Файл: Процессы принятия решений в организации (Управленческое решение: сущность, содержание, классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса принятия решений (рисунок 1.8), но имеет особеннос­ти, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых за­дач, а также стиль работы лица, принимающего решение.

Постановка задачи

Разработка альтернатив

Выбор

решения

Реализация решения

Возможные возвраты на предыдущие этапы

(система обратной связи)

Информация, необходимая в процессе принятия решений

Рисунок 1.8 – Информационное обеспечение процесса управления

Источник: [8, с. 88, рисунок 1.10].

Необходимым элементом (и параметром) процесса принятия уп­равленческих решений является оценка тех действий, которые пред­принимаются на его различных этапах. На этапе постановки задачи принятия решений — это оценка границ, масштабов и уровня рас­пространения проблемы и проблемной ситуации, на этапе решения — оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами, на эта­пе принятия решения — оценка ожидаемых последствий его реализа­ции.

Рассмотрим также рациональную организацию процесса принятия решений. Эффективность решений не в последнюю очередь зависит от организации процесса их принятия. Ре­комендуется соблюдать очередность действий с опреде­ленным содержанием, т.е. придерживаться рациональ­ности. Специалисты выделяют разное количество дей­ствий (шагов) в этом процессе, но общий смысл в раз­ных вариантах сохраняется. Представляется наиболее рациональным процесс принятия решений в три основ­ных этапа: признание необходимости решить проблему; выработка решения; выполнение решения.

Каждый из этапов включает несколько последовательных шагов (рисунок 1.9).

Этап признания необходимости решить проблему содержит наиболее трудную интеллектуальную задачу. Правильность формулирования вопроса (проблемы) в значительной мере предопределяет качество ответа (решения).

Этап выработки решения связан с разработкой, оценкой и выбором альтернатив.

Этап выполнения решения — завершающий. Его задача — устранить проблему, в связи с которой было принято решение.

Рациональный процесс принятия решения далеко не всегда можно и целесообразно использовать на практи­ке в полном объеме, и сам по себе он не гарантирует вы­бор лучшего решения. Тем не менее, знание всех шагов и следование им позволяет избежать многих ошибок.


Этап выработки решения

4. Разработка альтернатив

5. Оценка альтернатив

6. Выбор альтернативы

Этап признания необходимости решить проблему

1. Восприятие и признание проблемы

2. Выявление сущности и формулирование проблемы

3. Определение критериев успешного решения

Этап выполнения решения

7. Организация исполнения решения

8. Контроль над исполнением решения

9. Анализ выполнения решения

Рисунок 1.9 – Рациональный процесс принятия решений

Источник: [18, с. 242, рисунок 5.7].

Обобщенная схема процесса разработки решения представлена на рисунке Б.1 приложения Б. Необходимо помнить, что важно не бесконечное всестороннее обсуждение проектов, а внедрение наибо­лее эффективного из них. Для этого целесообразно структурировать проблему для решения, оценить веро­ятные затраты и последствия вариантов ее решения, принять лучшее управленческое решение и реализовать его. Процессы управления и принятия решений должны упрощать, а не усложнять задачи.

2 Оценка техники принятия управленческих решений в ОАО «Бобруйсксельмаш»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Бобруйсксельмаш»

ОАО «Бобруйсксельмаш» работает на рынке сельскохозяйственной техники более шестидесяти лет. За этот период предприятие приобрело огромный опыт в сфере производства и реализации техники для аграрного комплекса, что позволило достичь высокого качества выпускаемой продукции при относительно невысокой себестоимости и завоевать свою нишу в данном сегменте рынка.

Таблица 2.1 - Объемы производства по основным видам продукции ОАО «Бобруйсксельмаш», шт.

Вид продукции

2015 г.

2016 г.

Темп роста, %

2017 г.

Темп роста, %

Машины для кормопроизводства

3569

3301

92,5

844

25,6

Машины для обработки почвы

49

136

277,6

595

437,5

Прицепы тракторные

291

205

70,4

80

39,0

Погрузчики с навесным оборудованием

21

6

28,6

22

366,7


Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что на предприятии постоянно меняется структура выпускаемой продукции. Объемы производства имеют устойчивую тенденцию к росту.

Динамика объемов производства и объемов реализации продукции ОАО «Бобруйсксельмаш» в стоимостном выражении отражена на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 - Динамика объемов производства и объемов реализации продукции ОАО «Бобруйсксельмаш», млн. руб.

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

В настоящее время основной объем производимой техники поставляется в Республику Беларусь и Российскую Федерацию, однако в последние год-два значительно увеличились объемы поставки техники и в другие страны СНГ, в первую очередь, это касается поставок в Казахстан, Молдову. Осуществляются поставки и в другие страны ближнего и дальнего зарубежья, в частности в Боливарианскую Республику Венесуэла.

Основными потребителями техники производства ОАО «Бобруйсксельмаш» и запасных частей к ней являются сельскохозяйственные предприятия РБ, коллективные и фермерские хозяйства РФ, агроснабы и базы материально-технического снабжения областей и регионов, дилерские центры.

На рынке Республики Беларусь основные потребители представлены следующим перечнем:

- СПК, фермерские хозяйства;

- ОАО «Витебский облагросервис»;

- Холдинг в форме ОАО «Агромашсервис», г. Могилев;

- Государственное производственное объединение «Белмелиоводхоз»;

- Департамент по мелиорации и водному хозяйству.

