Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- недопустимо ограничение конституционных прав и свобод законопослушных граждан из числа близких связей правонарушителей;

- признаются права преступников (объектов оперативно-розыскной деятельности). Так, ограничение их конституционных прав на основании судебного решения, установление законодательной процедуры их ограничения;

- наделяются особыми правами лица, оказывающие конфиденциальное содействие (право на сохранение конфиденциальности (ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), на правовую защиту (ч. 2 ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), на физическую защиту (ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), на освобождение от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») и рядом других специфических прав;

- устанавливается равенство всех перед законом (ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»);

- устанавливается порядок (процедура) восстановления нарушенных прав (ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») [31].

Конспирация является основным специальным принципом оперативно-розыскной деятельности, отражающим ее специфический разведывательный характер, и отличающий ее от других государственно-правовых форм борьбы с преступностью. Она заключается в том, что оперативно-розыскная деятельность организуется таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних субъектов (прежде всего от лиц, совершающих преступления) тактику, содержание, формы и методы, силы и средства проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

Конспирация означает:

- необходимость и правомерность использования тайных приемов и методов, адекватных действиям преступников (введение в заблуждение, использование документов прикрытия, имитация преступной деятельности)

- установление для должностных лиц запрета на разглашение сведений о лицах, участвующих в оперативно-розыскных мероприятиях, оказывающих конфиденциальное содействие (ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»);

- ограничение доступа к информации, отражающей результаты оперативно-розыскной деятельности;

- отнесение ряда сведений к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). К таковым отнесены: силы, средства, источники и методы оперативно-розыскной деятельности; планы и результаты оперативно-розыскной деятельности; сведения о лицах, внедренных в преступные группы, штатных негласных сотрудниках, конфиденциальных сотрудниках; организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий [21].


Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность оперативно-розыскной деятельности. Так, в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности применяются, главным образом, негласные средства и методы, осуществляются негласные мероприятия. Однако в определенных ситуациях они сочетаются с гласными, если добиться результатов только негласными или только гласными методами нельзя.

Данный принцип отражает:

- тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности;

- необходимость наряду с негласными оперативно-розыскными мероприятиями проведения гласных приемов в целях создания условий для процессуальной проверки оперативно-розыскных мероприятий [17].

Кроме законодательных принципов в ведомственных нормативных актах и в специальной литературе выделяют принципы практики оперативно-розыскной деятельности:

- принцип плановости, в соответствии с которым, предусматривается составление планов по делам оперативного учета, оперативно-розыскным мероприятиям и т.д.;

- принцип наступательности, сущность которого проявляется в способности оперативных подразделений опережать действия преступников по подготовке и совершению преступлений, сокрытию следов;

- принцип прогнозирования оперативной обстановки, предполагающий своевременное внесение соответствующих корректировок в планы проведения оперативно-розыскных мероприятий, определение направления борьбы с преступностью с учетом новых видов преступлений, ранее неизвестных органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- принцип взаимодействия, который проявляется в согласованных, хорошо отлаженных действиях сил и средств субъектов оперативно-розыскной деятельности;

- принцип адекватности (соразмерности), означающий, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться только тогда, когда иным путем достичь поставленной цели невозможно.

В научной и учебной литературе по оперативно-розыскной деятельности встречаются и иные подходы к классификации принципов оперативно-розыскной деятельности, например, деление их на общие и специальные и т.д. Следует иметь в виду, что ряд учебников и учебных пособий были изданы до принятия ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», поэтому учеными предлагались другие классификации [16].

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Деятельность оперативных подразделений находится под пристальным вниманием общества, поскольку она в различной мере затрагивает интересы всех ее членов и сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Применительно к оперативно-розыскной деятельности основными морально-этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду.


Целями оперативно-розыскной деятельности являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина; защита собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность решает такие задачи, как выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.

2. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности и ее субъекты

2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», «Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти» [7].

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий».

Из положений Федерального закона логически вытекает определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности, по которой понимается совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют довольно таки значительной число нормативных правовых актов, всю совокупности которых можно разделить на три группы (уровня):

  1. Конституционный уровень правового регулирования.
  2. Законодательный уровень правового регулирования.
  3. Подзаконный уровень правового регулирования.

Конституционный уровень правового регулирования составляет исходную правовую базу для определения направленности и границ последующего развития и регулирования непосредственного объекта оперативно-розыскных отношений [23].

Высшая юридическая сущность Конституции РФ на данном уровне проявляется двояким образом:

- во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативных актов;

- во-вторых, сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.

Конституция РФ как основной закон государства закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам относятся признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международ­ного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие [1].

В Конституции закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст.ст. 76, 90, 104, 105, 115).

Ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.

После Конституции главная роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности принадлежит Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности».

К другим федеральным законам, составляющим правовую основу оперативно-розыскной деятельности, относится довольно значительное число (свыше 20) законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы: устанавливающие базисные положения осуществления оперативно-розыскной деятельности; регламентирующие деятельность отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности; регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач оперативно-розыскной деятельности [20].


К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления оперативно-розыскной деятельности, следует отнести:

  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ;
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ [5,6].

Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности. К этой группе можно отнести следующие законы:

- Закон Российской Федерации «О полиции» от 07.02.1911 г. № 3;

- Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-1;

- Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07. 1995 г. № 103-ФЗ;

- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ;

- Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности» от 03.04.1995 г. № 4-ФЗ;

- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ;

- Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ;

- Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ.

К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач оперативно-розыскной деятельности, можно отнести:

- Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ;

- Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1;

- Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1;

- Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ;

- Федеральный закон «О связи» от 16.02.1995 г. № 15-ФЗ;

- Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 г. № 2487-1;

- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1;

- Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2421-1;

- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1;