Файл: Учебное пособие Госбюджет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1676

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3. Бюджетный процесс


3.1 Составление проекта бюджета

3.2 Рассмотрение и утверждение бюджета

3.3 Исполнение бюджета

3.4 Роль и функции казначейства в организации бюджетного процесса


3.1 Составление проекта бюджета


Бюджетный процессрегламентированная законодатель­ством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению го­сударственного и местных бюджетов.

Все стадии бюджетного про­цесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одина­ково важное значение. Особенности бюджетного процесса, вклю­чая бюджетные полномочия его субъектов, определяются глав­ным образом формой правления и формой государственного ус­тройства тех или иных государств.

Продолжительность бюджет­ного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодатель­ном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.

Финансовый (бюджетный) год – это период, в течение которого реализуется централизованный план государства. Может не совпадать с календарным годом. В некоторых странах бюджетный год охватывает период действия с 1 июля по 30 июня (США (большинство штатов), Италия, Швеция, Норвегия, ОАР, Судан, Кения), в других - с 1 апреля по 31 марта (Великобритания, Япония, Индия, Дания, Канада, ЮАР, Нигерия и др.), 1 октября – 30 сентября – бюджет федерального правительства США.

В Беларуси бюджетный год совпадает с календарным, но срок действия бюджета не совпадает с бюджетным циклом (Рисунок 3.1).

Группа 166




календарный год

бюджетный цикл

Рисунок 3.1 – Сравнение длительности бюджетного года и бюджетного цикла

Четыре этапа бюджетного процесса осуществляются в следующих временных периодах:

  1. составление проекта бюджета – до 1 сентября года, предшествующего началу нового бюджетного года;

  2. рассмотрение и утверждение бюджета – до 1 декабря;

  3. исполнение бюджета – в течение года действия закона о бюджете;

  4. составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета – не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Таким образом, бюджетный цикл составляет почти двухгодичный период.

Перед бюджетным процессом стоят следующие важные за­дачи:

      • максимальное выявление всех материальных и финансо­вых резервов в целях устойчивого экономического роста;

      • определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с про­гнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

      • установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного зна­чения, предусмотренных бюджетом;

      • сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

      • осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределе­ния источников доходов государства между ними;

      • контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налого­вых обязательств.


Составление проекта бюджетаодин из наиболее важ­ных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются та­кие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредит­ная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.

Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции — за 14, США — за 18, Италии — за 11 месяцев).

При разработке проекта бюджета используют различные методы исчисления доходов и расходов, которые претерпели в историческом плане значительные изменения. В начале 20-го века бюджет большинства стран формировался методом «приращения», иными словами, брался за основу бюджет прошлого года, к нему применялся некоторый процент прироста и получался «новый» бюджет. Этот прирост обычно рассчитывался как база в реальном выражении (т.е. с поправкой на инфляцию) плюс небольшой процент за счет реального роста.

В Республике Беларусь оставление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов (республиканский бюджет) и местными финансовыми органами (местные бюджеты) либо местными исполнительными и распорядительными органами. С этой целью Министерство финансов и местные финансовые органы определяют прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов на основе прогнозов социально-экономического развития республики и административно-территориальной единицы, основных направлений бюджетной и денежно-кредитной политики.

Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска составляет проект консолидированного бюджета РБ.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, важнейших денежно-кредитных показателей страны и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу.

В министерство экономики до 1 апреля представляет прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь, а Национальный банк Республики Беларусь – прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей страны на три года.


Группа 174


до 1 апреля


до 1 мая




Рисунок 3.2 - Движение исходной информации для составления проектов республиканского и местных бюджетов


Министерство финансов на основе представленных прогнозов разрабатывает проект основных направлений бюджетно-налоговой политики РБ (включая среднесрочную финансовую программу), который не позднее 1 мая текущего года вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. Он служит основой при разработке проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год.



3.2 Рассмотрение и утверждение бюджета


Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября текущего года, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь, который не позднее 1 ноября текущего года вносит проект на рассмотрение в Палату представителей.

Следует отметить, что при необходимости внесения изменений и/или дополнений в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс либо в законы, регулирующие вопросы налогообложения, в Палату представителей до внесения проекта закона о республиканском бюджете или одновременно с ним вносятся проекты соответствующих законов.

При рассмотрении и утверждении бюджета в парламенте важное значение имеет бюджетная инициатива, под которой понимается право членов законодательного органа вносить из­менения в представленный правительством проект бюджета.

Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря текущего года.

Закон о республиканском бюджете подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в центральной печати (Рисунок 3.3).

Группа 191


до 1 апр

до 1 мая

до 1 дек


до 1 сент до 1 нояб


Рисунок 3.3 – Последовательность действий и сроки осуществления бюджетного процесса в Республике Беларусь


В случае не утверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового года осуществляется временное управление бюджетом, при котором Правительству РБ и местным исполнительным и распорядительным органам дается право осуществлять расходы соответствующего бюджета с учетом определенных ограничений:

  1. ежемесячные расходы соответствующего бюджета не должны превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о республиканском бюджете на предыдущий год;

  2. расходы, не предусмотренные проектами закона о республиканском бюджете и местных бюджетах на очередной финансовый год, не финансируются;

  3. нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, прочие нормативы, тарифы и ставки применяются в размерах и порядке, определенных законом о республиканском бюджете на предыдущий год





3.3 Исполнение бюджета


Исполнение бюджета является заключительным этапом бюджетного процесса. Организуя исполнение бюджета, Министерство финансов Рес­публики Беларусь обеспечивает реализацию стратегических положений бюджетной политики, используя бюджетные ме­тоды государственного регулирования экономических и со­циальных процессов.

В Республике Беларусь исполнение бюджетов всех уровней регламентируется Бюджетным кодексом.

Исполнение бюджета – совокупность ряда мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также на своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.


Основные принципы исполнения бюджета:

- единство кассы – зачисление всех доходов бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета;

- своевременное и полное поступление запланированных доходов в целом и по каждому доходному источнику;

- бесперебойное и целевое финансирование предусмотренных бюджетом расходов, обеспечивающее эффективное расходование бюджетных средств.

Важнейшим документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение бюджета, является бюджетная роспись, которая устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.

Кассовое испол­нение бюджета организация сбора средств на территории страны, их хранения, распределения по бюджетным получателям.

Существуют три системы организации кас­сового исполнения бюджета: казначейская, банковская и сме­шанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюд­жета возложено на специально сформированную государственную систему управления бюджетными ресурсами – государственное казначейство, которое принимает доходы и выделяет бюджетные средства. При банковской системе кассовое исполнение возложено на банковскую систему государства во главе с центральным эмиссионным банком. Смешанная система кассового исполнения бюджета (Республика Беларусь): по доходам организация возложена на банковскую систему государства, по расходам – на казначейство.

Исполнить бюджет по доходам – значит обеспечить полное и своевременное поступление средств в разрезе каждого источника доходов.

Исполнение бюджета по расходам требует не только своевременного и полного финансирования предусмотренных в расходной части бюджета программ и мероприятий, но и целевого использования средств бюджета.

По результатам исполнения республиканского бюджета составляется отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год. Он составляется Министерством финансов и форме проекта закона вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. После одобрения Правительства проект представляется Президенту Республики Беларусь, который вносит его в Палату Представителей не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

На этом заканчивается общий цикл бюджетного процесса.


3.4 Роль и функции казначейства в организации бюджетного процесса


Значительный прогресс в сфере организации исполнения бюджета, управления бюджетными потоками достигнут с созданием системы государственного казначейства.

Система казначейства предусматривает осуществление фи­нансирования расходов министерств и ведомств, их подве­домственных учреждений с единого казначейского счета, пе­речисление средств непосредственно в адрес поставщиков то­варов и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление средств на счета их распорядителей.


Основными задачами Главного государственного казна­чейства являются:

  • организация исполнения республиканско­го бюджета Республики Беларусь и управление государ­ственными финансовыми ресурсами, находящимися на сче­тах казначейства;

  • осуществление учета и проведение бюджетно-финансовых операций по счетам казначейства, обес­печивающих исполнение бюджета, распределение бюджет­ных потоков.

Централизация бюджетных ресурсов на едином счете казначейства позволяет осуществлять оперативный конт­роль за поступлением доходов бюджета, целевым использо­ванием бюджетных средств, соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета.

В функ­ции Главного государственного казначейства входят:

  • коорди­нация работы с банками,

  • осуществление уполномоченными операций по счетам казначейства,

  • прием информации о дви­жении средств по этим счетам,

  • участие органов мест­ного управления и самоуправления в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между республиканским бюдже­том и бюджетами областей и г.Минска.

По окончании бюджетного периода Главное государст­венное казначейство составляет отчет об исполнении респуб­ликанского бюджета за истекший год, а также консолидиро­ванного бюджета.

Таким образом, создание казначейской системы позволи­ло перейти на совершенно новую технологию исполнения бюджета. Непосредственно с единого казначейского счета и со счетов территориальных органов казначейства финанси­руются расходы большинства главных распорядителей бюд­жетных средств и их подведомственных учреждений, минуя зачисление средств на их счета в банках.