Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Теоретические основы кадровой политики предприятия).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы кадровой политики предприятия
1.1 Сущность и содержание кадровой политики предприятия
1.2 Методы, подходы и этапы в кадровой политики
1.3 Система управления персоналом на предприятии
Глава 2. Анализ формирования кадровой политики на примере ООО «РН КрасноярскНипиНефть»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Работа с молодыми специалистами, обучение персонала, отбор претендентов
2.3 Аттестация, мотивация персонала, расчет текучести кадров
Пассивная
Реактивная
Кадровая политика
Превентивная
Авантюристиче ская
Активная
Рациональная
Рисунок 1 – типы кадровой политики
«Пассивная» кадровая политика основывается на предотвращении негативных последствий, в такой организации нет контроля по оценки труда и персонала, не проводится мониторинг кадровой ситуации на предприятии в целом. В таком типе кадровой политики руководство предприятия быстро реагирует на негативные ситуации. Принимаю быстрые меры по их предотвращению, не пытаясь понять причины и возможные последствия решения.
В «реактивной» кадровой политики руководство предприятия проводит мониторинг всех процессов работы, выявляя симптомы появления негативного состояния в работе с персоналом и по каким причинам это произошло. Далее руководство принимает меры по разрешению сложившейся конфликтной ситуации, в таких предприятиях кадровые службы имеют средства для мониторинга ситуаций и их решению.
«Превентивная» кадровая политика возникает тогда, когда руководство предприятия имеет прогнозы развития ситуации, но она не имеет средства для влияния на нее. В таких предприятиях кадровая служба имеет средства для диагностики персонала и возможность прогнозирования ситуации на определенный период времени, в таких предприятиях предусмотрены краткосрочные и среднесрочные прогнозы по потребностям в кадрах. В «активной» кадровой политики в отличие от «превентивной», руководство имеет средства воздействия на ситуацию и служба по работе с кадрами способна применить и разработать антикризисные меры, «активная» кадровая политика может быть «рациональной» и «авантюристической».
При «рациональной» кадровой политики руководство предприятия имеет прогноз развития ситуации и средства для ее решения или оказания на нее влияния. Кадровая служба имеет прогноз по кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды.
При «авантюристической» предприятие не имеет прогноза развития ситуации, но пытается на нее влиять, в таком предприятии как правило нет средств для диагностики персонала и прогнозирования кадровой ситуации.
Выделяют два типа кадровой политики, «открытая» и «закрытая». При «открытой» кадровой политики организация совершенно, прозрачна перед потенциальными сотрудниками на любом уровне. При «открытой» кадровой политики сотрудник может начать работать как с низовой должности, так и с высшей управленческой. Такое предприятие примет любого сотрудника, который соответствует квалификационным требованиям компании, без учета опыта работы в их дочерних компаниях или родственных ей организаций.
При «закрытой» кадровой политики, организация в свой состав включает работников только с низшего звена персонала, на высшие должностные позиции берут людей только из числа сотрудников компании. Кадровая политика такого типа ориентирована на создание корпоративной атмосферы и сплоченности коллектива, ярким примером такой организации можно считать ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть». Основной характеристикой закрытой кадровой политики является то, что сотрудники принимаются на работы на низшее звено и дальше продвигаются по карьерной лестнице внутри компании, можно сказать, она выращивает для себя из молодых специалистов профессионалов в своем деле, мотивирует, объединяет и закрепляет их за собой[8].
Задачи кадровой политики:
-
- Привлечь в организацию опытных и квалифицированных кадров;
- Рационально использовать каждого работника;
- Мотивировать и развивать их;
- Поддерживать «корпоративных» дух компании.
Кадровая политика направлена не только на получение экономического эффекта, но так же и социального, смотрите таблицу 2.
Таблица 2 – Типы кадровой политики
Кадровый процесс |
Тип кадровой политики |
||
Открытая кадровая политика |
Закрытая кадровая политика |
||
Набор кадров |
Ситуация высокой конкуренции на рынке труда |
Дефицит рабочей силы, отсутствие притока новых |
|
Адаптация персонала |
Внедрение новых для организации подходов, предложенных новичками |
Напутствие за счет наставников, высокий сплоченный коллектив |
|
Кадровый процесс |
Тип кадровой политики |
||
Открытая кадровая политика |
Закрытая кадровая политика |
||
Обучение развитие персонала |
и |
Проводится во внешних центрах и заимствует что то новое |
Внутрикорпоративные центры |
Продвижение персонала |
Затруднена, так как всегда идет набор персонала |
Проводится планирование карьеры, предпочтение отдается сотрудникам компании |
Выделяют три этапа в создании кадровой политики:
- Нормирование, на данном этапе осуществляется согласование целей и принципов работы с будущим персоналом с принципами и целями компании в целом. При устройстве сотрудника в организацию, желательно описать требования к нему и принципы существования его в компании, требования к дальнейшему его развитию в профессионально сфере, дальнейшее повышение квалификации и развитие его новых возможностей[9].
- Программирование, это разработка программ и путей достижения целей кадровой работы с учетом возможных изменений в ситуации. Нужно построить систему процедур и действий для достижения цели, таких как кадровые технологии, с учетом состояния на сегодняшний день, так и на возможные изменения в будущем. Для правильной разработки таких программ нужно обращать большое внимание на ценности организации. К примеру, в закрытой кадровой политики не нужно использовать программы набора персонала через кадровые агентства, газеты, объявления в ресурсе интернета. В данном случае нужно обратить внимание на знакомых, родственников, однокурсников своих работников, не целесообразно использовать жесткое тестирование при отборе кандидата, следует больше уделить процессу собеседования при устройстве на работу.
- Мониторинг персонала, процедуры диагностики и прогнозирования кадровых ситуаций. Нужно анализировать и разрабатывать программы по развитию и рациональному использованию навыков персонала, так же необходимо оценивать эффективность кадровых программ. В предприятиях, нужно постоянно проводить мониторинг персонала: аттестация сотрудников, их карьера, поддержание рабочего климата на предприятии, такой подход и есть как инструмент управления предприятием[10].
Составными элементами кадровой политики являются:
- Политика занятости – привлекать высококвалифицированный персонал, создавать хорошие, безопасные условия труда, иметь возможность карьерного роста, для самоудовлетворенности сотрудников;
- Политика обучения, при которой создаются базы обучения, для повышения квалификации и продвижения по карьерной лестнице персонала предприятия;
- Оплата труда, предоставлять заработанную плату больше, чем в конкурирующих фирмах, соответственно соблюдая правила по квалификационным требованиям к работнику и его способностям;
- Благосостояние, давать более привлекательные социальные возможности своим рабочим, льготы, по отношению к другим работодателям[11];
- Политика в трудовых отношениях, создана с целью предотвращения конфликтов между персоналом
Сфера занятости занимается анализом кадровой ситуации, наймом персонала и увольнением. Сфера обучения, проверяет текущие знания и способности рабочего, по необходимости отправляет его на обучение и развитие. В оплате труда, происходит оценка работ, льгот, ставки. Сфера благосостояния отвечает за пенсии, пособия, транспорт, жилье, питание[12].
1.3 Система управления персоналом на предприятии
Управление персоналом понятие комплексное и охватывает большой перечень вопросов: от разработки и концепции кадрового менеджмента, а также мотивирования персонала, до практического применения данной теории в конкретном предприятии. В настоящее время концепция управления персоналом складывается на признании растущей личности сотрудника, на знании его мотивационной установки, умении сформировать их и направить в соответствии с интересами компании. Утверждение рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов иерархического управления, жесткой системы воздействия. В иностранных организациях кадровая политика всегда находится в поле зрения руководства и на сегодняшний день она является приоритетной в управленческом деле. Управлять персоналом – это главная цель всей системы, создавать хорошую мотивацию, привлекать высококвалифицированных специалистов и рационально использовать их потенциал, профессионально и социально развиваться.
Управление трудовыми ресурсами разделяется на три части:
- Привлечение;
- Увлечение;
- Мотивация.
