Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности государства).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности государства
1.1.Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее морально-этические основы
1.2. Цели, задачи и принципы оперативно розыскной деятельности
2. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности и ее субъекты
2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
2.2 Общая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности
Сотрудники указанных оперативных аппаратов выступают инициаторами и организаторами создания и эксплуатации информационно-поисковых систем оперативно-розыскного назначения, использования возможностей оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений, оперативных аппаратов других правоохранительных органов для решения задач оперативно-розыскной деятельности [29].
К категории сотрудников оперативных аппаратов, обладающих усеченными оперативно-розыскными полномочиями, относятся начальствующий состав оперативно-поисковых аппаратов, подразделений специальных технических мероприятий и др. Ограниченность оперативно-розыскных полномочий указанных должностных лиц определяется компетенцией этих служб и подразделений, в штатах которых они находятся, и их профессиональной специализацией. Основным признаком неполноты оперативно-розыскных полномочий является отсутствие права вести работу с конфиденциальными сотрудниками, а также организовывать проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Кроме должностных лиц в оперативно-розыскной деятельности принимают участие лица, оказывающие конфиденциальную и гласную помощь оперативным подразделениям в решении задач борьбы с преступностью. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий закреплено в ст. 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [18].
Так, осуществляющие в органах внутренних дел оперативно-розыскной деятельности подразделения криминальной полиции, решают следующие задачи: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность, борьба с преступностью.
Согласно ст. 10 ФЗ «О федеральной службе безопасности» оперативные подразделения ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Федеральные органы государственной охраны осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения безопасности высших должностных лиц государства. К объектам государственной охраны относятся: Президент РФ и члены его семьи, проживающие совместно с ним или сопровождающие его; Председатель Правительства РФ; Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Председатель Конституционного Суда РФ; Председатель Верховного Суда РФ; Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ; Генеральный прокурор РФ (указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий); главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации. При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим по представлениям по подведомственности Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации РФ, Председателя Государственной Думы РФ и Председателя Конституционного Суда РФ [23].
Согласно Положению о ГТК России (утв. Указом Президента РФ от 25.10.1994 г.), среди функций ГТК имеются такие, как организация ведения борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; осуществление контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности,
Федеральная служба исполнения наказаний России осуществляет полномочия по организации осуществляемой учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Задачами оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях согласно ст. 84 УИК РФ являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение [27].
В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств (утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976) ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Руководители ранее перечисленных органов определяют:
- перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
- полномочия, структуру и организацию работы.
Оперативное подразделение – это организационно-штатное звено (подразделение), входящее в структуру соответствующего государственного органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных задач, предусмотренных федеральным законодательством [20].
Так, к примеру, в системе органов внутренних дел оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции осуществляют подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; отряды полиции специального назначения; оперативно-розыскной информации; национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
Решение задач, стоящих перед ФСИН возложено на следующие структурные подразделения уголовно-исполнительной системы: оперативные отделы; подразделения собственной безопасности; оперативно-технические подразделения; подразделения по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания [22].
Таким образом, правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Всю совокупность нормативно-правовых актов, являющихся правовой основой оперативно-розыскной деятельности можно разделить на три уровня правового регулирования: конституционный; подзаконный.
Субъекты оперативно-розыскной деятельности – это органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности.
На территории РФ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности наделены оперативные подразделения: органов внутренних дел Российской Федерации; органов федеральной службы безопасности; Федеральных органов государственной охраны; таможенных органов Российской Федерации; службы внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе были рассмотрены самые основные аспекты оперативно-розыскной деятельности.
Теоретический анализ понятия, целей, задач, принципов, субъектов и правовой основы оперативно-розыскной деятельности позволил сделать следующие выводы:
- оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Деятельность оперативных подразделений находится под пристальным вниманием общества, поскольку она в различной мере затрагивает интересы всех ее членов и сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Применительно к оперативно-розыскной деятельности основными морально-этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду;
- целями оперативно-розыскной деятельности являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина; защита собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств;
- оперативно-розыскная деятельность решает такие задачи, как выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации;
- , правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Всю совокупность нормативно-правовых актов, являющихся правовой основой оперативно-розыскной деятельности можно разделить на три уровня правового регулирования: конституционный; подзаконный;
- субъекты оперативно-розыскной деятельности – это органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности.
- на территории РФ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности наделены оперативные подразделения: органов внутренних дел Российской Федерации; органов федеральной службы безопасности; Федеральных органов государственной охраны; таможенных органов Российской Федерации; службы внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015)
"О государственной тайне" [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 29.07.2017) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».