Файл: Управление товарными запасами и товарооборотом на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Экономическая сущность товарных запасов
1.1 Понятие и значение товарных запасов
1.2 Классификация товарных запасов
1.3 Показатели измерения товарных запасов
1.4 Факторы, влияющие на размер товарных запасов
ГЛАВА 2. Товарооборачиваемость, как основной показатель товарных запасов
2.1 Понятие товарооборачиваемости
2.2 Показатели товарооборачиваемости в днях и в количестве оборотов
2.3 Влияние товарооборачиваемости на хозяйственную деятельность торговых предприятий
2.4 Факторы, влияющие на ускорение товарооборачиваемости
3.1 Методы учета товарных запасов на торговом предприятии
3.2 Планирование и нормирование товарных запасов
3.3 Пути нормализации товарных запасов на торговом предприятии
3.4 Расчет товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятии
Результаты анализа могут использоваться для планирования товарных запасов. Заметим, что директивного обязательного планирования товарных запасов на торговых предприятиях не существует. Мелкие предприятия торговли, исходя из объемов деятельности и численности персонала, вообще не планируют товарные запасы или планируют их очень приблизительно. Средние и крупные торговые предприятия вынуждены постоянно следить за динамикой товарооборачиваемости, а следовательно, планировать и нормировать товарные запасы, что является основой для разработки заказов на закупки товаров в ассортиментном разрезе [16, с. 241].
Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и второй методы.
Сущность статистического метода планирования и нормирования товарных запасов – анализ товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сложившихся за последние 3-4 года. Величина товарных запасов берется в днях товарооборота. Анализ и выявление сложившихся тенденций проводится как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Выявленные при анализе тенденции экстраполируют на плановый период с учетом возможного действия объективных и субъективных факторов. Статистический метод планирования и нормирования товарных запасов, хотя и прост, но недостаточно совершенен. Основной его недостаток в том, что сложившиеся за ряд лет тенденции переносятся в будущее со всеми присущими им недостатками.
1.4 Факторы, влияющие на размер товарных запасов
Наиболее часто в торговле применяют метод технико-экономических расчетов. Это объясняется тем, что до 1992 г. с помощью именно этого метода определялась величина товарных запасов по каждому торговому предприятию и организации. Кроме того, этот метод является, пожалуй, наиболее достоверным и точным.
Суть метода технико-экономических расчетов состоит в следующем: вся масса товарных запасов разбивается на отдельные элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации конечным потребителем. Планируются и нормируются эти элементы отдельно. Затем определяется норматив товарных запасов как сумма отдельных элементов [5, с. 130].
При использовании этого метода норма товарных запасов включает в себя следующее:
- время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже;
- время пребывания товаров в форме торгового запаса;
- гарантийный (страховой) запас товаров.
Время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, время пребывания товарных запасов в форме товарного запаса рассчитывается. При этом учитывают, что торговый запас делится на две части: запас товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале, и запас текущего пополнения, т.е. предназначенный для обеспечения бесперебойной продажи.
Для того чтобы количественно измерить первую часть торгового запаса, определяют число ассортиментных разновидностей и среднюю цену на каждый вид товара. Затем к произведению этих двух величин прибавляют среднедневной оборот и полученную величину делят на среднедневной оборот по этой группе товаров. Вторую часть торгового запаса устанавливают по каждой группе товаров, исходя из частоты поступления. Традиционно величина запаса текущего пополнения рассчитывается по следующей формуле:
(1.1)
где
Q - размер оптимальной партии товара;
V - объем товарооборота;
U1- расходы по транспортировке партии товара;
U2- расходы по хранению разновидности партии товара.
Величина товарного запаса текущего пополнения должна составлять половину оптимальной партии поставки товара. Это соотношение является для торговых предприятий традиционным и объясняется тем, что во время завоза запасы отдельных товаров колеблются от максимума (в момент завоза) до минимума (накануне завоза).
Гарантийный (страховой) товарный запас предназначен для смягчения неравномерности поставок, изменений спроса и т.п.
