям Государственного стандарта и его подразделений, Академии проблем качества и других научно-технических объединений России в последнее время началась работа по созданию, внедрению и сертификации систем качества на отечественных предприятиях и в организациях заметно оживленно. В настоящее время с точки зрения насыщения рынка и четко выраженных тенденций к глобализации экономической деятельности, что особенно связано с развитием информационной экономики и электронной коммерции, концепция управления качеством используется для оценки перспектив выживания организации в условиях интенсивной конкуренции.

В соответствии с этой концепцией термин качество включает, как уже отмечалось выше, не только качество конечного продукта, производимого организацией, но и достижение всех целей эффективного управления организацией. К ним относятся: соблюдение общих принципов современных методов ведения бизнеса, отношения между организацией и обществом, методы взаимодействия с другими организациями и государством и, наконец, отношения между людьми внутри самой организации.

Именно этот подход к оценке качества работы организации, мы еще раз подчеркиваем это, в целом является основой для разработки международных стандартов качества I S O 9000 или I S O 9001. С помощью этих стандартов можно упростить и облегчить выполнение следующих задач, которые являются ключевыми для любой организационной системы:

- организация и оценка эффективности процесса управления;

- оценка соответствия организации современным требованиям;

- оценка адаптационных способностей организации при изменении состояния рыночной среды и запросов клиентов;

- оценка профессиональной пригодности персонала;

- организация сертификации;

- организация производственного процесса;

- овладение методами информационной экономики и электронной коммерции;

- оптимизация процессов создания организационных систем.


Информатизация всех аспектов общественной жизни, в том числе экономической деятельности, привела к разработке новых направлений в разработке организационных систем, в частности, связанных с разработкой стандартов организационной структуры систем управления. Основные принципы стандартизации элементов управленческой деятельности изложены в соответствующем разделе учебника Смирнова Е.А. «Основы теории организации».

Стандартизация основных элементов системы управления обеспечивает внедрение лучших технологий управления, позволяет сравнивать цели, стоящие перед организацией, с ее материальными и управленческими ресурсами, разрабатывать систему критериев оценки эффективности организаций и решать ряд другие важные задачи проектирования и управления организациями.

Современная философия качества, воплощенная в международных стандартах I S O 9000 или I S O 9001, выдвигает ряд дополнительных требований к управлению организацией. Процедура сертификации может завершиться успешно, если система управления удовлетворяет минимальным требованиям
(или стандартов в контексте рассматриваемых документов) в области управления качеством. Рассмотрим основные требования.

Деятельность организации может рассматриваться как процесс превращения одного продукта (материального или нематериального) в другой. Результатом его деятельности может быть создание оборудования для использования в технологических и производственных процессах на других предприятиях, информация (данные маркетинговых исследований, предназначенные для планирования торговых операций), товары народного потребления, продукты питания, различные виды услуг и т. д.

Входом организации в большинстве случаев являются результатами труда других организаций в виде материальных объектов или информации. В некоторых случаях ввод представляет собой природные ресурсы или результаты любых природных явлений. В I S O 9000 существует четыре основные категории продуктов:

- оборудование (технические средства);

- интеллектуальные продукты или средства, под которыми понимается результат интеллектуальной деятельности, включающий информацию, предназначенную для обеспечения жизнедеятельности других организаций. Он может быть представлен в виде консалтинговых услуг, разработки технологий для внедрения технологических процессов или бизнес-деятельности, программ для решения различных задач управления, информационных массивов, содержащих данные на рынке и деятельности организаций, аудио-видео и печатной продукции самого разнообразного контента;


- материалы, предназначенные для дальнейшей переработки и использования в других отраслях промышленности (различные виды энергоресурсов, металлов, пиломатериалов, пластмасс, химических материалов, сельскохозяйственной продукции и т. д.);

- товары народного потребления, товары, услуги.

Основной задачей построения такой классификации является определение категорий конечного продукта, в рамках которого требования к системам управления качеством деятельности организаций-производителей будут идентичными. Общее управление качеством достигается за счет управления процессами, происходящими в организации.

В организации рекомендуется использовать обобщенную схему управления качеством, основанную на том, что в соответствии с международными стандартами ISO 9000 или ISO 9001 деятельность организации должна рассматриваться как процесс преобразования исходного продукта в какой-либо конечный продукт

Концептуальная основа I S O 9000 заключается в том, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции через сеть процессов. Общий процесс деятельности организации - сложный параллельный - последовательный состав промежуточных процессов, который необходимо анализировать и постоянно обновлять.

Для обеспечения оптимального управления качеством и организации взаимодействия между этими процессами в сети, I S O 9000 предполагает, что каждый процесс имеет уполномоченного лица - так называемого владельца процесса. Этот человек несет ответственность за этот процесс, его задача - обеспечить однозначное понимание всеми участниками процесса их ответственности и полномочиями. Процесс управления организацией должен быть направлен на создание взаимодействия всех управленческих и исполнительных подразделений организации.