Предприятие или организация, будучи производственно- хозяйственной системой, может быть представлена как совокупность составляющих ее элементов взаимосвязанных друг с другом. В управлении предприятием выделяется две части, такие как управление, деятельностью предприятия и управление людьми, управление людьми это есть управление персоналом.
Элементы в системе управления персоналом:
- субъект – руководитель[13];
- процесс – метод управления кадрами, для достижения целей предприятия;
- объект – персонал.
Формирование системы управления персоналом подразумевает построение «дерева целей», как целей персонала, так и целей руководства, обеспечение их наименьшей противоречивости.
Организационная структура в управлении персоналом:
- выявить структурные звенья службы;
- сформировать цели и задачи структурных звеньев;
- построить структуру управления персоналом исходя из особенностей предприятия и структуры управления в нем;
- рассмотреть вопросы о взаимосвязи между структурными подразделениями и управления персоналом между собой и другими структурами организации.
На следующем этапе в зависимости от организационно-структурного построения службы прорабатываются вопросы информационного обеспечения управленческих решений, пути движения информации. Целый комплекс правовых документов используется в управлении персоналом, среди которых главное место получает Трудовой кодекс РФ [22, с.40]. Так же сюда входят должностные инструкции, нормативы, нормы по работе с документами.
Процессы в системе управления персоналом:
- Планирование – зачем, когда, в какие сроки мы будем это делать;
- Организация – распределение рабочей силы, снабжение инструментом, улучшение условий труда и т.д.;
- Мотивация – увеличение заработанной платы, социального пакета, премии и т.д.;
- Контроль – рационально использование рабочей силы, исполнение приказов;
- Учет – ведение отчетности по кадрам, работам и т.д.;
Управление это не что иное, как процесс принятия решения, которое состоит из последовательных действий:
- изучить ситуацию;
- принять решение;
- контроль над исполнением;
- итоговая оценка.
Главной целью любого предприятия является его повышение конкурентоспособности, увеличение производительности труда, получение наибольшей прибыли, обеспечение высокой социальной эффективности и сплоченности коллектива[14].
Задачи системы управления персоналом:
- обеспечить организацию рабочей силой в нужном количестве и требуемой квалификации;
- максимально и рационально использовать возможности работника и коллектива;
- обеспечить работников хорошими условиями для высокой продуктивности работы, мотивировать, вырабатывать привычку к самодисциплине и сотрудничеству с организацией;
- не только привлекать персонал к работе, но и развивать его, повышать квалификацию, сохранять работника на предприятии;
- соблюдать интересы, как предприятия, так и работника;
- максимально увеличить эффективность управления персоналом.
Задачи и цели в управлении персоналом зависят от стратегических целей компании. Деятельность управления персоналом непосредственно должна быть направлена на улучшение обеспечения жизнедеятельности организации и персонала:
- информационное обеспечение кадровой работы;
- развитие корпоративной культуры;
- прием на рабочее место в организацию, карьерный рост, мотивирование сотрудников[15].
Эффективность управления персоналом зависит от поставленных целей руководством и вариантов построения самой системы управления персоналом в организации, нужно выбрать максимально оптимальные технологии и методы работы с людьми. При правильном выборе направления в системе управления, у организации не будет проблем по работе с кадрами, что будет являться конкурентным преимуществом компании.
На предприятии руководители (субъекты) различных уровней оцениваются на наличие управленческих навыков и оценку кадрового потенциала. По итогам таких оценок руководителей могут направить на обучение для развития у них навыков в управлении персоналом и получение новой информации для работы с ними.
Технология управления персоналом оценивается по направлениям:
- оценка определения перечня технологий по управлению персоналом для достижения целей компании;
- определяет направление с целью совершенствованием технологий по управлению персоналом;
Персонал компании (объект) оценивается по удовлетворенности работой: условие и результаты своей работы. Когда работники понимают свою значимость в процессе и что он производит, у него повышается интерес и мотивация для более продуктивной работы, у сотрудника повышается лояльность к компании. По окончанию оценки системы управления персоналом разрабатывается комплекс мер для перехода от существующего состояния к целевому. Цель компании определяет руководитель, и комплекс принятых мер будет зависеть от конкретной ситуации в компании[16].