Файл: Налоговая декларация в налоговом учете(Признаки и понятие налога).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие налога и его функции, признаки, элементы и виды
1.1. Признаки и понятие налога
1.2. Элементы и функции налога
2. Понятие налогового учета, налоговой декларации, и ее роль в налогообложении
2.2 Понятие налоговой декларации
3.2 Объект налогообложения – «доходы», налоговый период – 2016 г.
3.3. Объект налогообложения – «доходы минус расходы», налоговый период – 2016 г.
4) налоговый оклад, т.е. сумма налога с единицы обложения;
5) отчетный период – это установленный законодательством срок, по истечении которого налогоплательщик обязан уплатить авансовые платежи и представить отчётность по соответствующему налогу в контролирующий орган.
Налог является сложным явлением, поэтому для более четкого его определения необходимо рассмотреть его функции, которые отражают сущность налога, его внутреннее содержание как экономической категории.
Основными функциями считают [7, с. 17]:
– фискальную – формирование государственного бюджета для создания условий функционирования государства;
– социальную (распределительную) – перераспределение финансовых ресурсов из производственной сферы в социальную (здравоохранение, наука образование, культура и т.д.);
– регулирующую (стимулирующую) – с помощью налогового механизма стимулировать или дестимулировать развитие отраслей и регионов, регулировать направление инвестиций при помощи предоставления льгот, увеличения или уменьшения налоговых ставок, изменения сроков уплаты и т.д.;
– контрольную – с её помощью контролируется финансово-хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, собирается информация об источниках доходах и направлениях расходования средств, а также оценивается эффективность налогового механизма для своевременного внесения изменений в бюджетную и налоговую политику;
– поощрительную 5, с. 20 – которая имеет социальную направленность, и предусматривает особый порядок обложения налогом граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники воин, Герои СССР и России), чаще всего её не выделяют в отдельную функцию и относят к социальной или регулирующей.
Функции налогов взаимосвязаны, и зависят от успешной реализации каждой из них для выражения общественного назначения налогообложения как основы перераспределения общественного богатства и пополнения финансовых ресурсов государства.
1.3. Классификация налогов
Классификация налогов имеет очень весомое значение. Она позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и группировку в динамике за долгосрочный период.
Классификация налогов – это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, в зависимости от целей и задач систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а они достаточно разнообразны и условны, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ или источник обложения, способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей и многие другие [9].
Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов, схематично представленные на рис.1.
1. По форме обложения (степени переложения) налоги разделяются на прямые и косвенные. Это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.
Прямые (подоходно-имущественные) налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.
Рис.1 Классификация налогов 7, с. 31
Косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг) и определяемые процессом потребления, при этом включаемые в виде надбавки к цене товара, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.
Косвенные налоги составляют значительную часть доходов бюджета, так как их легче взыскать, и достаточно сложно для налогоплательщиков уклониться от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как прямые налоги на доходы более зависимы от колебаний в экономике и эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
2. По объекту обложения – налог с имущества и с дохода.
Налоги с имущества взимаются с организаций и физических лиц по факту владения имуществом или с операций по его продаже (покупки), и определяются характеристиками имущества: по налогу на имущество – его стоимость, в транспортном налоге – мощность двигателя, по земельному налогу – кадастровая стоимость и назначение земель.
Налоги с дохода начисляются при получении дохода. Разделяют налог фактический – рассчитываемый с полученного дохода (НДФЛ, УСН) и вмененный – установленный государством в зависимости от вида деятельности (ЕНВД, ПСН).
Налоги с потребления (аналог косвенных) – взимаются с оборота товаров (работ, услуг) в свою очередь делятся на:
- индивидуальные (акцизом облагаются определенные группы товаров);
- универсальные (все товары, работы, услуги);
- монопольные (государство имеет монополию на производство отдельных видов товаров, в настоящее время в России отсутствует).
Налоги с использования ресурсов (рентные) – взимаются в процессе использования природных ресурсов (НДПИ, водный налог, за пользование объектами животного мира).
3. По субъекту обложения:
- с юридических лиц – прибыль организаций и имущество организаций;
- с физических лиц – НДФЛ и имущество физических лиц;
- смешанные – облагается имущество, используемое в предпринимательской деятельности, физическими лицами являющимися Индивидуальными предпринимателями.
4. По способу обложения:
- «по декларации» – наиболее распространённый способ, где сумма налога заявляется самим налогоплательщиком;
- «у источника» – обязанность по начислению и удержанию налога возлагается на налоговых агентов (НДФЛ), налог удерживается одновременно с выплатой дохода;
- «по уведомлению (кадастру)» – исчисление налога и уведомление налогоплательщика производится налоговыми органами на основании кадастра (реестра) объектов (имущество, транспорт и земельные участки физических лиц) и установленной для объекта налоговой ставки.