Состояние белорусского рынка сельскохозяйственной техники характеризуется довольно низким уровнем платежеспособного спроса, активной работой административных органов и органов управления сельским хозяйством по реализации государственных программ по поддержке сельского хозяйства (Республиканская программа «Оснащение сельскохозяйственного производства современной техникой на 2015-2020 гг.»), а также усилением конкуренции за счет массированного вхождения ведущих европейских производителей сельхозтехники на белорусский рынок.

Одним из наиболее значимых рынков для предприятия был и остается рынок Российской Федерации.

В большей или меньшей степени техника производства предприятия поставляется напрямую или через посредников практически во все регионы России.

Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Бобруйсксельмаш» показал, что предприятие располагает продукцией, которая по показателям функционального назначения находится на уровне, а по некоторым изделиям превосходит зарубежные аналоги. Однако, по ряду показателей, связанных с надежностью, долговечностью, обслуживанием, которые существенно влияют на конкурентоспособность, изделия предприятия уступают аналогам. Поэтому представляется, что основные пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Бобруйсксельмаш» связаны с:


1) техническим перевооружением предприятия;

2) повышением качества выпускаемой продукции;

3) дальнейшей оптимизацией управления предприятием;

4) снижением себестоимости выпускаемой продукции;

5) продолжением работы по созданию развитой сети дилерских центров, способных осуществлять качественный технический сервис реализуемой техники производства предприятия.

Прочное положение на внутреннем и внешнем рынках предприятия обеспечивает за счет следующих конкурентных преимуществ:

1 Гарантия качества предлагаемой продукции.

2 Приемлемые цены.

3 Укомплектованность специалистами и рабочими кадрами высокой квалификации.

4 Обновление выпускаемой продукции.

Финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Бобруйсксельмаш» характеризуется следующими показателями, которые отражены в таблице В.1 приложения В.

Следует отметить изменение темпов роста объема производства в сопоставимых ценах, которые составили за 2015 г. – 89,6%, за 2016 г. - 110,6% и за 2017 г. - 119,1 %. В текущем году в условиях мирового кризиса предприятие обеспечило прогнозные темпы внешней торговли. С начала года темп роста экспорта составил 26,1% при задании 9,8%. Внешнеторговое сальдо имеет положительное значение.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг составила 1,2 189 млн. рублей за 2015 г., 1,6 548 млн. рублей за 2016 г. и 2,0 596 млн. рублей за 2017 г. Рентабельность продукции ОАО «Бобруйсксельмаш» отражена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Динамика рентабельности реализованной продукции

ОАО «Бобруйсксельмаш», %

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Предприятие на протяжении исследуемого периода имеет чистую прибыль. Динамика прибыли представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Динамика прибыли ОАО «Бобруйсксельмаш»

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Данные рисунка 2.3 свидетельствуют, что все виды прибыли предприятия имеют самое высокое значение в 2017 г. в исследуемом периоде. Прибыль от реализации составила 4,336 млн. руб., что по отношению к 2016 г. составило рост на 3,353 млн. руб. Выросла в 2017 г. и чистая прибыль организации на 2,713 млн. руб. по отношению к 2016 г. и составила 2,763 млн. руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО «Бобруйсксельмаш» даже в кризисный год имеет положительные финансовые результаты и достаточно устойчиво работает на рынке.


2.2. Анализ принятия управленческих решений в ОАО «Бобруйсксельмаш»

Рассмотрим пример выработки и принятия управленческих решений в ОАО «Бобруйсксельмаш» в связи со снижением объемом реализации отдельных видов продукции.

В связи со снижением объемов производства деталей к сельскохозяйственным машинам на внутреннем рынке необходимо принять управленческое решение, которое смогло бы устранить проблему и увеличить прибыль организации.

Согласно действующей организационной структуре ОАО «Бобруйсксельмаш» дано задание отделу управления сбытом продукции подготовить материалы по реализации продукции.

1 Этап. Процесс принятия решения начинается с определения цели и задач, стоящих перед предприятием. От этого зависит отбор исходной управленческой информации и избранный алгоритм решения.

Проблема — резкое снижение реализации продукции на внутреннем рынке. Задача принять решение по оптимизации цены товара, стимулированию продаж и продвижения продукции.

2 Этап. Подготовка информации.

Отдел управления сбытом продукции обеспечивает коммерческого директора следующими видами информации:

  • данными о себестоимости продукции конкурентов на российском рынке сбыта для совершенствования ценовой политики;
  • данными анализа затрат для целей планирования и контроля;
  • данными анализа для принятия управленческих решений в конкретной ситуации снижения объемов продаж.

Процесс принятия оптимального управленческого решения содержит применения элементов моделирования ценообразования с целью повышения экономического эффекта от деятельности организации.

Исходные данные для моделирования:

- объем реализации в натуральном выражении QР- 1800 ед.;

- затраты постоянные Зпост – 272,16 руб.;

- затраты переменные Зпер – 6380,64 руб.;

- прибыль (П) - 907,2 руб.;

- прибыль от реализации ПР (без НДС) - 7560 руб.

Цель моделирования: расчет ключевых показателей деятельности организации для принятия наиболее целесообразных управленческих решений по формированию направлений достижения поставленных целей как для предприятия в целом, так и для отдельных структурных подразделений в зависимости от предполагаемого изменения внешних и внутренних факторов.

Ключевые проблемы, требующие экономического расчета для принятия управленческих решений (т.е. прибыль предприятия от вхождения на новый рынок напрямую зависит от реализации той или иной меры):

1) как изменится прибыль при увеличении объема продаж на 10 %