Файл: Инновационные проекты: сущность и содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Прогрессивные структурные преобразования всегда тесно связаны с развитием инновационных процессов. Современные инновационные процессы в экономике определяют уровень технологического развития, который является одним из важнейших факторов конкурентоспособности отдельных предприятий и стран. Все это вызывает интерес к исследованию управления инновационными процессами в целом и к его отдельным элементам.

В настоящее время назрела необходимость анализа инновационных проектов как вида деятельности и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Одним из важнейших вопросов реализации инновационных проектов выступает организация их финансирования

Данные обстоятельства вызывают интерес к исследованию инновационных проектов как вида деятельности в целом и, в частности, определению актуальных и востребованных в современных условиях источников финансирования инновационных проектов.

Несмотря на то, что проблемы управления инновационными проектами уже длительное время являются предметом повышенного внимания экономистов, социологов, сложный и противоречивый процесс развития бизнеса в России требует углубления исследований по различным аспектам реализации инновационных проектов.

Целью курсовой работы является разработка финансово-экономических аспектов конкретного инновационного проекта на основе анализа теоретических и методологических положений проектного менеджмента. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих основных задач:

  • определение сущности понятия «инновационный проект»;
  • рассмотрение методов и показателей оценки эффективности инновационных проектов;
  • выявление источников финансирования инновационных проектов;
  • изучение опыта управления инновационными проектами;
  • разработка основных элементов проекта и оценка его экономической целесообразности.

Методологической базой и теоретической основой проведения исследования послужили концептуальные положения, разработки и рекомендации классиков экономической науки, труды ученых по проблемам инновационного предпринимательства. В работе использованы законодательные и нормативные акты. Кроме этого, эмпирическую и информационную основу исследования составили: выборочные исследования и экспертные оценки научно-исследовательских институтов и центров; публикации в периодической печати.


Структура курсовой работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и включает, помимо введения, три главы, заключение и список использованной литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

1.1 Инновационные проекты: сущность и содержание

Россия значительно отстала от развитых стран по характеру развития экономики, по-прежнему являясь в большей степени сырьевой страной. Поэтому использование инновационного подхода должно стать первоочередной задачей государства и отдельно взятых предприятий.

Одним из элементов инновационного подхода является применение опережающей базы сравнения при планировании новшеств и инноваций. Формирование портфеля новшеств и инноваций базируется на трех альтернативных подходах[1]:

а) база сравнения – показатели лучшего образца конкурентов на данном рынке в текущий момент;

б) база сравнения – показатели лучшего образца конкурентов, скорректированные к началу освоения нового образца товара фирмы;

в) опережающая база сравнения.

Практическое воплощение инновационного подхода на макроуровне возможно через реализацию комплексной инновационной политики, которая должна учитывать опыт ведущих стран мира и приоритеты национальной экономики. Органы государственного управления должны при разработке направлений и конкретных мер в рамках инновационной политики использовать опережающую базу сравнения.

Наиболее характерными объектами для реализации инновационного подхода, и, прежде всего исключительного права, являются: высококвалифицированный персонал, патенты, новые информационные технологии, прогрессивное технологическое оборудование, ноу-хау и др..

Следует отметить, что ключевыми целями инновационного подхода в развитии экономики должны быть:

  • новое качественное состояние отечественных предприятий, обеспечивающего конкурентоспособность на рынке;
  • формирование желаемых изменений некоторых параметров внешней среды, необходимых для устойчивого развития предприятий не только в пределах России, но и на экспортных рынках;
  • повышение результативности и эффективности деятельности предприятий, что в общем виде может быть выражено максимизацией финансовых результатов при минимизации затрат до рационального уровня;
  • повышение экологической безопасности деятельности предприятий и формирование соответствующей культуры.

Главной целью инновационного подхода является формирование стратегического потенциала предприятия, который может обеспечить необходимые темп и характер развития с учетом тенденций мировой и национальной экономики и потребностей потенциальных потребителей в товарах и услугах.

Следует отметить, что с одной стороны практически все хозяйствующие субъекты и их руководящие составы признают важность инноваций, с другой стороны, несмотря на то, что прошел век с момента введения термина «инновации» в экономическую науку, ученые и специалисты не пришли к единой точке зрения на данное понятие. Исследовав существующие точки зрения[2] на содержание понятия «инновация» и различные варианты классификации, автор курсовой работы предлагает следующее определение понятия «инноваций»: Инновации – это новые идеи, знания, открытия и изобретения, методы и способы работы (не только людей, но и машин и механизмов), внедренные в практическую деятельность и приводящие к получению новых ценностных результатов. Процесс, в ходе которого инновация вызревает от идеи до конкретного результата, полученного от ее использования, называется инновационным процессом. Содержание конкретных этапов и элементов инновационного процесса зависит от вида инновации. Инновации могут и должны осуществляться в любой сфере жизни общества, являясь одним из важнейших импульсов его развития.

