Файл: Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

2.4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

3.1. Техническое регулирование

3.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития

3.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Заключение

Библиография

Содержание административного регулирования заключается:

· принятие новых административно-правовых норм в соответствии с потребностями общества и государства;

· рационализация и укрепление наиболее подходящих связей с общественностью в сфере государственного управления (приватизация государственной и муниципальной собственности, регистрация прав собственности и т. д.), на основе современного права;

· защита законно регулируемых деловых отношений (в том числе путем установления ответственности за их нарушение);

· развитие новых общественных отношений, отвечающих требованиям объективных законов развития нашего общества (предпринимательство, лицензирование и т. д.);

· вытеснение общественных отношений, не соответствующих современным условиям (административно-командные, устаревшие налоговые отношения) из сферы управления.

Система административно-правовых мер, которые влияют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества, называется механизмом административно-правового регулирования, в структуру которого могут входить следующие элементы:

· нормы административного права, закрепленные в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, уставах субъектов Федерации и иных нормативных правовых актах;

· акты толкования норм административного права (инструкции, правила, положения и т. д.), изданные уполномоченными органами;

· акты применения норм административного права (поощрительные или в отношении правонарушителей);

· административно-правовые отношения.

Важнейшим средством механизма административного регулирования являются нормативные и индивидуальные акты, принимаемые на федеральном и региональном уровне. Первый уровень состоит из общих правил поведения человека, а второй уровень состоит из отдельных актов, которые на основе административно-правового стандарта определяют права и обязанности конкретных участников правоотношений.

Обеспечение верховенства административного права включено в механизм административно-правового регулирования как средство гарантирования индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

Инструменты административного регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в небольших масштабах. Сфера его деятельности ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для социально уязвимых групп населения.


Установление цен на минеральное сырье, добываемое на государственных рудниках, на электроэнергию, вырабатываемую государственными электростанциями и железнодорожные тарифы, почтовые и телеграфные тарифы, является примером установления цен на товары и услуги государственного сектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы помогают снизить производственные затраты в частном секторе и повысить национальную конкурентоспособность благодаря рентабельности или искусственному сокращению нехватки этих государственных объектов. Ценообразование или установление лимитов на их увеличение в частном секторе является типичным средством экономического административного регулирования. Он редко используется и, как правило, неэффективен в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе в рыночной экономике. Чаще всего он используется в исключительных случаях как средство ослабления социальной напряженности. Контроль цен на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.

Административное влияние на предпринимательскую деятельность также может быть выражено как:

· определение стратегических целей развития экономики, выражение их в ориентировочных и других планах;

· нормативные требования к качеству; сертификация технологии и продукции;

· целевые программы;

· государственные заказы и контракты на поставку отдельных видов продукции;

· применение санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству и сертификации работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке;

· правовые и административные ограничения и запреты на выпуск определенных видов продукции и т. д.

В административно-правовом отношении, как элемент государственного регулирования, положения конкретной нормы административного права индивидуализированы, определяется порядок реализации обязательств и прав участников отношений.

Правительство, применяя административное регулирование предпринимательской деятельности, решает важные экономические проблемы. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны и отдельных ее регионов, в том числе создание целенаправленных производственных комплексов для охраны и рационального использования природных ресурсов, организация рационального использования трудовых ресурсов и т. д. Ведь административное регулирование - это контроль объекта на этапе его движения к определенному результату; государственная деятельность, связанная с осуществлением законов и формированием общественной среды, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий для конкуренции, перераспределения валового национального продукта и национального богатства; скорректировать распределение ресурсов для улучшения общественного производства; стабилизация экономики за счет широкого контроля за финансово-денежной деятельностью отдельных лиц и корпораций; анализ экономических условий; стимулирование продуктивной деятельности и др.


Взаимодействие административных органов и предпринимательских структур в последние годы в связи с усиливающимся ростом предпринимательской деятельности приобретает все большее значение. Практика показывает, что экономическое благосостояние страны зависит от формы правления и стабильности законодательной системы. Если государственное руководство полностью и эффективно работает и обеспечивает нормальное функционирование законов, страна будет процветать независимо от ее географического положения и культурной ориентации. Таким образом, экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются не абстрактными экономическими условиями, а конкретной политической и правовой стратегией их руководства в отношении предпринимательства.

