Файл: Особенности сервиса в гостинично-ресторанном бизнесе города (Сервисная деятельность как форма удовлетворения человеческих потребностей).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования сервиса в гостинично-ресторанном бизнесе
1.1. Сервисная деятельность как форма удовлетворения человеческих потребностей
1.2 Туристические услуги в России
1.3. Гостиничная индустрия как сфера сервиса и тенденции ее развития
Глава 2. Оценка сервиса и качества обслуживания в гостинице
2.1. Современное состояние рынка гостиничных услуг г. Владивостока
2.2. Оценка уровня сервиса в гостиницах. Владивостока
3.1. Анализ системы сервиса гостиницы «Гостиный двор»
3.2. Обоснование и разработка направлений совершенствования деятельности гостиницы «Гостиный двор»
1.2 Туристические услуги в России
В настоящее время туристический бизнес является одной из высокодоходных отраслей экономики. За последнее время экономика многих стран мира испытывает кризис и в том числе в России. И это не может не отразиться на состояние туристического бизнеса.
До кризиса российский туристический рынок характеризовался как один из наиболее быстро растущих. Однако сегодня принятие решений для туристического бизнеса происходит в ситуации высокой степени неопределенности.
Как сообщает UNWTO (Всемирная туристическая организация), международный турпоток составил 1,18 млрд. туристов, этот показатель выше на 4,4% от предыдущего года и является абсолютным рекордом.
Так, наибольший приток туристов наблюдался в европейских странах, общее количество туристов в которые составило 609 млн.человек (+5%). Азиатско-Тихоокеанский регион посетили в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом на 5% больше туристов. США посетило 277 млн. чел. (+5%). Страны Ближнего Востока также отметились увеличением туристического потока – до 54 млн.человек. Приток составил 3%.
Увеличение доли туристических услуг в мировой ВВП в течение последних 10 лет объясняется усилением экономик развивающихся стран на фоне снижения темпов развития экономики всего мира.
Более динамичному развитию международного туризма препятствуют:
- падение цен на нефть,
- колебания валютного курса,
- ужесточения требований о безопасности,
- нестабильная политическая обстановка.
Эксперты Всемирной туристической организации (UNWTO) прогнозируют, что в 2016 году тенденция будет примерно такой же и прирост составит 4%.
На фоне стабильного международного рынка туристических услуг, туризм в России испытывает структурные изменения. Так, наиболее существенным изменением стала переориентация отрасли на внутренний туризм [3, c. 43].
Неразвитости внутреннего и въездного туристического рынка России способствует множество факторов:
- рост цен на услуги, предназначенные туристам;
- недостаточная реклама за рубежом туристических возможностей России;
- ограниченное количество гостиниц туркласса в регионах и в столице страны;
- неразвитость индустрии развлечений;
- сложный и долгий процесс оформления виз и их высокая стоимость.
Практическое их применение, по прогнозам ВТО, к 2020 г. позволит России войти в первую десятку стран как по выезду туристов за пределы страны (1,9% в мировом потоке туристов, что составляет 30,5 млн. чел), так и по приему туристов (47,1 млн. чел. в год, что составляет 2,9%). Причем данные цифры не включают данных об объеме внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной объемы. Россия обладает огромным туристическим потенциалом, и лишь целенаправленные действия по его развитию позволят увидеть положительную динамику развития всех видов туризма.
К факторам развития туррынка России также относят [6, с.375]:
1. Поддержка государственными органами, федеральными туристическими организациями;
2. Формирование имиджа РФ как страны благоприятной для туризма;
3. Урбанизация (концентрация всё большей доли населения в городах);
4. Упрощение визовых режимов;
5. Создание и модернизация туристической инфраструктуры в стране, повышение качества сервиса;
6. Совершенствование законодательной базы по туризму;
7. Подготовка квалифицированный кадров;
8. Маркетинговые мероприятия;
9. Развитие областей, тесно связанных с туризмом.
