Файл: Неуспеваемость школьников как воспитательная проблема.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 626
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В УЧЕБЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие неуспешности и отставания в учебе в психолого-педагогической науке
1.2. Причины и факторы неуспеваемости в учебе школьников
1.3. Влияние семьи и социальной среды на развитие учебных возможностей ребенка
2.1. Диагностика школьной неуспеваемости младших школьников
В течение дошкольных лет нужно выявить и развить богатый потенциал, заложенный от рождения. Очень важно в это время поведение родителей. В течение периода становления, пока ребенок определяет для себя характерные способы общения, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Родителям выбирать: обеспечить ребенку благоприятные (насколько позволяет образ и уровень жизни) условия, или пускать развитие ребенка на самотек[35]. Если выбрать второй вариант, то навсегда теряется возможность ориентировать ребенка на максимальное раскрытие его внутреннего потенциала.
Следовательно, родителям и учителям следует взаимодействовать для успешного развития ребенка. Родители могут общаться с малышом как с личностью, а школа — нет. В школе ребенок в принципе не может получить столько внимания, как дома. Следовательно, родители не должны учить ребенка читать, считать, писать, им надо лишь развить любовь к обучению.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОТСТАВАНИЯ В УЧЕБЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика школьной неуспеваемости младших школьников
Экспериментальной базой исследования являются учащиеся начальных классов (2-3) ГБОУ города Москвы "Школа № 2090 имени Героя Советского Союза Л.Х. Паперника", в количестве 45 человек.
Эффективность учебной деятельности младшего школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Для исследования школьной неуспеваемости младших школьников были использованы следующие методы и методики:
- беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности, и причин, их вызывающих;
- наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности;
- проективная методика «Что мне нравится в школе»;
- методика А.И. Липкиной «Три оценки» для исследования психологических особенностей самооценки младших школьников[36].
В перечень трудностей, предлагаемых для беседы с педагогом, входили следующие:
- пропуски букв в письменных работах;
- невнимательность и рассеянность;
- трудности при решении математических задач;
- неусидчивость;
- постоянная грязь в тетрадях;
- плохое знание таблицы сложения;
- трудности при выполнении задач в классе;
- постоянное переспрашивание учителя;
- опоздания на уроки;
- постоянное отвлечение на уроках;
- боязнь устных ответов.
Результаты беседы с учителем показали, что некоторые дети в разной степени испытывают трудности в учебной деятельности.
Также проводилось наблюдение за учебной деятельностью на уроках математики и русского языка. В схему наблюдения входили следующие признаки:
- как ребёнок включен в работу на уроке;
- уровень проявления его активности;
- вопросы, которые он задавал учителю;
- выполнение дополнительных заданий (охотно, неохотно);
- высказывание оценочных суждений об уроке (положительные, отрицательные).
При анализе результатов наблюдения были выделены трудности в обучении школьников и возможные психологические причины данных трудностей:
- 35,5% детей могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин - слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.
- Примерно 33% ребят постоянно допускают орфографические ошибки. Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
- 31,1% детей страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
- Около 29% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.
- Около 27% детей испытывают трудности при решении математических задач - плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.
- 24,4% школьников испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
- Столько же (примерно 24%) детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.
- У 22,2% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
- Около 22% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.
- 20% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины - несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
- 17,8% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины - низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина - высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
- Почти 16% детей любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. Вероятнее всего, виноват низкий уровень развития произвольности и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.
- Одинаковое количество детей (15,5%) плохо списывают с доски – из-за того, что не научились работать по образцу, и выполняют отлично домашнюю работу, но с работой в классе справляются плохо. Причины этого могут быть разные - низкая скорость протекания психических процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
- 13,3% детей постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, о несформированности умения принять учебную задачу.
- 11,1% ребят плохо ориентируются в тетради. Причины - низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
- 8,9% - часто поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, внутреннее стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.
- 6,7% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины - трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.
- 4,4% детей долгое время не могут найти свою парту. Причины скрыты в слабом развитии ориентировки в пространстве, в низком уровне развития образного мышления и самоконтроля.
