Файл: Возмещение морального вреда (Понятие морального вреда в российском гражданском праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 1657

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учет индивидуальных, пси­хологических особенностей личности, имущественного положения потерпевшего нарушает принцип равенства участников гражданских правоотношений, сформулированный в п. 1 ст. 1 ГК РФ. Тем не менее, судебная правоприменительная практика в некоторых случаях должна их учитывать. В  частности, в качестве индивидуализирующего признака, наличие которого увеличивает меру страданий потерпевшего, является его несовершеннолетний возраст, общественное положение (так называемый, иерархический статус) и другие особенности психики человека.

1.2 Возмещение морального вреда

Из первоначальной характеристики морального вреда как нарушения, умаления или лишения личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственных и физических страданий следует, что он может быть причинен только физическому лицу. Что же касается условий возмещения морального вреда, то этому должны сопутствовать противоправность действий, причинивших вред, и вина причинителя вреда.

Моральный вред после его нанесения по существу своему является необратимым, в гражданско – правовом смысле возмещению не подлет и может быть лишь «заглажен».

Если под возмещением морального вреда понимать исключительно приведение нарушенного блага в то состояние, в котором оно находилось до нарушения (реституцию), то моральный вред не возместим. Но это еще не означает, что немыслимо возмещение в ином смысле, немыслимо такое удовлетворение, которое могло бы и с точки зрения субъективной потерпевшего, и с точки зрения объективной считаться более или менее достаточным возмездием за причиненные страдания.

Возмещение морального вреда, нанесенного виновной стороной, сегодня во всем мире является одним из наиболее распространенных видов исполнения судебных решений. 

В настоящее время происходит дифференциация двух терминов «возмещение» и «компенсация». С филологической точки зрения эти понятия тождественны между собой. В то же время необходимо заметить, что в юридической науке важно не столько первоначальное семантическое значение слова, сколько значение правовых категорий, которые обозначаются этими слова ми. Вследствие этого одни слова и словосочетания, употребляемые в правовом поле, за пределами его обретают совсем иной смысл (например, термин «ссуда» в юриспруденции используется для обозначения безвозмездного пользования имуществом, тогда как вне ее он понимается как синоним кредита). Конечно, желательно, чтобы такого рода расхождений не было, так как это ведет к усложнению юридической материи для ее восприятия человеком, специально не подготовленным, но юриспруденция порой вынуждена идти на подобные шаги для более экономичного, точного и ясного изложения материала. Кроме того, как и любая иная наука, юриспруденция нуждается в своем категориальном аппарате, для целей существования которого, как правило, необходимо, чтобы за каждым словом (термином) закреплялось строго одно значение.


О.Ш. Аюпов считает, что при применении термина «возмещение» ГК РФ акцентирует внимание на следующих его признаках: 1) точности определения; 2) соразмерности; 3) эквивалентности, а иногда и на 4) ограниченности того предоставления, которое получает потерпевшая сторона. При применении компенсации происходит своего рода наказание причинителя вреда, а при любом наказании для его эффективности и соразмерности надо обязательно знать степень вины лица[8].

В ГК РФ употребляются и термин «возмещение» (ст. 15, 169, 728), и термин «компенсация» (ст. 12, 151,п. 2 ст. 247, ст. 1099–1101, п. 3 ст. 1252, ст. 1301). Они довольно часто используются в тексте закона. К примеру, в ст. 1082 ГК РФ закрепляется следующее правило: «Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд…туре… или возместить обязывает… возместить вред в на причиненные убытки». Данное положение, бесспорно, помогает лучше уяснить суть изучаемого явления, но вряд ли его можно назвать достаточным и полным для точного его понимания, которое не исчерпывается только обязательствами из причинения вреда. В отношении же компенсации закон еще более скуден и, как правило, воздерживается от какого-либо описания данной правовой категории, ограничиваясь лишь некоторыми частными случаями. Например, в ст. 151 ГК РФ указываются лишь критерии определения размера компенсации.

А.И. Карномазов предлагает устранить отдельные несогласованности в законодательстве при использовании терминов «возмещение» и «компенсация», заменив первый вторым[9].

Требование о компенсации морального вреда является, как правило, требованием, сопутствующим какому-либо иному требованию о возмещении вреда (имущественного или неимущественного). Следовательно, в зависимости от того, совместно с каким требованием заявляется требование о компенсации морального вреда, такими доказательствами и может быть подтверждено причинение данного вреда. 

Таким образом, нравственные страдания могут и должны компенсироваться в денежной форме. Само по себе понятие «страдание» включает в себя «страдания нравственные», именуемые «переживанием», и «страдания физически», именуемые «болью». Другими словами моральный вред – это мучительные переживания, боль. Таким образом «переживание» в смысле простого беспокойства и волнения не представляет собой моральный вред и не должно подлежать возмещению. Компенсация за моральный вред обычно не присуждается, если вред выражается в горе от физического вреда, причиненного близ­кому человеку. Однако моральный вред подлежит возмещению, если такие страдания были вызваны умышленным действием ответчика. Например, если лицо неправомерно и преднамеренно ранит ребенка в присутствии его матери и в результате этого мать переносит психо­логическую травму, ответчик может быть ответствен за моральный вред, причиненный матери.


