Файл: Налоговая декларация в налоговом учете(Признаки и понятие налога).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие налога и его функции, признаки, элементы и виды
1.1. Признаки и понятие налога
1.2. Элементы и функции налога
2. Понятие налогового учета, налоговой декларации, и ее роль в налогообложении
2.2 Понятие налоговой декларации
3.2 Объект налогообложения – «доходы», налоговый период – 2016 г.
3.3. Объект налогообложения – «доходы минус расходы», налоговый период – 2016 г.
Налоговая декларация является одним из документов исчисления и уплаты налога, заполняется на основании обобщенной информации полученной на основе данных налогового учета.
Потребность в выделении налогового учета как самостоятельного вида учета в России возникла в начале 90-х годов ХХ века с развитием рыночной экономики, и переходе к новой налоговой системе. Изначально почерпнуть информацию об объектах налогообложения для исчисления налоговой базы и суммы налога, полноту и своевременность его уплаты можно было только из бухгалтерского учета. Поэтому возникла необходимость трансформации данных бухгалтерского учета, и законодательное выделение налогового учета в обособленный учёт.
В течение развития налогового учёта основы для формирования налоговых обязательств изменялись, и в последствие были выделены следующие этапы 11, с. 10
– «Бухгалтерский налоговый учёт» (1992-1994 гг.) – основой для определения налоговой базы служат данные бухгалтерского учета без корректировки. В законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» была закреплена обязанность плательщика вести бухгалтерский учёт и отчёты о финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с методикой налогообложения прибыли, и признания затрат только в пределах установленных лимитов и в соответствии с перечнем [10];
– «Смешанный налоговый учёт» (1995-2001 гг.) – показатели налоговой базы формируются путём корректировки показателей бухгалтерского учёта. Начало этого учёта связано с принятием новой редакции Положения о составе затрат, в котором государство отказалось от контроля за показателями фактической себестоимости продукции (работ, услуг), и появилось понятие себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогообложения. В этот период бухгалтерский учёт решал задачу подготовки данных о фактах хозяйственной деятельности, а также обеспечивал достоверную информацию о себестоимости для целей налогообложения;
– «Абсолютный налоговый учёт» (с 2002 г. по настоящее время) – связан с вступлением в силу гл. 25 НК РФ, и предполагает обособленность налогового учёта, и формирование показателей величины налоговых обязательств без участия бухгалтерского учёта.
Требования об организации и ведении налогового учёта отдельно по каждому налогу содержаться в Налоговом Кодексе РФ, гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость», гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц», гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организации» и т.д.
Понятие Налоговый учет сформулировано в ст. 313 НК РФ [3] «Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».
Налоговый учёт ведётся для достижения следующих целей [11, с.5]:
- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций;
- получения информации для внутренних и внешних пользователей, контроля над правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплатой налога в бюджет;
- получение информации для формирования налоговой базы в хронологическом порядке в разрезе отдельных отчетных (налоговых) периодов;
- формирование налоговой базы и расчет суммы авансового платежа по налогу или суммы налога;
- расчет и обоснование суммы налоговых льгот;
- составление деклараций и других форм отчетности.
Порядок ведения налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно, с применением норм и правил НК РФ, в зависимости от вида деятельности организации, объёма документооборота, используемых программных продуктов, и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом руководителя.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций может производиться только в случае изменения законодательства или применяемых методов учета, появление новых или исключение прежних видов хозяйственной деятельности. Решения об изменении учета обязательно отражаются в учетной политике для целей налогообложения и вступают в силу:
- при изменении законодательства – с даты вступления в силу изменений норм о налогах и сборах;
- при изменении применяемых методов учета – с начала нового налогового периода;
- появление новых или исключение прежних видов хозяйственной деятельности – с даты осуществления новых или исключение прежних видов хозяйственной деятельности в соответствии с распоряжениями.
Данные налогового учета отражают порядок формирования суммы доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем Налоговом (отчетном) периоде, порядок формирования сумм создаваемых резервов, сумму расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, а также суммы налогов подлежащих уплате в бюджет.
Подтверждением данных налогового учета являются ст. 313 НК РФ [3]:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.
Аналитические регистры налогового учета ст. 314 НК РФ [3] – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Данные налогового учета – данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях.
При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно, и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
2.2 Понятие налоговой декларации
Из регистров налогового учёта налогоплательщик берёт информацию для заполнения налоговой декларации по каждому налогу. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), п. 3, ст. 80 НК РФ [2].
Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, от которых налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате, в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности, п. 2, ст. 80 НК РФ [2].
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме – при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки согласно п. 4, ст. 80 НК РФ 2.
Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ.
Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, п. 5, ст. 80 НК РФ 2.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, п. 7, ст. 80 НК РФ 2.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:
- вида документа: первичный (корректирующий);
- наименования налогового органа;
- места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
- фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
- номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;
- сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса РФ.