5. По применяемой ставке (процентные) – налоги, размер ставки которых исчисляется в процентном соотношении к стоимости налоговой базы, и зависят от размера дохода, прибыли или стоимости имущества налогоплательщика:
- прогрессивные – размер налоговых платежей растет с увеличением налоговой базы (в настоящее время в Российской Федерации нет налогов с такой ставкой);
- простая прогрессия равномерно увеличивает ставку;
- сложная прогрессия стоимость объекта делится на части, и каждая последующая часть облагается по более высокой ставке, обеспечивая постепенное увеличение размеров обложения;
- регрессивные – налоговые платежи, при увеличении налоговой базы уменьшаются (ЕСН с 2001 г. по 2010 г.);
- пропорциональные – размер налога прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, процент ставки не зависит от изменения налоговой базы (НДС, Налог на прибыль организации, НДФЛ).
- твердые – устанавливаются в фиксированной сумме на единицу обложения, не зависимо от размеров дохода. Например, акциз на табачные изделия.
6. По принадлежности к уровню правления (территориальному):
- федеральные – устанавливаются и вводятся в действие федеральными органами власти, Государственной Думой РФ. Федеральные налоги прописаны непосредственно в Налоговом Кодексе РФ, перечень и ставки являются едиными на всей территории Российской федерации, и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (НДФЛ, НДС, акцизы);
- региональные (субъектов РФ) налоги – перечислены в НК РФ, но вводятся в действие законодательными органами государственной власти субъектов РФ, и обязательны к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (налог на имущество организации, транспортный налог, налог на игорный бизнес);
- местные – отражены в НК РФ, но утверждаются представительными органами местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования (налог на имущество физических лиц, земельный налог).
7. По назначению налоги бывают:
- абстрактные (общие) налоги – после поступления в бюджет общие налоги, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета;
- целевые (специальные) налоги – выделяются строго для определенного вида расхода, из них формируются бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ таких как: пенсионный фонд, социального и обязательного медицинского страхования.
8. По срокам уплаты налоги различают:
- срочные (разовые) – уплата налога не имеет регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия (например, госпошлина);
- периодические (текущие или регулярные) – налоги, уплата которых имеет регулярный характер, в установленные законом сроки (один раз в месяц, квартал, год).
9. По источнику уплаты – налоги разделяют по конкретным источникам уплаты:
- из выручки от реализации (такие как НДС, таможенные пошлины, УСН, ЕНВД);
- относимые на себестоимость продукции (акцизы, транспортный и земельный налог (при использовании объектов в предпринимательской деятельности), госпошлина, водный налог, НДПИ, сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, обязательные страховые взносы;
- относимые на финансовый результат деятельности (налог на имущество организации, игорный бизнес);
- относимые на оплату труда (НДФЛ, обязательные страховые взносы) и предпринимательский доход (уплачиваемые индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН);
- с валовой налогооблагаемой прибыли уплачивается налог на прибыль.
Рассмотренные выше классификации не являются исчерпывающими. В научной литературе встречаются и другие классифицирующие, но редко применяемые признаки.
Выделим из представленной совокупности четыре наиболее значимыми классификации:
1) по форме обложения (степени переложения) – прямые и косвенные, которые имеют теоретическое и методологическое значение;
2) по принадлежности к уровню правления (территориальному) – актуально для федеративного государства, такого как Россия;
3) по объекту обложения и по источнику уплаты – используются, в России, для целей ведения системы национальных расчетов (СНС);
4) по способу взимания – в основу его построения заложен европейской системы экономических интегрированных счетов.
Все остальные признаки имеют, в основном, теоретическую направленность.
Возникновение и развитие налогов тесно связано с развитием государства. Для выполнения своих функций государству необходимы финансовые ресурсы. Одним из таких источников ресурсов и являются налоги. В современном обществе содержание налогов многогранно. Налоги являются финансовой, правовой и экономической категорией, поэтому в научной и учебной литературе встречаются его различные определения и классификации.
Совокупность налогов образует налоговую систему в целом, в которой все её составляющие должны продуктивно сосуществовать, чтобы обеспечивать возможность государству производить публичные блага для удовлетворения общественных потребностей.
2. Понятие налогового учета, налоговой декларации, и ее роль в налогообложении
2.1 Понятие налогового учета
Согласно ст. 80 НК РФ [2] Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика, о полученных доходах и произведенных расходах, исчисленном налоге, льготах и другой информации необходимой для её заполнения, на установленном бланке, предоставленное лично, через представителя, по почте или в электронной форме по каналам связи, в установленные сроки.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах