Файл: Процессы принятия решений в организации (Управленческое решение: сущность, содержание, классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подход к определению качества управленческого решения

Характеристика

Превосходство

Качество как абсолютный, признаваемый всеми заинтере­сованными сторонами признак наилучшего управленчес­кого решения

Совокупность свойств

Качество является системной категорией, объединяющей различные свойства управленческого решения

Соответствие назначению

Качество как способность принятого управленческого ре­шения разрешить определенную проблемную ситуацию

Соответствие стоимости

Качество как соотношение результата, достигнутого при исполнении управленческого решения, к соответствую­щим затратам

Соответствие стандартам

Качество как соответствие принятого управленческого решения действующим в организации, а также законода­тельно установленным нормам, требованиям и стандартам

Полнота удовлетворения запросов потребителей

Качество как полнота удовлетворения требований и поже­ланий потребителей в результате реализации управлен­ческого решения

Источник: [11, с.29, таблица 1].

Категория «качество управленческого решения» мо­жет применяться по отношению ко всем управленческим решениям, принимаемым и выполняемым в организации. Качество управленческих решений отражает не только по­тенциал, которым обладает организация, но и достигнутые результаты, а также саму деятельность по их достижению. Качество управленческого решения можно определить как системную, многоуровневую категорию, отражаю­щую способность менеджеров организации принимать и реализовывать решения, удовлетворяющие потребности сторон, заинтересованных в ее деятельности, достигая при этом устойчивого развития в постоянно меняющихся конкурентных условиях.

Свойства, отражающие качество управленческого решения, можно подразделить на две группы (рисунок 1.2).

К обобщающим свойствам управленческого решения можно отнести четкость формулировок, простоту, логическую последовательность, степень решения поставлен­ной задачи. Данные свойства характеризуют управленческие решения, принимаемые на различных уровнях управления и в различных сферах деятельности организации.

Рисунок 1.2 - Качественные свойства управленческого решения

Источник: [11, с.29, рисунок 1].

В отличие от обобщающих единичные свойства характеризуют качество опреде­ленного типа управленческого решения.


Можно выделить такие единичные свойства, отражающие качество управленческого решения, как надежность, эконо­мичность, этичность, технологичность, экологичность, длительность реализации, целенаправленность, зависимость от внешней среды, глубина воздействия.

Таким образом, обобщающие свойства отражают целостность решаемой проблемы и наличие четкого алгоритма либо методов ее решения. Своевременность и полезность принимаемого решения характеризуют его целостность в данный конкретный момент времени.

Качество управленческих решений и его свойства влияют на результативность и эффективность принимаемых решений (рисунок 1.3).

Качественные свойства управленческого решения

Обобщающие

Единичные

Результативность управленческого решения (степень достижения намеченного результата)

Эффективность управленческого решения (соотношение достигнутого результата от реализации решения с затратами на его осуществление)

Рисунок 1.3 - Взаимосвязь качества, результативности и эффективности управленческого решения

Источник: [11, с.30, рисунок 2].

Качество управленческих решений формируется под воздействием целой системы факторов (рисунок 1.4).

Факторы, определяющие качество управленческих решений

Качество управленческого решения

Факторы, обусловленные внешней средой организации

Факторы, связанные с особенностями решаемой проблемы

Факторы, обусловленные особенностями организации и лиц, принимающих решения

Рисунок 1.4 -Система факторов, определяющих качество управленческих решений

Источник: [11, с.31, рисунок 4].

Факторы, обусловленные воздействием внешней среды организации (объективные факторы) включают: экономические; демографические; природные; научно-технические; правовые; политические факторы, культурные традиции страны, а также влияние групп субъектов, непосредственно заинтересованных в деятельности организации.

Факторы, отражающие воздействие внешней среды на качество управленческих решений, в конечном счете играют определяющую роль по отношению ко всем ос­тальным факторам. В теории управления принято разделять приведенные факторы внешней среды на факторы среды прямого и косвенного воздействия. К первой группе, как правило, относят влияние групп субъектов, непосредственно заинтересованных в деятельности организации. В состав данных групп входят поставщики, потребите­ли, конкуренты, государство, инвесторы, кредиторы. Названные субъекты оказывают прямое влияние на качество управленческих решений, принимаемых в организации. Остальные факторы относятся к среде косвенного воздействия. Однако они могут переходить в разряд прямых факторов. Так, в период экономического и политического кризиса соответствующие факторы выдвигаются в разряд первостепенных, оказываю­щих влияние на качество принимаемых управленческих решений.


Следующая группа факторов, воздействующих на качество управленческих решений, представлена на рисунке 1.5.

Каждый из перечисленных факторов оказывает существенное воздействие на качественные свойства управленческого решения. Так, одним из факторов, связанных с особенностью решаемой задачи, является фактор времени. Количество и цели учас­тников, принимающих управленческое решение, а также их заинтересованность в ре­зультатах его реализации оказывают значимое воздействие на качество этого решения. Влияние данного фактора во многом зависит от того, к какому типу относится прини­маемое решение — к индивидуальному или групповому.