Определяющими признаками для инноваций являются следующие[3]:

  • они всегда связаны с хозяйственным использованием оригинальных решений (в этом заключается их отличие от технических изобретений);
  • дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя, что и предопределяет проникновение и распространение инноваций на рынке;
  • означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее (иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация имеет характер инновации);
  • связаны с творческим подходом и риском.

На последний признак инноваций необходимо обратить особое внимание, поскольку к ним относятся новые материалы, новая продукция, новые технологии, новые рынки, новые методы управления, новые организационные структуры и т. д., а это есть основы любого предприятия.

Инновации могут осуществляться в различных сферах деятельности предприятия и формировать новые состояния отдельных элементов потенциала предприятия. Это означает, что инновациями можно управлять, используя различные способы и средства управляющего воздействия. Следует отметить, что инновации совершаются не как самоцель, не как инновации ради перемен (в нормальной ситуации, как правило, любые перемены деструктивны тем, что нарушают привычное течение событий, и потому нежелательны), а как средство экономического развития в условиях конкуренции, как способ обеспечения конкурентоспособности продукции и самого предприятия.[4]


Внедрение и реализация инноваций в хозяйственной практике предполагает выполнение многочисленных, взаимосвязанных и, что самое важное, запланированных мероприятий, объединенных в единый инновационный проект. Понятие «инновационный проект» объединяет разнообразные виды деятельности (от научных исследований до космических разработок и их реализации), характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются следующие:

  • направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;
  • координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;
  • ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  • выполнение новых задач, которые еще не решались, решение новых проблем, получение новых знаний и создание «новшеств».

Эффективная реализация инновационного проекта предполагает не только понимание типа осуществляемого проекта, но и возможность анализа и учета возможных рисков по проекту.

1.2 Оценка эффективности инновационных проектов

Большинство специалистов сходятся во мнении, что эффект инновационной деятельности является многоаспектным (таб. 1).

Наиболее пристальное внимание специалисты уделяют оценке экономического эффекта инновационных проектов. Необходимо отметить, что при разработке и планировании инновационных проектов предприятия наиболее часто используются аналитические методы. Достоинство их в том, что они достаточно хорошо разработаны, просты для понимания и оперируют несложными понятиями. К таким методам относятся: метод дисконтирования; анализ окупаемости затрат; анализ безубыточности производства и др.

Таблица 1 – Виды эффекта от реализации инноваций[5]

Вид эффекта

Факторы, показатели

Экономический

Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций

Научно-технический

Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность

Финансовый

Расчет показателей базируется на финансовых показателях

Ресурсный

Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса

Социальный

Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций

Экологический

Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду


Расчет точки безубыточности позволяет еще до начала проекта определить тот объем, который гарантирует не допущение убытков на предприятии. Для определения точки безубыточности могут быть использованы следующие формулы:

а) PR= (1)

б) PR= (2)

в) PR= (3)

где

FC

Постоянные издержки

VC

Переменные издержки

TC

Общие издержки

AFC

Средние постоянные издержки

AVC

Средние переменные издержки

ATC

Средние общие издержки

P

Цена

TR

Общий доход (выручка)

TM

Валовая маржа

По первой формуле (1) может быть рассчитана точка безубыточности (порог рентабельности) в натуральном выражении, т.е. в тех единицах измерения, в которых измеряется продукция (штуки, погонные метры, квадратные метры и т.п.).

По второй формуле (2) специалисты могут рассчитать точку безубыточности (порог рентабельности) в процентном выражении от текущего или запланированного объема выпуска.

Третья формула (3) позволяет рассчитать порог рентабельности (точка безубыточности) в денежном выражении, т.е. определяется сумма денег, которая позволит покрыть все издержки предприятия в анализируемом периоде времени.

Запас финансовой прочности представляет собой разницу объема продаж анализируемого года и объема точки безубыточности.[6]

Чистый дисконтированный доход (NPV) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Величина NPV для постоянной нормы дисконта (Е) может быть вычислена по следующей формуле:

NPV= (4)

где TR – результаты, получаемые на t-м шаге расчета;

TC – затраты, получаемые на t-м шаге расчета;

T – горизонт расчета;

t - соответствующий шаг расчета;

Е – постоянная норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.

Норма дисконта может определяться следующим коэффициент дисконтирования без учета риска определяется как отношение ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком РФ, и объявленного Правительством РФ на текущий год темпа инфляции.[7] При расчетах по проекту может быть определена норма дисконта с учетом поправки на риск. Для этого необходимо воспользоваться данными таблицы 2.