Файл: Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

2.4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

3.1. Техническое регулирование

3.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития

3.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Заключение

Библиография

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить достижение целей и интересов более высокого порядка (улучшение социального обеспечения, обеспечение занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).

В области пересечения государственных и корпоративных целей и интересов может быть реализована эффективная государственная политика. Это предполагает стратегию и тактику государства в предпринимательству.

Политика, которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, осуществляется, прежде всего, государственной службой. Она в первую очередь выполняет следующие функции, включая поддержку предпринимательства: информационно-аналитическую, планирование и прогнозирование, подготовку решений, организация и выполнение принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.

В то же время большое количество нормативных актов, регулирующих различные аспекты деятельности российского предпринимательства на современном этапе развития рыночных отношений, уже не решает всех проблем, затрагивающих этот сектор экономики. Необходима не только нормативная база, но и нормативный стимул.

Проблема роли и статуса государства в регулировании предпринимательства в России многогранна. В настоящее время следует, прежде всего, отметить, что термин «государственное регулирование» не отражает всех сторон, которые государство должно решать на пути к рыночной экономике. В настоящее время необходимо расширить вопрос - о государственной системе поддержки предпринимательства в Российской Федерации.

Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства является сложным и длительным процессом, в основе которого лежат:

· законодательная и нормативная база, определяющая конкретные условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;

· гарантировать безопасность и защиту предпринимателей от преступных действий;

· система специализированных учреждений, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и предпринимательские организации, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала — фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);


· ресурсы (производственные площади, земля, оборудование) и финансовая поддержка (включая ассигнования), необходимые для реализации мер поддержки бизнеса, а также создания условий и механизмов для привлечения внутренних и иностранных частных инвестиций и радикального улучшения налоговой системы..

Эта система состоит из трех основных аспектов: теоретического, правового и организационного.

Теоретическая сторона проблемы заключается, прежде всего, в разработке современной концепции государственной системы поддержки предпринимательства. Эта концепция напрямую зависит от общего подхода к формированию рыночной экономики в государстве. И, как показало изучение истории развития предпринимательства в России, роль государства в развитии предпринимательства, особенно когда меняются экономические структуры, часто имеет решающее значение.

Вопрос о роли предпринимательства в рыночной экономике, похоже, не имеет столь резко противоположных мнений. Все основные группы экономистов признают, что предпринимательство является основой рыночной экономики. Однако такая общая предпосылка далеко не соответствует реальным действиям государства.

Правовой аспект системы поддержки предпринимательства в России, если рассмотреть, прежде всего, его количественную сторону, развивается довольно активно. Количество нормативных актов, принятых за последние пять лет, определить сложно простому перечислению. В то же время их анализ показывает, что группа нормативных документов, регулирующих принципы предпринимательства, пришла к логическому выводу после принятия второй части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правовой аспект системы поддержки предпринимательства состоит не только из документов, регулирующих процесс предпринимательской деятельности, но и из специальных нормативных актов, направленных, в основном на развитие и стимулирование предпринимательства.

Разработка теоретических и правовых вопросов системы государственной поддержки предпринимательства может привести к реальным результатам только в том случае, если вся система государственной поддержки будет обеспечена конкретными организационными мероприятиями. Эта проблема - реализация государственной поддержки предпринимательства - является наиболее сложным аспектом всей задачи, поскольку механизм реализации всех нормативных мер в контексте экономической реформы является сложным процессом, который требует большой организационной работы, особенно в регионах.


Целевая программа является очень важным направлением государственной поддержки предпринимательской деятельности. Рассмотрение данного вопроса я не стала выносить в отдельный параграф, а решила рассмотреть в рамках данного.

Одной из важных форм государственного регулирования хозяйственной деятельности является создание условий для ее правовой защиты в федеральных и региональных целевых программах.

Основными требованиями к целевой программе защиты предпринимательства являются: соблюдение общей концепции развития рыночных отношений в России; приоритет особенностей России, учет мирового опыта в данной сфере; сложность программы, сбалансированность и взаимосвязанность позиций, предусматриваемых в различных разделах программы; полнота программы – она должна включать все необходимое для решения поставленных задач; осуществимость запланированных мер и мероприятий; наличие поэтапной работы; постановка конкретных задач для министерств и ведомств; сосредоточиться на существующей практике составления и реализации целевых программ.

Основная цель программы поддержки предпринимательства должна заключаться в повышении эффективности общественного производства путем обеспечения экономических, социальных, организационных, информационных и правовых условий для защиты предпринимательства от преднамеренных или непреднамеренных действий отдельных лиц, а также на федеральном и региональном уровнях. созданный общественными организациями.

Основные задачи, решаемые в рамках этой программы поддержки: создание информационных условий защищенности предпринимательства; развитие инфраструктур рыночной экономики в направлении создания организационных и экономических условий для защиты предпринимательства; систематизация и развитие нормативно-правовой базы с целью обеспечения правовой безопасности предпринимательства; создание научно-образовательной базы для развития научных основ защиты предпринимательства, для подготовки кадров в этой области; популяризация, облегчение общественного признания и поддержки идей защиты предпринимательства, создание социальных условий защищенности предпринимательства.

В целевую программу включены следующие направления защиты предпринимательства:

· развитие инфраструктуры защиты предпринимательства;

· создание системы информационного обеспечения защиты предпринимательства;

· совершенствование нормативно-правовой базы защиты предпринимательства;


· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, специализирующихся в сфере предпринимательства и в области защиты предпринимательства;

· пропагандистская поддержка политики зашиты предпринимательства (в целях популяризации и облегчения общественного признания и освоения);

· создание системы финансирования мероприятий по защите предпринимательства.

С практической точки зрения очень важно согласовать программу защиты бизнеса с существующими и будущими федеральными, отраслевыми и региональными программами. Отраслевые программы по защите предпринимательства являются неотъемлемой частью общей программы и основаны на анализе форм проявления отраслевого монополизма, форм недобросовестной конкуренции, практики защиты предпринимательства, строятся с учетом наличия субъектов естественной монополии, отраслевых планов демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий.

При разработке проекта целевой программы поддержки предпринимательства исходят из долгосрочных задач и приоритетов. В некоторых среднесрочных федеральных программах государственная поддержка предпринимательства имеет явную тенденцию перемещения с федерального уровня на региональный и муниципальный, а там правовая база юридической зашиты, находится в зачаточном состоянии и нуждается в помощи центра для своего развития.

Проанализировав эту главу, мы можем сделать вывод, что государственная деятельность и деятельность предпринимателей тесно связаны. Влияние государства на предпринимательскую деятельность может принимать различные формы в зависимости от масштаба, инструментов, содержания и характера мер регулирования. Это воздействие необходимо для создания благоприятных условий для развития, как для предпринимательства, так и для самого государства.

Глава 3. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

Эффективность функционирования рыночного механизма и роль в нем во многом зависят от форм и вмешательства государства в экономику. Под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность, закрепленные в правовых нормах и реализуемые в рамках законодательства.


В главе рассмотрено техническое регулирование, прогнозирование и программирование как основные формы влияния государства на предпринимательство.

Рассмотрение данного вопроса актуально в рамках темы курсовой работы.

3.1. Техническое регулирование

Государственное регулирование охватывает технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые также характерны для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Действующее законодательство Российской Федерации содержит специальные нормативные акты и отдельные правила, обеспечивающие надлежащее качество товаров, работ и услуг. Для примера можно привести Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки», Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений», Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и др.

Основополагающая роль в специальном регулировании отводится Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот акт регулирует отношения, возникающие:

· в разработке, принятии, применении и реализации обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

· при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

· при оценке соответствия.

Техническое регулирование является правовой формой государственного регулирования предпринимательской деятельности, которая следует из ст. 2 Закона «О техническом регулировании». Техническое регулирование по этой статье – это правовое регулирование отношений при определении, применении и выполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, продажи и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.