Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Суть управления персоналом организации
1.1 Личные факторы в управлении сотрудниками на предприятии
1.2 Классификация стилей руководства
Глава 2. Влияние стиля руководства на социально-психологический климат коллектива организации
2.1 Социально-психологический климат коллектива как показатель развития организации
2.2 Структура социально-психологического климата
3.2 Исследование оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам
3.3 Анализ и обобщение данных исследования сотрудников ООО «ГосПроект»
Глава 3. Анализ влияния стиля руководства ООО «ГосПроект»» на уровень социально-психологического климата коллектива организации
3.1 Методические основы анализа влияния оптимального стиля руководства на социально-психологический климат коллектива организации
Исследование стиля руководства и уровня социально-психологического климата коллектива организации проводилось на базе ООО «ГосПроект»» с участием сотрудников 6-ти отделов.
Объектом исследования выступает социально-психологическая сфера и сфера социального опыта личности руководителя и сотрудников организации.
Предметом являются уровни демократизации стиля руководства и социально-психологического климата коллектива, как факторы, обусловливающие продуктивную совместную деятельность.
Целью исследования является изучение уровня демократизации стиля руководства персоналом, как следствие оптимально подобранного стиля руководства, и его влияние на уровень социально-психологического климата коллектива организации.
Для реализации цели определены следующие задачи:
Сформировать выборочную совокупность;
Определить (выявить) уровень демократизации стиля руководства персоналом и уровень социально-психологического климата;
Проанализировать полученные данные при помощи коэффициента корреляции.
Гипотеза данного исследования такова: между уровнем демократизации стиля руководства персоналом и уровнем социально-психологического климата коллектива организации существует положительная корреляция.
Выборочная совокупность данного исследования представлена персоналом 6-ти отделов ООО «ГосПроект, в количестве:
1. отдел маркетинга - 6 чел.;
2. отдел менеджмента - 12 чел.;
3. отдел торговли - 14чел;
4. отдел сбыта - 9 чел.;
5. транспортный отдел - 11 чел.;
6. отдел рекламы - 13 чел.
Основным методом данного исследования является тестирование с последующей качественной и количественной обработкой.
В процессе тестирования персонала организации использованы следующие методики: методика изучения социально-психологического климата коллектива и методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам.
В ходе исследования сотрудниками ООО «ГосПроект»была проведена оценка ими уровня демократизации управления по стилевым характеристикам непосредственного начальника отдела, а также оценка ими социально-психологического климата в своем отделе.
3.2 Исследование оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам
Инструкция: Пользуясь десятью парами характеристик-параметров, необходимо определить стиль управления своего непосредственного руководителя. Для каждого значения параметры по левому и правому столбцам определяются таким образом, чтобы сумма была равна единице. Например, по первому параметру доля значения характеристики в левом столбце определяется - 0,4, тогда доля значения характеристики в правом столбце равна - 0,6. В бланк ответов записывается только значение того выражения параметра, которое расположено слева.
Бланк методики - см. приложение 1
Обработка . Все оценки параметров по левому столбцу складываются. Затем вычисляется среднегрупповой показатель по формуле:
;
где, УД - групповая оценка уровня демократизации стиля управления руководителя;
УДi - индивидуальная оценка уровня демократизации каждого из сотрудников соответствующего отдела;
N - количество сотрудников отдела
Полученная сумма соотносится со стандартной уровневой шкалой "0-10" (10, 9 - оптимальный уровень; 3,2,1,0 - недопустимый уровень).
Проведем непосредственно исследование социально-психологического климата коллектива.
Инструкция: Необходимо оценить, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Бланк методики - см. приложение 2.
Обработка результатов. Сложить оценки левой стороны - сумма А; сложить ответы правой стороны - сумма В; найти разницу С = А - В.
Рассчитывается среднегрупповая оценка социально-психологического климата по формуле:
где М - число членов группы.
Если С = равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный климат. С - более 25, то психологический климат благоприятен. Если С менее 25 - климат неустойчиво благоприятен.
3.3 Анализ и обобщение данных исследования сотрудников ООО «ГосПроект»
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования влияния стиля руководства уровень демократизации в коллективе ООО «ГосПроект»
№ отдела |
Показатель оценки уровня демократизации управления (УДУ) |
Показатель уровня социально-психологического климата коллектива (УСПК) |
|
1 |
9,0 |
30,1 |
|
2 |
8,1 |
26,7 |
|
3 |
6,6 |
18,5 |
|
4 |
4,8 |
-5,2 |
|
5 |
8,2 |
24,0 |
|
6 |
3,1 |
-8,1 |
|
Прежде, чем изучать наличие корреляции между полученными показателями, необходимо выяснить соблюдается ли закон нормального распределения для наших выборок. Общепринятое в статистике мнение, что для выборок меньше 20 человек необходимо применять непараметрические методы анализа, нами было перепроверено.
Для этого были рассчитаны числовые характеристики распределения случайной величины (таблица 2).
Таблица 2. Числовые характеристики распределения случайной величины
Показатели |
Средняя |
Медиана |
Дисперсия |
Ст. откл. |
Ассимет. |
Эксцесс |
|
УДУ |
6,733333 |
7,45 |
5,2106667 |
2,28268847 |
-0,75711 |
-0,85692 |
|
УСПК |
14,36667 |
21,35 |
282,79467 |
16,8164998 |
-0,77021 |
-1,82994 |
|
Особое значение имеют показатели Асимметрии (As) и Эксцесса (Ex), так как по ним можно судить о наличии закона нормального распределения. Строго говоря, если характеристики As и Ex не равны 0, то мы не вправе применить для вычисления корреляции параметрический критерий Пирсона. На практике исследователь очень редко сталкивается с выполнением подобных условий, поэтому пользуются таблицами критических значений для асимметрии и эксцесса в зависимости от количества выборки (N). Если они превышают критические показатели с уровнем значимости р 0,01, то можно говорить о не соблюдении закона нормального распределения. Критические значения для асимметрии и эксцесса показаны в таблице 3.