Рисунок 1.5 - Факторы, обусловленные особенностями решаемой проблемы

Источник: [11, с.32, рисунок 5].

Третья группа факторов, воздействующих на качество управленческих решений, обусловлена особенностями организации, в рамках которой принимаются решения, а также лич­ностью лила, принимающего решения (рисунок 1.6).

Рисунок 1.6 -Факторы, обусловленные особенностями организации и лица, принимающего решения

Источник: [11, с.34, рисунок 6].

Факторы, представленные на рисунке 1.6, в отличие от факторов первой группы носят внутренний характер. Во многом факторы, связанные с особенностями организации, зависят от факторов внешнего воздействия, которые могут играть и ведущую роль по отношению к другим факторам, влияющим на качество управленческих решений. Особенности формируют организацию как систему, взаимосвязь и взаимодействие элементов которой обеспечивает достижение стоящих перед ней целей. Изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость принятия мер управленческого воздействия, направленных на сохранение свойств системы как целостного образования.

Влияет на качество управленческих решений и блок факторов, связанных с лицами, принимающими решения. Участие в управлении невозможно без принятия обязательств и ответственности. Качество принимаемых в организации управленческих решений непосредственно определяется профессиональной подготовкой самого руководителя; профессионализмом подобранного им персонала; организационными и социально-экономическими условиями, созданными руководителем, в которых возможно проявление профессионализма; стимулированием реализации потенциала работников в их деятельности.

Обобщая вышеизложенное, представим совокупность факторов, воздействующих на качество управленческих решений, в виде схемы (рисунок 1.7).


Факторы, связанные с особенностями решаемой проблемы

Факторы, связанные с особенностями организации

Факторы внешней среды

Значимость

Время

Срочность

Цели и стратегия

Организационная культура

Взаимосвязь с другими аспектами деятельности

Наличие альтернатив

Риск

Участники

Масштаб деятельности

Структура

Персонал

Лидерство и стиль управления

Политическая и правовая среда

Социально-экономические и культурные особенности

Природная среда

Конкуренты

Партнеры

Государство

Внешние воздействия

Потребители

Рисунок 1.7 - Система факторов, определяющих качество управленческого решения

Источник: [11, с.35, рисунок 7].

Качество в наступившем веке становится стратегической целью развития любой организации. Стратегия, ориентированная на качество во всех его проявлениях, предполагает разработку и реализацию управленческих решений, нацеленных на достижение баланса интересов производителей, потребителей, партнеров, собственников, персонал; организации, а также общества в целом. Достижение этого баланса служит гарантией устойчивого развития и постоянного совершенствования деятельности организации в условиях меняющегося конкурентного мира.

1.3 Модели процесса принятия решений в организации

Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны и управ­ляемы, процесс принятия решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяснения проблемной ситуации принимает­ся решение, которое оказывает на нее прямое воздействие и приво­дит систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному.

При решении относительно несложных проблем часто использу­ется интуитивный подход, который характеризуется такими чертами: субъект решения держит всю проблему в голове; по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться; возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов; может не соблю­даться последовательность этапов; качество решения основывается прежде всего на предыдущем опыте лица, принимающего это реше­ние. Поэтому интуитивный поход не дает хороших результатов в тех случаях, когда опыт лица, принимающего решение, небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новой. Кроме того, на каче­ство интуитивных решений могут оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей проблемной ситуации и неверная интерпретация ее сути.


Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неодно­значно, то процесс принятия решений требует структуризации, ко­торая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.

Самая простая, «идеальная» схема принятия решений (рисунок 1.8) предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движе­ние от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее.

Коли­чество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов, и прежде всего от имеющихся в распоряжении раз­работчиков времени, ресурсов и информации. Главным ограничите­лем является время, в течение которого должно быть принято реше­ние. Поэтому параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланирован­ный период времени.

Рисунок 1.8 – Этапы процесса принятия решений

Источник: [8, с. 87, таблица 1.20].

В таблице 1.3 представлена более детальная структуризация процесса принятия решений, в которой наряду с выделением четырех этапов показан состав процедур, необходимых для реализации целевых ус­тановок каждого этапа.

Таблица 1.3 - Этапы и процедуры процесса принятия решений

Этапы

Процедуры

1. Постановка про­блемы

1 Возникновение новой ситуации

2 Появление проблемы

3 Сбор необходимой информации

4 Описание проблемной ситуации

2. Разработка ва­риантов решений

5 Формулирование требований-ограничений

6 Сбор необходимой информации

7 Разработка возможных вариантов решений

3. Выбор решения

8 Определение критериев выбора

9 Выбор решений, отвечающих критериям

10 Оценка возможных последствий

11 Выбор предпочтительного решения

4. Организация вы­полнения решения и его оценка

12 План реализации выбранного решения

13 Контроль хода реализации решения

14 Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации

Источник: [8, с. 87, таблица 1.20].

Цель первого этапа — выявление и описание проблемы и проблем­ной ситуации; второго этапа — поиск возможных вариантов решений; на третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор оконча­тельного решения; наконец, на последнем этапе целью работ явля­ются организация, контроль и оценка результатов выполнения при­нятого решения.