Файл: Процессы принятия решений в организации (Управленческое решение: сущность, содержание, классификация).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты принятия решений в организации
1.1 Управленческое решение: сущность, содержание, классификация
1.2 Факторы, формирующие качество управленческих решений
1.3 Модели процесса принятия решений в организации
2 Оценка техники принятия управленческих решений в ОАО «Бобруйсксельмаш»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Бобруйсксельмаш»
2.2. Анализ принятия управленческих решений в ОАО «Бобруйсксельмаш»
3 Рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений в организации
7 Соответствие полномочиям лица, принимающего решение. Превышение полномочий создает предпосылку невыполнения решения. Руководитель, принимая решения, входящие в компетенцию нижестоящих менеджеров, способствует снижению инициативности подчиненных. Он берет на себя ответственность за его последствия.
8 Непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолированно, а дополняет другие решения.
9 Эффективность. Требование эффективности заключается в обеспечении достижения поставленных целей.
10 Экономичность. Требование экономичности заключается в достижении цели с минимальными затратами.
Выбор оптимального решения из нескольких альтернатив производится по конкретным, установленным заранее критериям.
Качеством и обоснованностью выбранных критериев и определяется качество решения. С целью выбора оптимального варианта используется матрица представленная в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Матрица для принятия решений
Варианты |
Критерии |
Значимость критерия (по 5-балльной системе) |
Оценка варианта по данному критерию (по 5- балльной шкале) |
Значимость, умноженная на оценку |
Балл |
Вариант А |
Критерий 1 |
1 |
4 |
4 |
27 |
Критерий 2 |
3 |
5 |
15 |
||
Критерий 3 |
4 |
2 |
8 |
||
Вариант В |
Критерий 1 |
1 |
2 |
2 |
25 |
Критерий 2 |
3 |
1 |
3 |
||
Критерий 3 |
4 |
5 |
20 |
Источник: собственная разработка.
Руководитель должен проанализировать последствия выбираемого решения, задав следующие вопросы:
Что я выиграю?
Что я проиграю?
Какие новые задачи встанут передо мной?
Какие обязанности у меня появятся?
Какая новая ситуация возникнет?
Какие возможны побочные результаты?
Потребуются ли новые решения?
Если оптимальное решение не найдено, то руководитель может поступить следующим образом:
- отложить решение на какое-то время;
- разбить проблему на этапы, принять частичное решение, которое позволит начать работу;
- применить правило «наименьшего худшего» — выбрать лучшее решение из имеющихся плохих.
Реализация принятых решений — это и есть основное содержание повседневной деятельности руководителя. Без контроля выполнения принятых решений, доведения решений до конкретных результатов руководитель обрекает себя на вечную борьбу с текучкой, а коллектив — на застой и регресс.
Руководителю надо иметь запасной план, если на этапе промежуточного контроля результатов обнаружатся крупные недостатки принятого ранее решения.
Общими проблемами моделирования являются недостоверные предпосылки, информационные ограничения, плохое использование результатов и чрезмерные расходы.
Теория игр - это метод, используемый для оценки влияния какого-либо действия на конкурентов. Моделями теории очередей можно пользоваться в соответствии со спросом на них. Модели управления запасами помогают руководителю синхронизировать размещение заказов на ресурсы и оптимизировать их объемы, а также определять оптимальное для склада количество готовой продукции. Модели линейного программирования позволяют установить оптимальный способ распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребностями в них. Имитационное моделирование - это использование устройства, которое имитирует реальный мир. В экономическом анализе используется ряд методов для определения экономического положения организации или осуществимости действия с экономической точки зрения.
Метод платежной матрицы полезен, когда требуется установить, какая альтернатива способна внести наибольший вклад в достижение целей. Дерево решений позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально. Этот метод необходимо использовать применительно к сложным ситуациям, когда результат принимаемого решения влияет на последующие.
Коррекция решения при необходимости. Если контроль промежуточных результатов показывает, что решение было принято неправильное или оно нуждается в изменении или уточнении, руководитель производит коррекцию решения.
Основные ошибки при принятии решений следующие:
- отодвигать решение до тех пор, пока для подготовки уже не останется времени (необдуманное решение);
- закрывать глаза на возможные последствия решения или вовсе не думать о них (слепое решение);
- в качестве критерия ориентироваться только на себя и собственную выгоду и не беспокоиться о других последствиях (эгоцентрическое решение);
- решать только по вдохновению (гениальное решение);
- не желать учиться на своих ошибках, принимать одни и те же решения (упрямое решение).
Процесс принятия решения подвержен влиянию факторов, отражающих особенности руководителя, принимающего решения, особенности внешней среды, в том числе условия определенности, риска или неопределенности, а также связанные с ними негативные последствия, информационные ограничения, взаимозависимость и взаимосвязанность принимаемых решений и другие факторы.
Личностные оценки руководителя могут содержать субъективное ранжирование важности, качества или блага в силу того, что все управленческие решения (а не только связанные с вопросами социальной ответственности и этики) построены на фундаменте чьей-либо системы ценностей. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения.
Отдельные компании придают большое значение корпоративным ценностям, их действия (как руководителей, так и работников организации) всегда отражают общую систему ценностей.