Таблица 3. Критические значения для асимметрии и эксцесса
Кол-во элементов выборки N |
Уровни значимости |
Асимметрия |
Эксцесс |
|
6 |
р 0,05 |
0,0107 |
0,27 |
|
р 0,01 |
0,3183 |
0,261 |
||
Проанализировав подобным образом, результаты расчётов, оформленных в таблицах 3.2-3.3, приходим к вводу, то асимметрия и эксцесс, превышает критические значения. Следовательно, для изучения корреляции будет, применятся непараметрический критерий корреляции рангов Спирмена.
Строим расчетную группирововчную таблицу 4.
Таблица 4. Группировка произведенных расчётов
Отделы |
Показатель УДУ |
Показатель УСПК |
Ранги УДУ |
Ранги УСПК |
d |
d2 |
|
1 |
9,1 |
30,2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
|
2 |
8,2 |
26,8 |
3 |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
6,7 |
18,6 |
4 |
4 |
0 |
0 |
|
4 |
4,9 |
-5,3 |
5 |
5 |
0 |
0 |
|
5 |
8,3 |
24,1 |
2 |
3 |
-1 |
1 |
|
6 |
3,2 |
-8,2 |
6 |
6 |
0 |
0 |
|
Вычисляем сумму d2
Строим график корреляционного поля - см. приложение 3. Согласно полученному графику корреляционного поля можно говорить о взаимосвязи измеряемых показателей.
Вычисляем коэффициент корреляции рангов Спирменаrs по формуле:
где n - число пар.
.
Таким образом, существует очень высокая положительная взаимосвязь между уровнем демократизации управления и социально-психологическим климатом коллектива организации, что подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что выбор стиля руководства влияет на положительную динамику формирования уровня демократизации в социально-психологическом климате коллектива.
Заключение
В ходе абстрактного анализа литературы нами были рассмотрены стили управления, и было установлено, собственно что любая манера содержит кое-какие плюсы и минусы. Авторитарная манера - имеет место быть в больших организациях. Применяется иерархический установка. Выделяется лишней централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным заключением не лишь только больших , но и относительно маленьких вопросов жизни коллектива, ответственным лимитированием контактов с подчиненными. Либеральный манера - не вмешивающийся манера управления . Выделяется отсутствием размаха в работы , безынициативность и систематическое ожидание указаний сверху. Демократический манера - в отличии от авторитарного, подразумевает передача подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и производимым функциям, привлечения их этим обликам работы, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений. Довольство работой рассматривается и как эмоциональное положение, проистекающее из оценки собственной работы или же навыка работы. Приверженцы авторитарного способа говорят , собственно что авторитарный манера управления больше эффективен, например как подкрепляют единоличную администрация начальника и что наиболее наращивают его или же ее способности воздействовать на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации. Приверженцы демократичного манеры управления считают, направленный на человека расклад, в случае если его верно использовать, всякий раз увеличивает уровень удовлетворенности.
В процессе написания курсовой работы была обширно освещена неувязка воздействия манеры управления персонала на социально-психологический климат коллектива организации. На базе проделанного анализа значимости выбора рационального манеры управления и проделанного психического изучения коллектива организации ООО «ГосПроект», нами сформулированы надлежащие выводы:
1. стиль руководства персоналом и социально-психологический климат коллектива организации являются интегративными показателями уровня развития организации и ведущим фактором ее развития;
2. одним из ведущих показателей стиля управления является уровень ее демократизации как фактор "здорового" руководства.
3. между стилем руководства и уровнем социально-психологического климата существует высокая положительная корреляция равная 0,9428.
Цель курсовой работы достигнута, так как раскрыта сущность понятия «стиль руководства», рассмотрены различные классификации и модели стилей руководства, определены преимущества и недостатки стилей управления и определено влияние момента выбора стиля руководства на стабильное существование организации как единого механизма. Как сказал американский психолог Крис Арджирис: «Самый лучший стиль руководства - ориентированный на реальность», поэтому эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности.
Проведенное исследование показывает, что успех работы любого предприятия зависит от грамотно выбранного стиля руководства, то есть оптимального стиля для конкретной организации.
На основании вышеизложенных в курсовой работе примеров можно видеть, насколько важно правильно подобрать стиль руководства персоналом. Неправильное поведение руководителя может дестабилизировать обстановку на предприятии, помешать выполнению поставленной задачи, сделать невозможным создание профессионального сплочённого коллектива, может привести к состоянию конфликта или же, наоборот, к полному его отсутствию, что тоже не всегда хорошо.
Список использованной литературы
1. Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. - М., 2007-325с.
2. Браков А.Е. Можно ли управлять предприятием вместе? / под. ред. И.П Фаминского и А.И. Наумова. - М., 2000.-420с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2006.- 532с.
4. Дафт Р. Организации. - СПб.:Прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. - 352 с.
5. Еропкин А.М. Организационное поведение. - М., 2008. - 431с.
6. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебное пособие для вузов. - М., 2009.-227с.
7. Основы менеджмента: Справочное пособие / Под ред. В.В. Глухова. - СПб., 2005. - 629с.
8. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. Издание 5-е дополненное и переработанное. - М., 2006.-592с.