Файл: Эффективность менеджмента организации (Организация и менеджмент).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Вопрос об эффективности привлекает (волнует) менеджеров с самого начала управления.

Науку управления можно назвать наукой об эффективности производства, инноваций и т. д. Да и сама работа менеджера состоит в том, чтобы быть эффективным. Что бы он ни делал - бизнес или работал на предприятии – от него требуется надлежащего выполнения задач, то есть от него ожидают эффективности. Тем не менее, руководящие должности и должности менеджеров иногда занимают работники, которые не имеют высокой эффективности, хотя среди них есть много людей с высоким интеллектуальным уровнем и творческим воображением. Эти люди, как правило, хорошо осведомлены и обладают большими знаниями. Однако между этими качествами менеджера и его эффективностью в качестве сотрудника нет прямой взаимосвязи. Даже самые одаренные и неординарные люди могут быть на удивление неэффективными; они иногда не понимают, что благодаря одной способности вы не можете достигнуть значительных успехов в своей работе. Они не понимают, что талант может способствовать эффективности только посредством целенаправленной работы. И, наоборот, в каждой организации есть высокоэффективные работники, у которых нет особых талантов и навыков. В то время как некоторые лихорадочно мчатся, имитируя бурную деятельность и активность, которую другие иногда берут за «творческую искру», другие шаг за шагом медленно приближаются к цели и достигают ее первыми.

Точно так же люди, организации могут получать прибыль, но не быть эффективными, и наоборот, организация может обанкротиться, но это не означает, что ее деятельность не была эффективной.

Так что определение эффективный менеджмент не столь простое понятие как это может показаться на первый взгляд.

1. Организация и менеджмент

Попытайтесь найти кого-то из своей среды окружения, который не принадлежит какой-либо организации, и вы обнаружите, что это не так просто сделать. Подавляющее большинство членов общества являются членами одной или нескольких организаций. Эти организации могут быть промышленными, образовательными или исследовательскими, государственными или частными, крупными или малыми, временными или постоянными. Этот список можно продолжить в течение очень продолжительного времени. Важно подчеркнуть, что существует множество организаций. Большинство людей почти все их сознательные жизни связаны с той или иной организацией, являются их сотрудниками или вступают в контакт с ними.


Что такое организация? Можно ли указать какие-либо общие черты, характерные для любой организации, независимо от ее размера, в какой сфере она функционирует и какие задачи она решает? Отвлекаясь от отдельных конкретных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, которые являются членами этой организации, задачи, для которых существует организация, и руководство, которое формирует, мобилизует и вводит в действие потенциал организации для проблемы, с которыми он сталкивается.

Основываясь на этом понимании основных компонентов организации, ее можно определить, как систематизированную, сознательную связь действий людей, преследующую достижение определенных целей. В случае установления установленных границ организации, если ее место в обществе определено, организация принимает форму социальной ячейки и действует как социальный институт.

Любая организация может быть представлена ​​как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она дает продукт, созданный в организации.

Поэтому жизнь организации состоит из трех основных процессов:
- получение сырья или ресурсов из внешней среды;

- производство продукции;

- перенос продукта во внешнюю среду.

Все эти три процесса жизненно важны для организации. Если по крайней мере один из процессов завершается, организация больше не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации для их реализации принадлежит руководству. Именно для решения этих проблем существует управление в организации, и это основная роль, которую менеджмент играет в организации.

Поскольку руководство играет такую ​​важную роль в организации и решает такие многогранные задачи, руководство организации не может быть представлено только как особый вид деятельности для целенаправленной координации действий участников в процессе совместной работы. В дополнение к функциональным характеристикам руководства, отвечая на вопрос о том, что и как делать в управлении, очень важными аспектами обзора руководства являются также:

- отношения между руководством и системой отношений в организации;

- управление и внешняя среда организации;

- лидерство.

Поскольку управление является многогранным явлением, которое охватывает процессы, происходящие в организации, связанные как со своей внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, ее рассмотрение, в зависимости от того, какие процессы ставятся на первый план, может проводиться с разных точек зрения. [1]


2. Сущность эффективности управления

Осуществление руководства организа­цией и сотрудниками вызывает необходимость определения эффективности дан­ной деятельности, использования при этом специфических изме­рителей. В этой связи целесообразно использовать концепцию «эффективности управления». Актуальность этой проблемы объясняется многими факторами, в том числе:

- рост доли и значения управленческого труда в совокупном результате производства (коммерческая деятельность);

- рост числа административных и управленческих кадров;

- возможность больших потерь из-за низкого качества и отсутствия

оперативного управления.

Эффективность управления как социально-экономической категории - это эффективность этой деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления заключается в том, чтобы отразить уровень и динамику ее развития, качественные и количественные аспекты этого процесса.

Эффективность управления также выступает в качестве своего рода конвенции, символа, результата функционирования системы управления, к которой необходимо стремиться.

Эффективное функционирование системы управления организацией предполагает, что каждый ее элемент (организационная структура, персонал, методы и процессы управления, управление документами и т. д.) отвечает установленным для него определенным требованиям. Кроме того, это соответствует системе управления в целом, ее целям и задачам, а также тем элементам системы, в прямой зависимости от которых он находится.
Кроме того, состояние их внешней среды также оказывает значительное и растущее воздействие в современных условиях на эффективность управления организациями, особенно коммерческими. Влияние этого, объективного по отношению к организации, фактора является как экономическим, так и социальным.

В то же время организация и ее система управления также оказывают определенное влияние на внешнюю среду, в определенной степени ее формирующую. В этой связи мы можем выделить внешнюю эффективность организации и эффективность ее управления.

Таким образом, внешняя эффективность управления коммерческой организацией может характеризоваться обобщающим качеством фактора обслуживания, который отражает такие показатели, как стабильность ассортимента товаров, использование прогрессивных методов продажи товаров, форма обслуживания клиентов, трудоемкое ожидание обслуживания, культура обслуживания.


Следует отметить, что существуют определенные противоречия между внутренними и внешними компонентами эффективности управления организацией. Дело в том, что организация как экономически относительно отдельный, независимый экономический субъект, выступающий в качестве производителя или реализатора товаров и услуг, имеет свои собственные интересы и цели, которые отличаются от интересов государства, регионов и населения.

На эффективность управления организацией влияют меры по совершенствованию системы управления. В этом случае необходимо учитывать, что сделанные изменения и издержки и полученные результаты могут иметь совершенно иной, несовместимый характер. Таким образом, эти меры по совершенствованию системы управления могут состоять из определенных материальных затрат, инвестиций, социальной деятельности или ограничены организационными изменениями. Результатом этого могут быть изменения (увеличение и (или) снижение) экономической и социальной эффективности управления. Также возможно повысить экономическую эффективность при одновременном снижении социальных показателей и наоборот. Результат проведенных мероприятий может появиться сразу или через некоторое время, иногда после значительного периода времени. Это затрудняет оценку эффективности мер по улучшению управления. [4]

3. Методы оценки и измерения эффективности управления

3.1. Необходимость оценки эффективности

Измерение и оценка эффективности необходимы всем организациям, поскольку они позволяют им активно влиять на их текущее состояние и тенденции развития, определять размер и направление изменений, выявлять наиболее важные факторы роста, отслеживать и корректировать неконтролируемые процессы, принимать решения об изменениях и прогнозируют их влияние на ключевые параметры, а также планируют дальнейшее совершенствование компании и ее подразделений. Измерение и оценка эффективности являются непременным условием успешного функционирования и развития организации.

Любая эффективно функционирующая и развивающаяся организация разрабатывает методологию и систему измерения, отражающую приоритеты, соответствующие выбранным моделям, а также содержит необходимые рекомендации о том:


- где, что и когда измерять;

- кто должен выполнять этот процесс;

- с чем делать сравнения, чтобы сделать правильные выводы о состоянии и развитии организации.

3.2. Показатели измерения эффективности

Показатели, используемые для измерения и оценки эффективности организаций, целесообразно рассматривать отдельно по закрытым и открытым типам. Это позволит получить более полное представление о тех дополнениях к методикам и изменениях в системе оценок, которые предстоит сделать нашим отечественным организациям, осуществляющим в связи с рыночной реформой реструктуризацию и озабоченных получением не только краткосрочного, но и долгосрочного эффекта.

Измерение и оценка эффективности организаций закрытого типа основаны на анализе и расчете показателей, отражающих использование внутренних ресурсов, применяемых или используемых при производстве товаров или услуг. В первой модели внимание сосредоточено на выпуске продуктов или услуг, создаваемых организацией (то есть на так называемых «выходах» производственной подсистемы), а во втором - на внутренние процессы, которые происходят в ней и определить производительность (и, следовательно, эффективность).

В условиях централизованной экономики, т. е. в 1920-1980-х годах, первая модель была концептуальной основой функционирования и развития отечественных предприятий, и есть рекомендации по оценке и измерению эффективности, разработанной наукой и применявшейся на практике.
Содержание концепции эффективности на уровне предприятия ограничивалось рамками, в которых они выступали в качестве составных частей государственной собственности. Государство решает почти все вопросы, связанные с определением размера спроса и производства, распределением ресурсов и продуктов, цен и рынков сбыта, системами инвестиций и заработной платы. Поэтому предприятиям необходимо было обеспечить, прежде всего, эффективное производство, то есть выполнить планы, изложенные выше, при максимальном снижении ассигнований на это. В центре их внимания были пути, способы и факторы повышения производительности труда, снижения издержек производства, выполнения плана валовых количественных показателей. Именно для этих целей были направлены усилия системы управления предприятием, и с этой точки зрения была оценена эффективность управления производством.