Поведенческие ограничения. Многие факторы, затрудняющие межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие управленческих решений.
Также по-разному могут восприниматься существование и серьезность проблемы. Из-за перегрузки информацией и текущими проблемами менеджеры могут не воспринимать открывающихся возможностей. Руководитель может чувствовать, что вышестоящий начальник будет раздражен, если ему сообщить о реальной или потенциальной проблеме. То есть в зависимости от способа обмена информацией руководителя с подчиненными в значительной степени зависит поведение подчиненных. Может иметь место точка зрения, что «проблема — это плохо», так как гораздо важнее «хорошо выглядеть». Руководитель может отвергнуть ту или иную альтернативу в силу пристрастий, симпатий или антипатий по отношению к кому-либо и т.д.
Среда принятия решения. При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск, относящийся к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результаты, так как руководитель должен прогнозировать результаты в разных обстоятельствах и условиях. Эти обстоятельства традиционно классифицируется как условия определенности, риска или неопределенности, в том числе негативные последствия.
Таким образом, предложенные модели принятия решений позволят управленческому персоналу ОАО «Бобруйсксельмаш» повысить качество принимаемых решений и эффективность функционирования предприятия в целом.
Заключение
Управленческое решение представляет основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Под управленческим решением понимают выбор одной альтернативы из множества, совершаемый руководителем в пределах своих полномочий. Управленческое решение представляет собой в конечном итоге результат управленческой деятельности. Способность принимать правильные решения является одним из показателей деятельности менеджера. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирование, организация, мотивация и контроль. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей.
Поскольку решения принимаются руководителями всех уровней управления, то можно утверждать, что их принятие является обязательным элементом процесса управления, своеобразной функцией управления, которая необходима для осуществления всех других функций. Менеджерам приходится постоянно принимать управленческие решения по каждой из основных управленческих функций (планирование, организация, мотивация, координация, контроль).
Любое управленческое решение имеет смысл лишь в том случае, если оно эффективно. В теории менеджмента обычно выделяют два основных критерия эффективности решения: качество решения, связанное с выбором наилучшей альтернативы из тех, что предлагает проблемная ситуация, с учетом возможностей исполнителей; степень принятия этого решения людьми.
Обобщая все, о чем шла речь выше, отметим, что принятие управленческих решений — это сложный интеллектуально-волевой процесс, требующий от руководителя не только соответствующих личностных качеств, но и глубокого овладения теорией принятия решений.
Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективных компромиссов, когда выигрыш в одних последствиях приводит к проигрышу в других. Проблема процесса принятия решения в условиях возможных негативных последствий состоит в сопоставлении минусов конкретного решения с его плюсами в целях получения наибольшего общего выигрыша. Когда выбираются критерии для принятия решения, негативные последствия следует трактовать и использовать как ограничения.
Чтобы управленческое решение было эффективным, необходимо учитывать такие факторы, как соблюдение иерархии в принятии решений, возможность использования горизонтальных связей, степень централизации (децентрализация) руководства при принятии решений.
На основании проведенного анализа принятия управленческого решения по оптимизации ценовой политики, рассмотренного в главе 2 мы можем сделать вывод, что решения, принимаемые в ОАО «Бобруйсксельмаш»» основаны на научно - практическом подходе, предлагающим выбор оптимальных решений из числа вариантов, рассчитанных путем переработки большого количества информации, помогающей обосновать принимаемые решения.
Решения подкрепляются экономическими расчетами и имеют под собой экономическую основу, что особенно касается при оптимизации ценовой политики на рынках ближнего и дальнего зарубежья.
Исходя из исследования конкурентоспособности продукции ОАО «Бобруйсксельмаш» относительно основных конкурентов было принято решение по снижению цены, до точки безубыточности.
Поскольку качество производимой продукции значительно ниже, чем у конкурентов на внешнем рынке, использование другого рычага по стимулированию продаж не представляется возможным.
Любое управленческое решение имеет смысл лишь в том случае, если оно эффективно.
В теории менеджмента обычно выделяют два основных критерия эффективности решения:
- качество решения, связанное с выбором наилучшей альтернативы из тех, что предлагает проблемная ситуация, с учетом возможностей исполнителей;
- степень принятия этого решения людьми.
Библиография
1 Анташов, А. А. Принятие решений на предприятии / А.А. Анташов, Г.В. Уварова // Экономика. Финансы. Управление. – 2007. -№3. – С. 94-101.
2 Беляцкий, Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий. - Минск: Новое знание, 2001. - 320 с.
3 Бизнес план ОАО «Бобруйсксельмаш» на 2011 г.
4 Виханский, О. С. Менеджмент: Учебник /А. И. Наумов - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2000 — 205с.
5 Владькин, А. Управленческие инновации как средство повышения эффективности принятия решений / А. Владькин // Проюлемы теории и практики управления. – 2010. - №10. – С. 102-110.
6 Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. Учебник - Мн.: Новое знание, 2005. -360 с.
7 Краснова, В. Семь нот менеджмента. / Матвеева А., и др. - М. Дедал арт., 2003. — 2.90 с
8 Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, Э.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. -2-е изд. перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 1999. -669 с.