Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности государства).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности государства
1.1.Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее морально-этические основы
1.2. Цели, задачи и принципы оперативно розыскной деятельности
2. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности и ее субъекты
2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
2.2 Общая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1 [2,3,4,8,9].
Подзаконный уровень правового регулирования охватывает самые разнообразные нормативные акты, которые включают акты законодательной и исполнительной власти (указы, распоряжения Президента и постановления Правительства Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания РФ); акты ведомственного и межведомственного характера; акты органов местного самоуправления.
Нормативные указы и распоряжения Президента в большей части касаются решения текущих, организационных и процедурных вопросов. Применительно к сфере оперативно-розыскной деятельности к числу нормативных актов данного уровня можно отнести:
- Указ Президента от 03.04.1995 г. №334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации»;
- Указ Президента РФ от 12.07.1995 г. №673 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств».
Акты Правительства разделяются на постановления, имеющие наиболее важное значение, и на распоряжения как решения по оперативным и другим текущим вопросам. К их числу относятся: постановление Правительства РФ от 14.10.1996 г. № 1190 «Об утверждении положения о национальном центральном бюро Интерпола»; Постановление правительства РФ от 01.07.1996 г. №770 «Об утверждении перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» и др [20].
Акты высшего представительного (законодательного) органа Российской Федерации - Федерального Собрания принимают постановления, касающиеся урегулирования организационно-технических вопросов. Например, постановление Совета Федерации и Федерального Собрания РФ от 4 сентября 1998 г. №398-СФ «Об информации и.о. министра внутренних дел РФ и директора ФСБ РФ о криминогенной обстановке в Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти».
В порядке реализации этой нормотворческой деятельности различными ведомствами, правомочными осуществлять оперативно-розыскную. деятельность, издаются подзаконные нормативные акты в виде приказов, инструкций, наставлений, указаний, решений коллегий. Содержание этих актов полностью соответствует требованиям ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», определяет формы этой деятельности, методику и тактику ее практической реализации.
Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом. Наиболее часто эти издания осуществляются для успешного взаимодействия субъектов ОРД и решения общих задач борьбы с преступностью. Примерами таких подзаконных нормативных актов являются:
- Приказ МВД РФ № 747 от 13.11.1998 г. «Об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности МВД РФ и Федеральной службы охраны РФ»;
- Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26.07.2000 г. 648/184/560/353/257/303 и др [18].
Особое место среди нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность занимает Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Характерными чертами ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» являются:
- закрепление общих правил осуществления ОРД на законодательном уровне;
- усиление значения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности;
- определение общих положений осуществления данной деятельности для всех субъектов оперативно-розыскной деятельности;
- положил начало процессу кодификации правовых норм оперативно-розыскной деятельности и формированию новой отрасли российского законодательства [27].
Структуру действующего ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» составляют:
- преамбула, в которой отражается, что Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ;
- глава 1. Общие положения (ст. 1-5). В ней находят нормативное закрепление определения оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи, принципы и основы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при ее осуществлении;
- глава 2. Проведение оперативно-розыскных мероприятий (ст.6-12). В ней определяется перечень оперативно-розыскных мероприятий и устанавливает порядок их проведения;
- глава 3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ст. 13-16). Здесь даётся перечень оперативно-розыскных органов и условия их деятельности;
- глава 4. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ст.17-18). Эта глава излагает систему общих предписаний, касающихся оснований и условий привлечения отдельных лиц к участию в оперативно-розыскной деятельности;
- глава 5. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности (ст. 19). Данной главой регулируется такой вид обеспечения оперативно-розыскной деятельности, как финансирование;
- глава 6. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (ст. 20-23). В ней излагается система ведомственного, вневедомственного контроля и организации прокурорского надзора за данной деятельностью. В ст.23 отражается порядок вступления Федерального закона в силу и определяются пределы его действия во времени [7].
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» общим условием проведения ОРМ выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в пространстве в соответствии с принципом территориальности.
Согласно воле законодателя такие исключения допустимы, что должно быть предусмотрено федеральным законом (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Первое исключение. В ст. 12 УК РФ содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России. Создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность осуществления оперативно-розыскной деятельности за рубежом.
Второе исключение допустимо, исходя из предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий за пределами России. Например, Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ 18 декабря 1998 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности (имеется в виду сопровождение оперативной разведки, оперативно-поисковых мероприятий, наружного наблюдения). В Соглашении отмечено, что в соответствии с государственным суверенитетом осуществление специального сопровождения оперативной разведкой на территории другого государства не допускается [16].
Третье исключение. С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция России осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море (см. ст. 17 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»), оперативно-розыскная деятельность возможна для обеспечения производства расследования преступления на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию России; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами России, и др.
Четвертое исключение. Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России.
Пятое исключение. Непосредственно в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах «чужие» оперативники вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России.
По времени действия существуют нормативно-правовые акты неопределенно-длительного времени, к которым относится и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Временем вступления в силу данного закона считается 18 августа 1995 г. Юридические последствия оперативно-розыскной деятельности определяются законом, действующим во время совершения оперативно-розыскных мероприятий, независимо от времени наступления юридически значимого последствия [21].
Таким образом, правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Всю совокупность нормативно-правовых актов, являющихся правовой основой оперативно-розыскной деятельности можно разделить на три уровня правового регулирования: конституционный; подзаконный.
2.2 Общая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности
Субъекты оперативно-розыскной деятельности – это органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность – это организационно обособленные единицы, которые законодателем определены задачи, компетенция и объем полномочий по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий [23].
Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на территории РФ такими правами наделены оперативные подразделения: органов внутренних дел Российской Федерации; органов федеральной службы безопасности; Федеральных органов государственной охраны; таможенных органов Российской Федерации; службы внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Приведенный в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации [27].
Полномочия, предоставленные оперативным аппаратам, непосредственно реализуются должностными лицами, которые могут быть разделены на следующие виды:
- должностные лица оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- граждане, привлеченные на добровольной основе и конспиративно сотрудничающие с оперативными подразделениями;
- отдельные лица, гласно содействующие деятельности оперативных подразделений.
Под должностным, лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти в области непосредственного осуществления оперативно-розыскной деятельности и контроля за ней.
Должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются штатные сотрудники начальствующего состава, имеющие специальные или воинские звания и выполняющие оперативно-розыскную функцию как основную профессиональную задачу [32].
Права и обязанности оперативных сотрудников, лично осуществляющих оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью, производны от компетенции служб и подразделений, в штатах которых они числятся. Полномочия их состоят из общих прав и обязанностей, предоставленных оперативно-розыскному органу, и должностных прав и обязанностей, составляющих компетенцию соответствующего оперативного аппарата.
По объему и относимости к оперативно-розыскной функции принято выделять: должностных лиц оперативных аппаратов обладающих всей полнотой полномочий; должностных лиц с ограниченными полномочиями, в зависимости от компетенции и специализации оперативных аппаратов [31].
Так, например, к субъектам оперативно-розыскной деятельности, обладающим оперативно-розыскными полномочиями в полном объеме, относятся штатные должностные лица начальствующего состава служб и подразделений уголовного розыска, экономических преступлений, организованной преступности. Эта категория сотрудников имеет право в полном объеме лично или с привлечением других специалистов осуществлять весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при решении профессиональных задач борьбы о преступностью. Полнота их правомочий определяется также исключительным правом устанавливать конфиденциальные отношения с гражданами, изъявившими согласие оказывать содействие на безвозмездной или возмездной основе.