Традиционная концепция управления организацией включает строго формализованную деятельность лидера: постановка задачи, предоставление подчиненным необходимых ресурсов для решения проблемы, поощрение их к достижению положительных результатов и обвинение их в недостаточной производительности. В этом случае действия подчиненных строго соответствуют порядкам официального лидера.

Концепция перехода к управлению качеством организации направляет руководителей всех уровней к созданию такого социального микро и макроклимата, где каждый член коллектива считает необходимым для него систематически улучшать результаты своей работы, чтобы улучшить работу организации в целом. Для каждого правила становится нормой: «Завтра работа немного лучше, чем сегодня». В этом случае руководитель должен предпринять следующие шаги для увеличения участия подчиненных сотрудников в процессе разработки и достижения общей цели:


- для достижения общего видения цели - руководитель должен иметь видение
цель, которой он руководит фирмой, и сделать ее понятной каждому члену организации;

- дают возможность действовать по-другому - менеджер в этом случае развивает в сотрудниках чувство участия в общем деле;

- критически оценить текущий порядок - руководитель должен возглавить «движение для постоянного улучшения качества».

При внедрении концепции управления качеством важно побудить каждого члена организации верить в свои способности, развивать понимание исключительной важности, приданной ему в организации миссии. Эти факторы должны использоваться в качестве основы для развития личных мотивов, которые мотивируют каждого сотрудника на постоянное самосовершенствование, целью которого будет желание улучшить свою работу, добиться большего. Коллектив организации выбирается таким образом, чтобы руководители могли доверять своим исполнителям. Только в этом случае руководитель может делегировать часть своих полномочий подчиненным как в области ответственности за используемые материальные и денежные ресурсы, так и в вопросах управления качеством.

При отборе персонала особое значение имеет оценка не только чисто профессиональной пригодности персонала, но и социально-психологических качеств личности, с учетом воздействия развитой системы мотиваций. Отношения между руководителем и подчиненными членами организации должны быть организованы таким образом, чтобы заставить работников желать оправдать доверие руководителя. Здесь применяется весь набор технологий управления системами качества, описанных в стандартах ISO 9000 и 9001.

Любая организация представляет собой сложную управляемую социальную и экономическую систему, которая превращает некоторый исходный продукт в другой материальный или нематериальный продукт, потребителем которого являются другие организации или отдельные лица. В деятельности организации всегда есть внешние и внутренние цели. Внутренние цели, как правило, включают коммерческую идею с проблемами увеличения собственного дохода, обеспечения стабильного развития организации, удовлетворения материальных и духовных потребностей членов команды. Внешние цели - это те, для которых общество рассчитывает, поддерживая деятельность организации. Они должны быть направлены на решение определенных социальных проблем. В самом общем смысле деятельность всех организаций направлена ​​на улучшение качества жизни общества, когда общество это понимает.


Ранее отмечалось, что оценка качества деятельности организации является очень сложной задачей, поскольку она включает в себя большое количество показателей, многие из которых не описаны количественно. Кроме того, он обязательно включает индикаторы взаимоотношений между организацией и потребителем ее конечного продукта, а также всех участников логистического процесса. Оценка качества должна учитывать внутренние коммуникации и отношения с государством и обществом в целом.

Способность организации выжить в значительной степени определяется ее значимостью как надежного партнера в экономической и социальной деятельности. Поэтому в условиях развития мировой торговой системы, интенсивной конкуренции, насыщения рынка товарами и услугами потребители конечного продукта требуют независимого и объективного подтверждения качества организации во всех наборах показателей, и не только в качестве конечного продукта.

Благодаря совершенствованию и упорядочению управленческой деятельности обеспечивается становление организации - появление нового высшего качества организационной системы. Возникновение включает в себя два типа изменений: количественные, определяемые добавлением начальных качеств и качественные, не приводимые к исходным параметрам, а не из-за каких-либо существенных изменений. Американские ученые Р. Селлерс, У. Монтегю, А. Лавджой рассматривают появление как проявление внутреннего динамизма системы. Особый случай возникновения - Университет. Появление в более обобщенной форме можно рассматривать как процесс перехода количества к качеству в рационально организованную, динамически развивающуюся систему.

Очевидно, что минимальный набор требований для обеспечения качества системы управления организацией необходим, но неадекватное условие для выживания организаций в конкурентной среде. Только те организации, которые будут выполнять свою работу более качественно, чем их конкуренты, преуспеют. Для определения перспектив существующей или планируемой организации оценка качества должна носить характер оценки. Таким образом, он, если не полностью, по крайней мере частично организует организацию на основе «лучше - хуже», т. е. оценивать организации по качеству своей деятельности.

На работу организации влияют различные субъекты, объекты и факторы внешней и внутренней среды. Поэтому в процессе оценки качества необходимо провести одновременное и скоординированное изучение набора показателей, характеризующих основные аспекты управления. Значительный вывод о качестве организационной деятельности может быть получен путем выявления качественных и количественных отличий анализируемого объекта от эталонной модели, основанной на изучении деятельности предприятий, которые наиболее успешно работают в аналогичной сфере бизнеса. [2]