Рейтинг самых популярных у туристов регионов России был составлен ЦИК «Рейтинг» и журналом «Отдых в России». Масштабное исследование туристической привлекательности регионов было составлено на основе ряда критериев: уровень развития туристического бизнеса, оборот туристических услуг, популярность региона у россиян и иностранцев, туристическая 5 уникальность и др. Ниже представлен список 10 самых популярных у туристов регионов России [16, c. 173].
Таблица 2
Рейтинг популярных туристических направлений России
Регион России |
Общий балл |
Краснодарский край |
70,9 |
Санкт-Петербург |
63,2 |
Москва |
60,7 |
Крым |
59,5 |
Московская область |
56,8 |
Калининградская область |
56,6 |
Карелия |
56,0 |
Ярославская область |
53,1 |
Нижегородская область |
52,8 |
Алтайский край |
52,0 |
Согласно данным Росстата самыми популярными достопримечательностями в России стали:
Таблица 3
Рейтинг самых популярных достопримечательностей России [16, c. 174]
Достопримечательность |
Регион России |
Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет» |
Волгоградская область |
Троице-Сергиева Лавра, Коломенский кремль |
Московская область |
Ростовский Кремль |
Ярославская область |
Нижегородский кремль |
Нижегородская область |
Петергоф |
Санкт-Петербург |
Кижи |
Республика Карелия |
Озеро Байкал |
Республика Бурятия |
Мечеть имени Ахмата Кадырова «Сердце Чечни» |
Чеченская республика |
Псковский кремль |
Псковская область |
Таким образом, Россия обладает огромным природным и культурно- историческим потенциалом для развития внутреннего рынка туристических услуг. Но вместе с этим возможности отрасли сопряжены с проблемами: несовершенство законодательной базы, неразвитая инфраструктура, негативное отношение к стране, санкции, неподготовленность кадров и т.д. Для того, чтобы вывести туристический рынок на новый уровень необходимо внести изменения в законодательство, модернизировать производственно-техническую базу, подготовить квалифицированные кадры для обслуживания туристов, сформировать благоприятный имидж о стране путем эффективной маркетинговой политики, внедрять новейшие достижения науки, создавать новые направления туризма и поддерживать рынок туристических услуг со стороны государства.
1.3. Гостиничная индустрия как сфера сервиса и тенденции ее развития
Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства и важную составляющую экономики туризма.
Сфера ее деятельности связана с функционированием многочисленных предприятий разной направленности и специализации. Не существует перечня, охватывающего все виды деятельности в этой области, но принято выделять следующие основные направления:
- общественное питание,
- размещение,
- перевозка и отдых.
Они объединены общей целью - удовлетворение любых запросов и желаний потребителей. Как результат, прибыль предприятий данной отрасли экономики сильно зависит от качества процесса оказания услуг и степени удовлетворённости гостей.
Туризм, в том числе сфера гостеприимства, в настоящее время является быстроразвивающейся отраслью во всем мире и в России, это важная составляющая экономики государства: он способствует развитию сопутствующих отраслей (транспорт, бытовое обслуживание, торговля, строительство, сувенирная промышленность, общественное питание, индустрия досуга и развлечений) [1, c. 12]. Гостиничный бизнес оказывает воздействие на рост благосостояния населения страны через занятость в гостиничном хозяйстве и сопутствующих отраслях. Индустрия гостеприимства оказывает влияние на повышение образования, культуры населения, политику государства и др. социальных сфер; формирует имидж государства в глазах мировой общественности.
В настоящее время туризм обретает все более глобальный характер. Таким образом, сейчас основной тенденцией развития мировой экономики является процесс глобализации. Сложно дать однозначную оценку этому процессу, так как он одновременно приводит к ряду положительных и отрицательных последствий. Процесс глобализации, безусловно, влияет и на индустрию гостеприимства в России.
Одной из форм проявления глобализации в гостиничной отрасли является создание и широкое распространение гостиничных сетей. По предварительным данным доля гостиничных сетей в общем объеме гостиничных предприятий составляет около 20%. В основе гостиничных цепей положена система осуществления коллективного бизнеса, находящегося под непосредственным контролем руководства цепью. Все гостиницы сети придерживаются единых норм, правил, стандартов, стиля, форм управления и ведения бизнеса. Создание гостиничных цепей позволяет предприятием получать преимущества перед индивидуальными гостиницами. Это обосновывается экономией от масштабов, повышением инвестиционных возможностей, приобщением к мировым брэндам, объединением систем бронирования, обеспечения и информирования; возможностью постоянного роста качества обслуживания. Таким образом, развитие уже существующих гостиничных цепей, таких как MarriottInternational, InterContinentalHotelsGroup и других всемирно известных сетей – это процесс, который будет продолжаться в следующие годы со скоростью глобализации.
Самые большие туристические компании международного уровня представлены в: США; Великобритания; Германия; Япония.
Крупнейшим рынком туристских потоков является Германия, где действуют компании Touristik Union International (TUI) u Neckermann und Reisen (NUR), производящие более половины всех турпакетов – соответственно 33% и 18% в Европе. Третье, четвертое и пятое места на германском рынке занимают соответственно Hertzel, ITS, DER. Крупнейший туроператор в Великобритании и один из крупнейших в мире Thomson Holidays.
Кроме гостиничных сетей, создаются международные альянсы – авиаперевозчиков, которые объединяют в себе различных перевозчиков из разных стран мира. Так, наиболее крупным выступает альянс «Стар Альянс», который включает в себя авиакомпании: Германии; Канады; Швеции; Бразилии. В сфере общественного питания выступают сети: Макдональдс, Старбагс.
Так, глобализация в сфере туризма привела к созданию Глобального этического кодекса туризма. Необходимость в данном кодексе была озвучена в 1997 г. на Генеральной ассамблее ВТО в Стамбуле.
Исходя из всего вышесказанного, глобализация международного туризма имеет следующие черты:
– изменение и унификация туристских технологий, которые направлены на улучшение обслуживания;
– модернизация транспортной инфраструктуры;
– интернационализация деловой активности;
– создание механизма управления и регулирования международного туризма через создание региональных и международных организаций в сфере туризма
В последние годы в России появились собственные национальные сети такие, как «Амакс» и «Гелиопарк». В число лидеров также входит AzimutHotelCompany, созданная в 2004 году и сформировавшая свой изначальный гостиничный фонд из более чем трех тысяч номеров (отели в Санкт-Петербурге, Костроме, Самаре, Уфе, Астрахани, Мурманске и Владивостоке). Затем AzimutHotelCompany приобрела европейскую гостиничную сеть, ранее принадлежавшую AustrianHotelCompany и состоящую из 21 действующего отеля уровня три и четыре звезды под брендами Eurohotel, Belmondo и HighwayHotels. Почти все расположены в Германии (три – в Австрии, один – в Чехии). Можно сделать вывод о том, что национальный гостиничных бизнес находится еще на стадии формирования, однако, по прогнозам РГА, в ближайшее время количество отечественных гостиничных сетей будет расти [17, c. 359].
Рынок гостиничных услуг представляет собой систему экономических отношений между субъектами в процессе купли-продажи и потребления гостиничных продуктов и услуг в определенное время и в определенных условиях. Гостиничная индустрия представляет собой важный сегмент туристического бизнеса.
Результаты проведенного исследования показывают, что стоимостной объем рынка гостиничных услуг в 2018 году составил 174,7 млрд. рублей. Однако рост данного показателя существенно замедлился: если в предыдущие годы наблюдался средний рост на уровне 12,9%, то в 2019 году он составит 7,6%.
Состояние рынка гостиничных услуг характеризуется следующими показателями: значение средней цены пребывания в гостинице, наличия свободных гостиничных мест и уровень обеспеченности потребителей гостиничными услугами. В 2017 году средний уровень цены пребывания составил 2327,8 рублей. Так, в 2012-2016 годах цены на услуги гостиниц ежегодно увеличивались в среднем на 10,4%. В 2017 году произошло замедление темпов роста до 4,5%. Снижение темпа роста цен обусловлено в первую очередь перераспределением спроса потребителей в сторону отелей более низкого ценового сегмента.
Так, по данным Госкомстата РФ лидером по количеству отелей является Центральный федеральный округ, на его территории расположены 1861 гостиница (рис. 1).