Снижая административные барьеры, обеспечивая качество товаров, работ и услуг, создавая целевые программы и другие эффекты, административные нормы обеспечивают нормальное функционирование предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, обеспечит благосостояние страны.

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

Среди множества экономических рычагов влияния государства на рыночную экономику важную роль играют налоги. В рыночной экономике налоговая система является одним из основных экономических регуляторов, основой механизма финансирования и кредитного регулирования государством экономики. Государство во многом использует фискальную политику как специфический регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в ​​рыночных условиях.

С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе с привлечением иностранных инвестиций, формируются хозрасчетные доходы и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. Налоги также финансируют расходы на социальное обеспечение, которые меняют распределение доходов. Налоговая система определяет окончательное распределение доходов между людьми.


В данном параграфе я постараюсь рассмотреть вопрос налогового регулирования предпринимательской деятельности.

Первоначально сбор налогов выполняет функцию государственного налога, поскольку он является источником государственного бюджета. Кроме того, налоговая система существенно влияет на предпринимательскую деятельность - взимая налоги, государство может стимулировать или, в свою очередь, замедлять развитие определенных видов экономической деятельности.

Исследователи выделяют несколько аспектов влияния налогов на предпринимательство.

Прежде всего, налоговая функция, суть которой заключается в формировании государственных денежных средств, финансовых ресурсов государства, проявляется обязанностью предпринимателей платить налоги.

Функция налогового регулирования включает подфункции стимулирования и дестимулирования. Функции контроля и информации о налогах различаются.

Основой правового регулирования взимания налогов является, прежде всего Конституция РФ (ст. 57 которой закрепляет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы), а также Налоговый кодекс РФ.[1]

Налог является обязательным, индивидуально невозмещаемым платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в форме распоряжения принадлежащими им средствами на основе владения, экономического управления или оперативного управления в целях финансовой поддержки государственной деятельности и (или) муниципалитетов.

Сбор является обязательным взносом, взимаемым с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий осуществления платежей государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами в сфере деятельности, имеющей юридическое значение, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Исходя из принципа равенства субъектов хозяйствования в Российской Федерации, налоги и комиссии не могут быть дискриминационными и применяться по-разному к этим субъектам на основании критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, не разрешается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств на территории Российской Федерации, или ограничивать или создавать препятствия, не запрещенные законом хозяйственной деятельности отдельных лиц и организаций.


Важной гарантией прав предпринимателей является то, что при определении налогов определяются все элементы налогообложения. Правовые акты, касающиеся налогов и сборов, должны быть сформулированы так, чтобы все точно знали, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке они должны платить.

Все налоги в государстве делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги включают налоги на определенные виды доходов или имущества, например, землю, недвижимость, прибыль, единый налог на вмененный доход, подоходный налог с населения. Косвенные налоги включают налоги на потребление товаров и услуг, определяемые в виде ценовых надбавок и взимаемые в процессе расходования материальных благ. То есть, например, акциз или налог на добавленную стоимость.

На уровне правового регулирования налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

В Российской Федерации организации и физические лица признаются налогоплательщиками и плательщиками, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации несут ответственность за уплату налогов и (или) сборов соответственно. В соответствии с законодательством филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций выполняют свои обязательства по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и других обособленных подразделений.

Неотъемлемым элементом статуса субъекта хозяйствования является совокупность его прав и обязанностей в качестве налогоплательщика. Каждый предприниматель, занимающийся экономической деятельностью, также является субъектом финансовых отношений в качестве налогоплательщика. Как налогоплательщики, предприниматели должны правильно использовать свои права и обязанности.

Рассмотрим отдельные права налогоплательщиков. К ним относят право: а) пользоваться налоговыми льготами, предусмотренными налоговым законодательством; б) представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на льготы по налогам; в) знакомиться с актами проверок налоговых органов; г) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проверок; д) обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц в судебном или административном порядке.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Права налогоплательщиков гарантируются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и других уполномоченных органов. Несоблюдение или невыполнение обязательств по обеспечению прав налогоплательщиков влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.