Интересной видится методика определения размера компенсации морального вреда, предложенная А.М. Эрделевским. В основу методики опреде­ления размера морального вреда он поставил зависимость размера денежной компенсации морального вреда от степени опасности пра­вонарушения, а именно от размеров санкций за то или иное преступ­ление, предусмотренных Уголовным кодексом. Для расчетов размера причиненного вреда он ввел новую категорию «базисный уровень». Она представляет собой единицу вычисления, определенную исходя из уровня страданий, испытываемых потерпевшим при причинении ему тяжкого вреда[10]. В каждом конкретном случае величина компенсации будет меняться в зависимости от обстоятельств дела.

2. Особенности компенсации морального вреда по отдельным категориям дел

2.1 Компенсация морального вреда, причиненного потребителям

На сегодняшний день в ситуации существования многочисленных пробелов в Российском законодательстве, частого несоответствия между теорией и практикой, особого рассмотрения заслуживают условия полноценного функционирования общечеловеческих отношений.

Одним из таких юридических фактов является причинение морального вреда со стороны одного субъекта другому[11]. Регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного нематериальным благам, таким как жизнь и здоровье, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, т.к. затрагивает его жизненно важные ценности, при утрате которых полностью или в большей степени теряют значение иные ценности материального или духовного мира.

По мнению Н.А. Ивановой причинение вреда жизни или здоровью граждан потребителей является одним из распространенных оснований возникновения обязательств из причинения вреда. В разные периоды времени такие отношения регулировались неоднозначно. Ответственность за вред, причиненный повреждением здоровья или смертью, не всегда соответствовала требованиям добросовестности, разумности, справедливости. Между тем, судебная практика последних лет свидетельствует о постоянном увеличении числа гражданских дел, связанных с рассмотрением споров о возмещении морального вреда потребителям[12].


Причинение вреда жизни и здоровью традиционно выделяется законодателем в качестве специального деликта, поскольку речь идет о посягательствах на особые блага, имеющих нематериальную (идеальную) природу, причинении неимущественного вреда, что обусловливает сложности в установлении адекватного механизма компенсации понесенных потерь.

На сегодняшний день, как в России, так и в развитых странах зарубежного правопорядка увеличиваются случаи возмещения морального вреда, причиненного потребителям.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе и морального, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. 

Согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель имеет законные права на компенсацию морального вреда.

Суть морального вреда потребителя в том, что организация или человек, причинивший его, является изготовителем, исполнителем или продавцом товаров или услуг, а основанием для компенсации вреда становится нарушение прав потребителя.

Как правило дела о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие различных недостатков товара или услуги, а также вследствие непредоставления достоверной или полной информации о товарах или услугах разрешаются в судебном порядке. Требование о компенсации морального вреда не связанно с неблагоприятными изменениями в имущественном положении гражданина и не направлено на его восстановление, утрата этого права не может создать неблагоприятных имущественных последствий для иных лиц. Поэтому мотивов для установления аналогичных запретов в отношении компенсации морального вреда не усматривается.

При возникновении судебных споров главная трудность состоит именно в определении размера причиненных убытков. Кроме того, правообладатель должен доказать, что между противоправными действиями нарушителя и наличием убытков существует причинно-следственная связь. Ответчик в судебном процессе постарается не менее аргументированно обосновать уменьшение доходов истца причинами «внешнего свойства», например сезонным характером торговли, насыщением рынка и др.

По данным Роспотребнадзора, в 2016 г. по искам о защите прав потребителей было присуждено 12 513 500 руб., из которых 407 тысяч рублей составила компенсация морального вреда (в 2015 году – присуждено 11 143 000 руб., из которых 260 тысяч рублей составила компенсация морального вреда)[13].


Согласно Закону, размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда[14]. Так, по иску гражданина к продавцу ЗАО «СЛК-Моторс», в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных предварительным договором купли-продажи  автомобиля, судом было принято решение об удовлетворении законных требований потребителя и взыскании с продавца в его пользу  денежной суммы, уплаченной в счет договора, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке. В исковом заявлении потребитель указывает сумму компенсации морального вреда.

За 2016 год  направлено в суды 51 исковое заявление (в 2015 году – 38), в том числе 39 - в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, из них 27 в сфере ЖКХ (в том числе по фактам  ненадлежащего качества  питьевой воды при оказании коммунальной услуги по холодному водоснабжению), 7 – в сфере торговли (в связи с несоответствием цен в ценниках, ценам предъявленным к оплате товара на узле расчета, нарушения установленных требований к продаже прфюмерно-косметичексой продукции), 3- к изготовителям молочной продукции (в связи с несоблюдением требований Технического регламента «О безопасности молчной продукции»), 2 – к медицинским организациям (в связи  несооответстия договоров о предоставлении платных медицинских услуг требованиям законодательства о защите прав потребителей). Из рассмотренных 42 исковых заявлений судом удовлетворены 100 %.

Это не значит, что потребитель сам не вправе предъявить иск тому, кого считает виновником физических или нравственных страданий, требование о возмещении морального вреда, а ответчик не вправе без решения суда признать и удовлетворить требование полностью или частично с согласия потребителя. Случаи внесудебного возмещения морального вреда не часто, но встречаются в практике, когда, например, туроператор, помимо исполнения основных требований потребителей, выплачивал им определенную сумму или давал скидку на следующую поездку в порядке компенсации неудобств и переживаний, вызванных их ненадлежащим размещением.

Компенсация морального вреда осуществляется исключительно в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий (который оценивается с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего), а также степени вины причинителя вреда[15].