Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Справедливость предусматривает соотношение между практической деятельностью оперативного работника и его служебным положением, между его личными заслугами и их общественным признанием, между его правами и обязанностями.

Принцип коллективизма является обязательным для успешной организации оперативно-служебной деятельности и успешного противостояния криминальной среде. Результативность работы оперативно-розыскного органа во многом зависит от коллектива его сотрудников, их целеустремленности и единства действий. Данный принцип включает несколько частных принципов: единство цели и воли, сотрудничество и взаимопомощь, демократизм, дисциплину [23].

Оперативный работник наделен определенными властными полномочиями, поэтому данный принцип предполагает большую меру его личной ответственности в процессе осуществления оперативно-служебной деятельности. Руководствуясь чувством коллективизма, он соизмеряет свои поступки с интересами коллектива, в конечном счете - с интересами общества. Поступок каждого члена коллектива формирует отношение граждан к конкретным оперативным подразделениям и влияет на общественное мнение об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Принцип сознательности означает выбор оперативным работником поступков на основе понимания нравственных требований общества, интересов граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскных отношений. Сознательность предполагает осознание цели, во имя которой должны совершаться поступки, и является основой убежденности человека в правоте того дела, которое он защищает.

Обозначенные морально-этические принципы являются преломлением общих моральных принципов применительно к такой специфической сфере, как оперативно-розыскная деятельность. Их перечень не является исчерпывающим и может изменяться под воздействием права, которое тесно связано с моралью и активно воздействует на ее развитие. В свою очередь, совершенствование нравственных основ общества оказывает существенное влияние на применение и реализацию правовых норм, регламентирующих деятельность оперативно-розыскных органов [25].

С точки зрения морально-этических основ к оперативно-розыскной деятельности возможны два подхода. С одной стороны, эту деятельность можно рассматривать как необходимое средство борьбы с преступностью на современном этапе. Моральным или аморальным оно становится, когда получает нравственную оценку и употребляется в интересах определенной группой людей для достижения определенных целей. Соответственно с позиции морально-этических принципов аморальным является применение этого средства в отношении невиновного человека и высокоморальным - в интересах общества против опасного преступника. С другой стороны, оперативный работник осмысливает действительность, самого себя и понимает, что подозреваемый (противник) действует противозаконно, безнравственно, изощренно и часто замаскированно. Отсюда необходимость применения оперативным работником специальных сил и средств, конспирации, различных тактических приемов, хитрости, что присуще всякому виду борьбы.


К числу этических можно отнести вопрос о пределах информирования населения через печать, радио, телевидение об обстоятельствах личного свойства, касающихся преступников, потерпевших, подозреваемых и других лиц, имеющих отношение к преступлению. В процессе его раскрытия может сложится ситуация, при которой возникнет необходимость обнародовать некоторые обстоятельства личной жизни, интимных отношений, склонностей человека, наличие у него психического или венерического заболевания. При этом предание гласности этих сведений, с одной стороны, может способствовать быстрому раскрытию преступления и установлению виновного, а с другой - нанести серьезную моральную и даже психическую травму конкретному человеку или лицам из его окружения. Кроме того, это может отрицательно отразиться на общественной морали, исповедующей принципы гуманизма, добра, защиты личной жизни человека [26].

К числу важных проблем морально-этического свойства можно отнести вопрос о дезинформации подозреваемого при использовании средств массовой информации. Ведь, дезинформируя конкретное лицо, оперативные аппараты влияют на формирование общественного мнения, поскольку объектом такого воздействия становится численно большая аудитория.

Осмысливание с точки зрения морали сущности негласного сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, создает условия для правильной оценки различных тактических приемов (приобретение конфиденциальных сотрудников, руководство ими, обеспечение доверительных отношений конфидента с объектом оперативной проверки и др.). При этом можно также неизбежно столкнуться с критическими оценками в отношении моральной дозволенности или допустимости конкретных способов и средств решения частных оперативно-розыскных задач [15].

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Деятельность оперативных подразделений находится под пристальным вниманием общества, поскольку она в различной мере затрагивает интересы всех ее членов и сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. . Применительно к оперативно-розыскной деятельности основными морально-этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду.


1.2. Цели, задачи и принципы оперативно розыскной деятельности

Под понятием цель понимается осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направлено действие (действия) оперативника, конфидента и других участников оперативно-розыскной деятельности.

Целями оперативно-розыскной деятельности, в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» являются:

  • защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина;
  • защита собственности;
  • обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств [7].

Из понятия оперативно-розыскной деятельности логически вытекают стоящие перед ней задачи (определенные законодателем и ведомственными нормативными правовыми актами круг вопросов, решение которых предполагает использование негласных сил, средств и методов в целях борьбы с преступностью), изложенные в ст. 2 закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- установление имущества, подлежащего конфискации [16].

Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, — важнейшая часть общих задач оперативно-розыскной деятельности. Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.

Показывая сущность раскрытия преступлений с помощью оперативно-розыскных сил и средств, следует помнить, что их правильное применение позволяет своевременно:

-выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться не известными для органов внутренних дел; условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению:


-устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры [24].

Задача предупреждения преступлений заключается в принятии оперативно-розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, как задача оперативно-розыскной деятельности представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении и укрывательству преступников.

Наряду с общими выделяются частные задачи, которые конкретизируются для каждого органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с учетом специфики их деятельности [20].

В связи с тем, что в составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции, функционируют различные оперативные подразделения (службы), в ведомственных приказах, инструкциях, наставлениях, директивах с учетом социально-экономической ситуации, компетенции службы определяются их частные задачи. Например, к задачам оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями в специальной литературе относят следующие: выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений, возмещение материального ущерба, выявление причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений, и внесение предложений для принятия мер по их устранению.

Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих, наказание (ст.84 УИК РФ), являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Соответственно частные задачи отражают специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам [22].


Одним из исходных положений, определяющих организацию и тактику осуществления оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, являются ее принципы.

Следует отметить, что вопрос о понятии, содержании и системе принципов оперативно-розыскной деятельности является до сих пор дискуссионным. Вместе с тем, под принципами оперативно-розыскной деятельности понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

Всю систему принципов оперативно-розыскной деятельности в научной литературе условно делят на две группы:

  • принципы, определенные законодателем;
  • принципы, выработанные практикой деятельности оперативных подразделений [24].

Статьей 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены четыре принципа, два из которых относят к общеправовым (конституционным) и два специальным (отраслевым).

В качестве первого общеправового принципа обозначен принцип законности. Законность предопределяет соблюдение и исполнение всеми должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, норм Конституции России, законов и иных нормативных актов.

Гарантиями данного принципа выступают:

- использование законодателем запрещающих норм. Так, в частности, ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещает осуществлять оперативно-розыскную деятельность для решения частных задач, не предусмотренных законом, а ч. 8 ст. 5 запрещает проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах политических партий и объединений, принимать негласное участие в работе органов власти, политических партий в целях оказания влияния на характер их деятельности, разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну без согласия граждан;

- установление судебного контроля за проведением оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»);

- прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентирует порядок такого надзора;

- ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью (ст. 22 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») [7].

В качестве второго общеправового указывается принцип уважения и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, который означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. В соответствии с данным принципом: