Файл: Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

2.4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

3.1. Техническое регулирование

3.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития

3.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность темы исследования. Предпринимательство – это особая система управления, основным субъектом которой является сам предприниматель, как обладатель особых прав и обязанностей. В ходе своей деятельности субъект предпринимательства стремится к наиболее рациональному сочетанию материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли. Принципиальное отличие современного российского предпринимательства от существующего заключается в том, что оно должно развиваться в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг, а также бурных технических, научных, информационных преобразований в различных секторах экономики.

В рыночных отношениях глубина и масштаб задач социально-экономических преобразований в стране обуславливают необходимость постоянного государственного регулирования экономических и, прежде всего, предпринимательских отношений, форм и методов организации управленческой деятельности; использования качественно новых подходов к управлению имуществом предприятий различных форм собственности; создание новой финансово-правовой базы, совершенных финансово-правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения в государстве.

Действующее законодательство в предпринимательской сфере не является полной системой стандартов, и может характеризоваться как свод основных положений, которые не учитывают все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Кроме этого, эта система регулирования характеризуется внутренними несоответствиями, а также неполным соблюдением положений других областей гражданского права (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). Сегодня темпы совершенствования законодательства по различным аспектам предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права. В результате экономика развивается и меняется гораздо быстрее, чем правовая база для предпринимательства.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности подразумевает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов устанавливает наиболее общие правила поведения для участников рыночного процесса, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся вида товаров, объемов продаж, цен. Отношения между государством и предпринимателями приобретают двунаправленный экономический и правовой характер, то есть, возможно, регулирование на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов, а также посредством предоставления государственных субсидий.


В связи с тем, что рынок создается хозяйствующими субъектами, а государство выступает только в роли «ночного сторожа», регулирующая роль государства станет понятной. Она заключается в том, что государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Это достигается несколькими способами, наиболее важные можно представить следующим образом:

1.Создание и защита правовой основы рыночной экономики. В этом случае государство обеспечивает принятие комплекса нормативно-правовых документов, регламентирующих права и обязанности хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и государству. Кроме того, государство поддерживает систему судопроизводства, которая необходима для защиты нарушенных прав. Это также включает в себя поддержание неимущих слоев населения с тем, чтобы гарантировать социальную стабильность (установление минимального размера заработной платы, получение части средств от предприятий для финансирования социально-значимых программ). В той роли особенно важно поддерживать здоровую конкуренцию между хозяйствующими субъектами и предотвращать монополизацию рынков.

2.Экономическое регулирование. Государство проводит фискальную и денежно-кредитную политику для поддержания темпов роста или, наоборот, ускорение их преодоления из кризиса. Суть этой политики заключается в стимулировании спроса и предложения, а также регулировании объема денежной массы, что, в свою очередь оказывает влияние на цены. Формы проявления экономической регуляторной политики более чем разнообразны, но важно, чтобы эти нормативные акты помогли стабилизировать рынок и тем самым помочь предприятиям справиться с рыночными кризисами.

3.Прямое участие в хозяйственной жизни. Государство создает предприятия или покупает акции (доли, паи) существующих предприятий и становится одним из крупнейших инвесторов на рынке. Масштабы такой экономической деятельности настолько велики, что каждому отдельно взятому предприятию приходится считаться с подобным конкурентом.

Учитывая многофункциональный характер государственного регулирования предпринимательской деятельности и значимые социально-общественные задачи предпринимательства (общеэкономическая, инновационная, ресурсная, социальная, организаторская и др.), — оно должно изучаться как комплексное явление, сочетающее в себе, экономический и правовой элементы.

Вопросам исследования посвящено немало работ. Однако необходимо учитывать современные условия при изучении проблем данной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая проработка проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с этой темой, имеет как теоретическое, так и практическое значение.


Цели и задачи исследования. Цель данного исследования является всесторонний анализ, определении актуальных вопросов, выявление тенденций и специфики развития законодательства в сфере осуществления государством регулирования предпринимательской деятельности.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие основные задачи:

· изучить и обозначить роль государства в регулирования предпринимательской деятельности;

· осуществить исследование форм государственного регулирования предпринимательской деятельности;

· изучить основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности;

· выявить и систематизировать основные проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

· изложить сущность процесса государственного регулирования предпринимательской деятельности.

· провести анализ законодательной базы и практики государственного регулирования по ряду направлений, формирующих общие условия развития предпринимательства;

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с воздействие государства в регулировании отношений между субъектами предпринимательской деятельности.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие систему отношений, возникающих между государством и предпринимательскими структурами.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Цель и ключевые задачи, поставленные в курсовой работе, определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, объединяющие девять параграфов, заключения и библиографического списка.

1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности


1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

В целом, следует признать положительным тот факт, что в последнее время в России на официальном уровне стало ясно, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции. А это, в свою очередь, требует адекватного анализа и совершенствования всех средств правового регулирования экономических отношений.

Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются, прежде всего, нормы Конституции Российской Федерации: о социальном государстве (ст. 7); гарантии единого экономического пространства, поддержка конкуренции, защита различных форм собственности (ст. 8), о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и др. Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении России находятся[1]:

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического развития России;

· установление правовых основ единого рынка;

· финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д.

Эти и другие положения Конституции Российской Федерации предопределяют государственное регулирование экономики и составляют основу правового обеспечения такого регулирования. В то же время следует отметить, что нормы Конституции Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования экономики, еще не нашли своего гармоничного и последовательного развития в законодательстве. Назрела жизненная необходимость издания предпринимательского (хозяйственного) кодекса, который, в частности, и должен установить публично-правовые правила хозяйствования, определить пределы вмешательства государства в экономику, закрепить гарантии прав хозяйствующих субъектов. Только в рамках такого нормативно-правового акта может быть четко регламентировано государственное регулирование экономики. Любая неопределенность и размытость в этой области неизбежно приведет к бюрократическому произволу и коррупции. А Россия входит в пятерку стран по дополнительным расходам на бизнес, связанным с преодолением бюрократических и административных барьеров.

Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, включая государственную поддержку и защиту субъектов предпринимательской деятельности, а также государственный контроль за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности. Пока рано говорить о системе этих мер, так как в этой области нет системообразующего нормативного акта. Поскольку все вышеперечисленные меры государственного регулирования экономики имеют или должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, можно говорить о нормативной основе изложенного понятия.


Весьма значимым является вопрос о взаимосвязи понятий «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности». Поскольку предпринимательская деятельность представляет собой вид экономической (хозяйственной) деятельности, характеризуемый специфическими признаками (в том числе систематическим получением прибыли), государственное регулирование такой деятельности является формой государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности является одним из основных направлений (одной из основных областей) государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования экономики (например, налоговое и таможенное регулирование) являются, как правило, формами государственного регулирования предпринимательской деятельности, поскольку предпринимательская деятельность в рыночной экономике становится преобладающим видом экономической (хозяйственной) деятельности. Субъекты хозяйственной деятельности – это в основном субъекты предпринимательской деятельности, в том числе унитарные предприятия. Таким образом, понятия «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» соотносятся как родовое и видовое.

По тому, как осуществляется регулирование предпринимательской деятельности и как предоставляются гарантии субъектам такой деятельности, можно судить о регулировании экономики в целом (надлежащим ли образом осуществляется это регулирование и эффективно ли оно).

Государственное регулирование осуществляется в отношении предпринимательской деятельности в целом, и в отношении отдельных ее видов, таких как: аудиторская деятельность, инновационная деятельность, оценочная деятельность, коммерческая деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность страховых организаций на рынке страховых услуг, банковская деятельность, рекламная деятельность, внешнеэкономическая деятельность, профессиональная инвестиционная деятельность и др.

Сферы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно выделить по типам рынка: товарный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг.

Экономическая поддержка некоммерческих организаций является одним из направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, поскольку некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.