Файл: Роль мотивации в поведении организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.  В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед различными предприятиями, и, конечно, в учреждениях охраны здоровья, встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации.

В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является проведение мотивационной политики.

Работник, преследуя определенные цели, имея определенные желания и настроения, исходя из определенной системы ценностей любую работу «очеловечивает». Для того, чтобы эффективно управлять им, надо хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя ту или иную работу.

Иначе говоря, путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. В связи с этим, исследование факторов, побуждающих человека к трудовой деятельности, мотивов, лежащих в основе его действий, условий реализации творческой активности встает с особой остротой.

Тема мотивации является достаточно разработанной как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Наиболее известными отечественными исследователями в этой области являются А.П. Волгин, В.П. Галенко, М.В. Грачев, Э.Е. Старобинский, В.В. Травин и др., наиболее известные зарубежные исследователи - А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак Клелланд и др.

Цель курсовой работы – рассмотреть роль мотивации в поведении организации.

Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:

- рассмотреть понятие мотивации;

- изучить систему и методы мотивации персонала;

- дать краткую характеристику деятельности и кадровой политики на предприятии;

- осуществить анализ кадрового состава АО «НПЦ «Полюс»;

- произвести оценку удовлетворенности персонала организации существующей системой мотивации;

- предложить дополнительный фонд заработной платы как одно из направлений улучшения материальной мотивации на предприятии;

- осуществить разработку предложений по совершенствованию системы нематериального стимулирования.


Предметом исследования является системы мотивации и стимулирования персонала организации.

Объектом исследования является персонал АО «НПЦ «Полюс».

Информационной основой работы стали учебные пособия в области менеджмента и управления персоналом, а также материалы периодической печати по рассматриваемой проблематике.

1. Значение и роль мотивации в деятельности организации

1.1. Сущность мотивации как функции управления

Мотивация - это движущая сила, которая побуждает человека к деятельности, которая имеет определенную цель. Сам процесс деятельности строится вокруг потребностей человека, которые и играют важную роль в действиях человека.[1]

Мотивация есть сознательный (подсознательный) процесс выбора человеком, социумом того или иного типа поведения, обусловленный воздействием потребностей развития и связанных с их удовлетворением ожиданиями. Процесс мотивации основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и их сознательную корректировку. [2]

Мотивация персонала занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим объектом. Независимо от природы объекта управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация персонала. Мотивация персонала является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и пр.[3]

Для управления очень важно знать направленность действий персонала, однако не менее важно уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении достижения определенных целей.

Мотив играет роль причины, объективной необходимости что-либо сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. [4]


Мотив находиться “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. [5]

Если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения “индивид-среда”, то, исходя из этого, можно наметить основные проблемы психологии мотивации:

1. Существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений “индивид-среда”.

2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции.[6]

3. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. Таким образом, существует проблема измерения мотивов.

4. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение.

5. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо не достигнет целевое состояние соответствующего отношения “индивид-среда”, либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситуации, либо целевое состояние не перестанет угрожающе отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим.[7]

6. Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Таким образом, мотивация объясняет целенаправленность действия.[8]

7. Мотивация безусловно не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия.[9]


8. Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов - восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний).

Исходя из выше изложенного мотивация - это процесс создания системы условий или мотивов (motif - фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.[10]

С психологической точки зрения, мотив, а не стимул сам по себе, побуждает и направляет деятельность человека. Стимул, стимуляция, стимулирование есть нечто внешнее по отношению к человеку. Стимул может стать или не стать мотивом. Мотивом он станет тогда, когда встретится с “внутренним” - потребностью или системой потребностей.[11]

Мотив есть продукт встречи “внешнего” (стимул) и “внутреннего” (системы потребностей или сложившихся в прошлом мотивов), или, как говорят психологи, мотив есть опредмеченная потребность. В этом смысле любая мотивация нематериальна, даже если она родилась от встречи с очень весомым материальным стимулом. [12]

Сказанное можно выразить простой формулой:

стимул + потребность = мотив.

Большое число предприятий, на своей практике почувствовали, что развитие компании, её успех на рынке, невозможен без соответствующего вклада в поиске мотивационных форм и стимулировании труда.

Мотивационные аспекты, в вопросах управления персоналом, приобрели большое значение. В современных условиях труда, многократно возросла роль работника как личности, а это несёт как большие возможности для увеличения производительности труда, так и большие трудности для каждого отдельно взятого сотрудника, в плане устойчивости его существования. Это вызвано высокой степенью неопределённости в жизни человека.[13]

Новые подходы управления персоналом, должны вырабатывать философию управления, создавать совершенные формы управления, применять новейшие технологии и вырабатывать, совместно с сотрудниками, нормы, ценности, установки поведения. [14]


Все это, в полной мере, способно регламентировать поведение сотрудника в той или иной ситуации. Сама философия управления персоналом строится на формировании поведения работника по отношению к целям, поставленным перед ним предприятием. В этом свете, вопрос мотивированности действий сотрудника приобретает важное значение. Говоря иначе, для того чтобы человек выполнял возложенные на него обязанности добросовестно, он должен быть хорошо на это мотивирован. 

Можно выделить следующие цели и задачи по формированию систему мотивации персонала организации:

- Повышение эффективности деятельности компании с помощью определения и воплощения системы мотивации персонала;

- Увеличение прибыльности компании и снижение издержек на основе достижения целей и задач, а также увеличение результативности работы департаментов и сотрудников и качества их работы;

- Повышение результативности каждого работника в отдельности с помощью системы мотивации, нацеленной на результаты деятельности;

- Формирование команды эффективных управляющих;

- Создание знаний и навыков в сфере стратегического менеджмента и управления эффективностью касательно управления сотрудниками.[15]

Существует 3 уровня мотивации:

Индивидуальная мотивация – труд работника должен оплачиваться достойно. При расчете величины выплат, в учет должны браться знания, умения и навыки, которыми обладает сотрудник. Важно дать понять подчиненному, что в случае качественного выполнения своих обязанностей, он получит повышение.[16]

Командная мотивация – группа людей, объединенная одним делом и целью, трудится более эффективно. Каждый член команды понимает, что от результативности его работы зависит успех всего коллектива. Мотивируя группу людей, очень важно, чтобы атмосфера внутри команды была дружеской.

Организационная мотивация – весь коллектив предприятия нужно объединить в одну систему. Люди должны понимать, что их организация – это единый механизм и от действий каждого зависит положительный результат. Для руководителя это одна из самых тяжелых задач.[17]

1.2. Система мотивации

Система мотивации - это специальные мероприятия, направленные к внутренним ценностям и потребностям людей, работающих в компании.[18]