По результатам проведенной беседы с учителем и наблюдения было выявлено 4 неуспевающих ученика. Любимыми предметами в основном у них являются ИЗО, физкультура, музыка, т.е. те предметы, которые не требуют больших умственных затрат и легки для них. На вопрос «Любите ли Вы учиться?» они ответили «Нет» и «Не очень», что говорит о низкой мотивационной сфере. У двоих школьников есть ощущение, что учителя их не любят, остальные считают, что к ним учителя относятся хорошо. Все ученики устают после уроков, что говорит о несоответствии режима обучения и школьной нагрузки с их развитием. На вопрос «Испытываете ли Вы трудности при пересказе текста?» все ученики ответили положительно, так как у них недостаточно развит навык чтения, говорения и пересказа. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо.
С помощью проективной методики «Что мне нравится в школе» в опосредованной форме было выявлено отношение ребенка к школе и мотивы его учебной деятельности.
Ученикам было предложено написать сочинение на указанную тему. Потом, анализируя работы учащихся, определялась степень адаптации ребенка к школе.
Показатели по методике "Что мне нравится в школе" представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни и показатели школьной адаптации
Уровни и показатели школьной адаптации |
Показатели по 2 классу |
Показатели по 3 классу |
Разница показателей по 2 и 3 классам |
Адаптация проходит успешно |
79,3% |
76% |
3,3 |
Трудности в адаптации |
11,4% |
15,3% |
3,9 |
Проблема в отношениях с одноклассниками, учителем |
5,7% |
7,6% |
1,9 |
С помощью методики "Что мне нравится в школе" диагностировались особенности мотивации. Данная методика позволила определить:
- мотивационную незрелость;
- детский негативизм;
- высокую школьную мотивацию с положительным отношением к школе;
- отсутствие школьной мотивации с преобладанием игровых мотивов;
- познавательную мотивацию.
Так, сравнивая детей двух классов, было выявлено, что во 2 классе наблюдается высокая школьная мотивация с позитивным отношением к школе (48,9%), а в 3 - 46,7%.
Наиболее значимыми оказались различия между двумя классами по таким показателям, как асоциальные. Этот симптомокомплекс указывает на наличие у детей неуверенности в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма, а также мотивационная незрелость.
В результате бесед с учителями, было выяснено, что во 2 классе детей с трудностями адаптации меньше - 10,3%, а в 3 - 23%.
Рис. 1. Сравнительный анализ мотивов адаптации учащихся 2 и 3 классов
Полученные результаты (рис. 1) показали, что игровая мотивация имеет самый высокий процент как во 2 (30%), так и в 3 (28,7) классе. Познавательная или учебная мотивация имеет несколько более низкий процент, чем игровая – 19,5% во 2 классе, и 18% в 3 классе. Поэтому, можно утверждать, что игровой мотив играет важную роль в жизни детей, а особенно когда они проходят адаптационный процесс.
Социальная мотивация по данным исследования находится на третьей ступени, на что следует обратить особое внимание. Ведь социальная мотивация играет важную роль в адаптации ребенка. Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы, но индивидуальность каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из этих мотивов в середине учебной деятельности.
Проведение методики А.И. Липкиной «Три оценки» проходило в три этапа:
- На I этапе был определен уровень успешности в обучении детей во 2 и 3 классах.
- На II этапе были выявлены особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
- На III этапе было проведено сравнение результатов, полученных на первом и втором этапах, то есть, выявлена взаимосвязь самооценки и успешности обучения.
Показателями успешности в обучении являются отметки выставленные учителем, при анализе которых на первом этапе был вычислен средний бал успешности обучения для каждого ученика и выделены три уровня успешности обучения – высокий, средний и низкий.
К слабым ученикам были отнесены дети, имеющие средний бал от 2,5 до 3,5 (во 2 классе – 5 детей (22%), и в 3 классе – 5 детей (23%)). На среднем уровне находились дети, имеющие средний бал от 3,5 до 4,5 (2 класс – 15 детей (65%), 3 класс – 12 детей (54%)). К сильным ученикам были отнесены дети, которые имеют от 4,5 до 5 баллов (2 класс – 3 ребенка (13%), 3 класс – 5 детей (23%)).
Обобщенные результаты исследования представлены на рис. 2.
Рис. 2. Уровни успешности в обучении учащихся 2 и 3 классов