Формула расчета величины страхового запаса довольно традиционна для торговли:
(1.2)
где
ТЗс - коэффициент уровня обслуживания (выражает в процентах отношение числа дней, когда товар бесперебойно находится в продаже, к общему числу дней в периоде; как правило, величина известная и задаваемая);
К - товарооборт по кварталам;
Т / Об - среднеквартальный товарооборот;
Т /Об - число рассматриваемых кварталов.
При определении нормативов в целом по торговому предприятию учитывают и время пребывания товаров в пути (для иногородних поставщиков).
Таким образом, технико-экономический метод планирования и нормирования товарных запасов дает следующую формулу расчета норматива товарного запаса:
(1.3)
где
Н - норматив товарного запаса (по товарной группе);
ТЗn - время на приемку, проверку, подготовку товаров к продаже;
ТЗm - торгово-товарный запас;
ТЗc - страховой товарный запас.
Аналогично проводят расчет по всем товарным группам, и суммарный результат определяет норматив по торговому предприятию в целом.
Ни нормативный, ни экономико-математический метод практически не применяются в современной повседневной деятельности торговых предприятий из-за невысокой достоверности и большого объема вычислений.
ГЛАВА 2. Товарооборачиваемость, как основной показатель товарных запасов
2.1 Понятие товарооборачиваемости
Товарооборачиваемость – характеристика процессов возобновления товарных запасов в снабженческо-сбытовой организации, торговом предприятии и т. д. Определяется на основе скорости товарооборота и времени обращения товаров.
Одним из показателей, характеризующих эффективность использования товарных запасов, является товарооборачиваемость или время обращения товаров. Время обращения товаров показывает продолжительность их пребывания в сфере обращения (до перехода в руки потребителя). Ускорение товарооборачиваемости уменьшает затраты на хранение товарных запасов, приводит к высвобождению денежных средств и других оборотных активов. Поэтому анализу товарооборачиваемости и товарных запасов отводится значительное место при анализе хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций [2, с. 76].
Анализ товарных запасов начинается с сопоставления фактических их размеров с установленным нормативом (если он рассчитывается) как в объемных, так и удельных показателях на конкретную дату (по месяцам, кварталам). Объемные показатели – это сумма или количество товаров данного вида, сумма всех товаров; удельные показатели – это товарные запасы, выраженные в днях оборота или числом оборотов. Все эти показатели – моментные, так как характеризуют состояние запасов на определенную дату: на начало и конец отчетного периода или на какую-либо промежуточную дату. При анализе товарооборачиваемости и скорости товарооборота рассчитываются средние товарные запасы за тот или иной период.
2.2 Показатели товарооборачиваемости в днях и в количестве оборотов
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий [3, с. 77].
Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
- время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;
- сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
- несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;
- особенности территориального размещения производства;
- условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и магазином;
- звенность товародвижения;
- возможности для хранения товара и др.
Размер товарных запасов определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий [5, с. 130].
2.3 Влияние товарооборачиваемости на хозяйственную деятельность торговых предприятий
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия [21, с. 114].
Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам:
(2.1)
где
Утз- уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ - товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);
Т / ОБобн - однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);
Т / ОБ - объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
Д - количество дней в анализируемом периоде.
Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.
Вторым важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующим формулам:
(2.2)
где
ОБбн - товарооборачиваемость в днях товарооборота;
ТЗ - средний товарный запас за исследуемый период (руб.);
Т / ОБобн - однодневный товарооборот за тот же период (руб.);
Т / ОБ - объем товарооборота за указанный период (руб.);
Д - число дней в этом периоде.
Средний товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда:
(2.3)
где
ТЗ - средний товарный запас за определенный период (руб.);
ТЗ1,ТЗ2, ... ,ТЗn- величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);
n - количество дат, за которые берется величина запасов.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
2.4 Факторы, влияющие на ускорение товарооборачиваемости
Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитыватся по следующим формулам: