ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1676
Скачиваний: 24
Тема 3. Бюджетный процесс
3.1 Составление проекта бюджета
3.2 Рассмотрение и утверждение бюджета
3.3 Исполнение бюджета
3.4 Роль и функции казначейства в организации бюджетного процесса
3.1 Составление проекта бюджета
Бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов.
Все стадии бюджетного процесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одинаково важное значение. Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств.
Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.
Финансовый (бюджетный) год – это период, в течение которого реализуется централизованный план государства. Может не совпадать с календарным годом. В некоторых странах бюджетный год охватывает период действия с 1 июля по 30 июня (США (большинство штатов), Италия, Швеция, Норвегия, ОАР, Судан, Кения), в других - с 1 апреля по 31 марта (Великобритания, Япония, Индия, Дания, Канада, ЮАР, Нигерия и др.), 1 октября – 30 сентября – бюджет федерального правительства США.
В Беларуси бюджетный год совпадает с календарным, но срок действия бюджета не совпадает с бюджетным циклом (Рисунок 3.1).
календарный год
бюджетный цикл
Рисунок 3.1 – Сравнение длительности бюджетного года и бюджетного цикла
Четыре этапа бюджетного процесса осуществляются в следующих временных периодах:
-
составление проекта бюджета – до 1 сентября года, предшествующего началу нового бюджетного года;
-
рассмотрение и утверждение бюджета – до 1 декабря;
-
исполнение бюджета – в течение года действия закона о бюджете;
-
составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета – не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.
Таким образом, бюджетный цикл составляет почти двухгодичный период.
Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:
-
максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях устойчивого экономического роста;
-
определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
-
установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
-
сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
-
осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними;
-
контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.
Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции — за 14, США — за 18, Италии — за 11 месяцев).
При разработке проекта бюджета используют различные методы исчисления доходов и расходов, которые претерпели в историческом плане значительные изменения. В начале 20-го века бюджет большинства стран формировался методом «приращения», иными словами, брался за основу бюджет прошлого года, к нему применялся некоторый процент прироста и получался «новый» бюджет. Этот прирост обычно рассчитывался как база в реальном выражении (т.е. с поправкой на инфляцию) плюс небольшой процент за счет реального роста.
В Республике Беларусь оставление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов (республиканский бюджет) и местными финансовыми органами (местные бюджеты) либо местными исполнительными и распорядительными органами. С этой целью Министерство финансов и местные финансовые органы определяют прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов на основе прогнозов социально-экономического развития республики и административно-территориальной единицы, основных направлений бюджетной и денежно-кредитной политики.
Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска составляет проект консолидированного бюджета РБ.
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, важнейших денежно-кредитных показателей страны и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу.
В министерство экономики до 1 апреля представляет прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь, а Национальный банк Республики Беларусь – прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей страны на три года.
до 1 апреля
до 1 мая
Рисунок 3.2 - Движение исходной информации для составления проектов республиканского и местных бюджетов
Министерство финансов на основе представленных прогнозов разрабатывает проект основных направлений бюджетно-налоговой политики РБ (включая среднесрочную финансовую программу), который не позднее 1 мая текущего года вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. Он служит основой при разработке проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год.
3.2 Рассмотрение и утверждение бюджета
Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября текущего года, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь, который не позднее 1 ноября текущего года вносит проект на рассмотрение в Палату представителей.
Следует отметить, что при необходимости внесения изменений и/или дополнений в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс либо в законы, регулирующие вопросы налогообложения, в Палату представителей до внесения проекта закона о республиканском бюджете или одновременно с ним вносятся проекты соответствующих законов.
При рассмотрении и утверждении бюджета в парламенте важное значение имеет бюджетная инициатива, под которой понимается право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета.
Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря текущего года.
Закон о республиканском бюджете подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в центральной печати (Рисунок 3.3).
до 1 апр
до 1 мая
до 1 дек
до 1 сент до 1 нояб
Рисунок 3.3 – Последовательность действий и сроки осуществления бюджетного процесса в Республике Беларусь
В случае не утверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового года осуществляется временное управление бюджетом, при котором Правительству РБ и местным исполнительным и распорядительным органам дается право осуществлять расходы соответствующего бюджета с учетом определенных ограничений:
-
ежемесячные расходы соответствующего бюджета не должны превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о республиканском бюджете на предыдущий год;
-
расходы, не предусмотренные проектами закона о республиканском бюджете и местных бюджетах на очередной финансовый год, не финансируются;
-
нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, прочие нормативы, тарифы и ставки применяются в размерах и порядке, определенных законом о республиканском бюджете на предыдущий год
3.3 Исполнение бюджета
Исполнение бюджета является заключительным этапом бюджетного процесса. Организуя исполнение бюджета, Министерство финансов Республики Беларусь обеспечивает реализацию стратегических положений бюджетной политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических и социальных процессов.
В Республике Беларусь исполнение бюджетов всех уровней регламентируется Бюджетным кодексом.
Исполнение бюджета – совокупность ряда мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также на своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Основные принципы исполнения бюджета:
- единство кассы – зачисление всех доходов бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета;
- своевременное и полное поступление запланированных доходов в целом и по каждому доходному источнику;
- бесперебойное и целевое финансирование предусмотренных бюджетом расходов, обеспечивающее эффективное расходование бюджетных средств.
Важнейшим документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение бюджета, является бюджетная роспись, которая устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.
Кассовое исполнение бюджета — организация сбора средств на территории страны, их хранения, распределения по бюджетным получателям.
Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специально сформированную государственную систему управления бюджетными ресурсами – государственное казначейство, которое принимает доходы и выделяет бюджетные средства. При банковской системе кассовое исполнение возложено на банковскую систему государства во главе с центральным эмиссионным банком. Смешанная система кассового исполнения бюджета (Республика Беларусь): по доходам организация возложена на банковскую систему государства, по расходам – на казначейство.
Исполнить бюджет по доходам – значит обеспечить полное и своевременное поступление средств в разрезе каждого источника доходов.
Исполнение бюджета по расходам требует не только своевременного и полного финансирования предусмотренных в расходной части бюджета программ и мероприятий, но и целевого использования средств бюджета.
По результатам исполнения республиканского бюджета составляется отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год. Он составляется Министерством финансов и форме проекта закона вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. После одобрения Правительства проект представляется Президенту Республики Беларусь, который вносит его в Палату Представителей не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.
На этом заканчивается общий цикл бюджетного процесса.
3.4 Роль и функции казначейства в организации бюджетного процесса
Значительный прогресс в сфере организации исполнения бюджета, управления бюджетными потоками достигнут с созданием системы государственного казначейства.
Система казначейства предусматривает осуществление финансирования расходов министерств и ведомств, их подведомственных учреждений с единого казначейского счета, перечисление средств непосредственно в адрес поставщиков товаров и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление средств на счета их распорядителей.
Основными задачами Главного государственного казначейства являются:
-
организация исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь и управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства;
-
осуществление учета и проведение бюджетно-финансовых операций по счетам казначейства, обеспечивающих исполнение бюджета, распределение бюджетных потоков.
Централизация бюджетных ресурсов на едином счете казначейства позволяет осуществлять оперативный контроль за поступлением доходов бюджета, целевым использованием бюджетных средств, соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета.
В функции Главного государственного казначейства входят:
-
координация работы с банками,
-
осуществление уполномоченными операций по счетам казначейства,
-
прием информации о движении средств по этим счетам,
-
участие органов местного управления и самоуправления в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г.Минска.
По окончании бюджетного периода Главное государственное казначейство составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год, а также консолидированного бюджета.
Таким образом, создание казначейской системы позволило перейти на совершенно новую технологию исполнения бюджета. Непосредственно с единого казначейского счета и со счетов территориальных органов казначейства финансируются расходы большинства главных распорядителей бюджетных средств и их подведомственных учреждений, минуя зачисление средств на их счета в банках.