Файл: Неуспеваемость школьников как воспитательная проблема.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 628
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В УЧЕБЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие неуспешности и отставания в учебе в психолого-педагогической науке
1.2. Причины и факторы неуспеваемости в учебе школьников
1.3. Влияние семьи и социальной среды на развитие учебных возможностей ребенка
2.1. Диагностика школьной неуспеваемости младших школьников
Таким образом, отставание в учебе – это острая проблема современной школы, вызываемая многими причинами. Поэтому проблема предупреждения и устранения неуспеваемости учащихся является сегодня одной из самых насущных в современной школе.
1.2. Причины и факторы неуспеваемости в учебе школьников
Педагоги бывают настолько убеждены, что школьная неуспеваемость непосредственно связана с интеллектуальной ограниченностью, что отрицание подобных взглядов путем демонстрации результатов интеллектуального обследования неуспевающих детей вызывает, в лучшем случае, скептические улыбки, а в худшем - агрессивное неприятие[15]. Однако большинство этих скептически настроенных учителей, как оказывается, знают, что такие знаменитости, как Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Карл Линней, Эйнштейн, Эдисон, Байрон, Гоголь, Герцен и другие были отнесены учителями именно к категории «плохих» учеников.
Педагоги справедливо отмечают, что нельзя из единичных исключений делать обобщение. Из того факта, что Эйнштейн или Эдисон в школе были двоечниками, отнюдь не следует, что все двоечники - Эйнштейны. Но изучение интеллектуальных показателей неуспевающих первоклассников доказывает, что потенциальных Эйнштейнов среди них не так уж и мало.
Более того, практика убеждает в том, что 80% тех, кто плохо овладел учебным материалом первого класса начальной школы, остаются неудачниками не только в течение школьных лет, но и тянут свои неудачи во взрослую жизнь[16]. Да это и закономерно, потому что в истории с Эйнштейном или Эдисоном удивительно не то, что они плохо учились в школе, а то, что, не получив базовых знаний (о чем и свидетельствовали их плохие оценки), все же сумели благодаря своему чрезвычайно сильному интеллекту стать теми, кем они стали. У большинства же потенциально талантливых, но неуспевающих первоклассников такого шанса просто не будет[17]. И в какой-то мере такой шанс отберет именно школа своим убеждением, что эти дети ни на что не способны.
Неуспеваемость нельзя рассматривать отдельно от процесса отставания. Причины отставания в учебе разделяют на следующие группы:
1) недостатки физического и психического развития: отсутствие навыков учебной работы, слабое здоровье, неразвитая память и мышление;
2) недостаточный уровень воспитанности: слабая сила воли, отсутствие интереса к обучению, недисциплинированность учащихся, отсутствие у учащихся чувства долга и ответственности;
3) недостатки в деятельности школы: недостатки в методике преподавания, отсутствие в классе атмосферы уважения к знаниям, равнодушие и слабая подготовка учителя, недостаточная организация индивидуальной и самостоятельной работы учащихся;
4) негативное влияние атмосферы в семье: негативное отношение родителей к школе, низкий материальный уровень жизни семьи, отрыв детей от учебной работы[18].
В целом причинами неуспеваемости могут быть как общее, так и глубокое отставание по многим предметам и за длительное время. Также – частичное или постоянное отставание по нескольким сложным предметам.
Начальная школа - это не последний предел, когда еще можно остановить упадок умственных способностей ребенка. Но для этого учитель должен ориентироваться не на сегодняшнее состояние первоклассника, а хотя бы на зону его ближайшего развития[19]. И для того, чтобы учитель мог ориентироваться на зону ближайшего развития, он должен верить, что эта зона действительно существует.
Зачастую же в школьной практике идет ориентация именно на актуальное состояние знаний, умений и навыков. Именно здесь педагогов подстерегает опасность оценить ограниченность знаний, малую информированность ребенка как низкое умственное развитие[20]. Чаще всего учителя обращают внимание на школьные навыки, а не на внутреннее психологическое состояние ребенка[21]. Например, сама по себе скорость чтения является формальным навыком, который непосредственно не связан не только с умственными способностями, но и с пониманием прочитанного. Но если ребенок не умеет быстро читать, то в школе он просто обречен на роль аутсайдера, поскольку физически не успевает охватить тот же объем информации, что и остальные ученики.
Другой тоже сугубо формальной причиной отставания может стать недостаточность (или своеобразие) словарного запаса ребенка. Природа этих осложнений такая, что ребенок понимает суть поставленной задачи, знает правильный ответ, но лексическое и синтаксическое оформление ответа отличается от общепринятого, и учитель, даже не дослушав, начинает корректировать речь ребенка (исправление ударения, подсказка литературных слов, оформление синтаксиса)[22]. Такая «помощь» дезориентирует первоклассника, он сбивается, забывает, что хотел сказать, переключает все свои возможности на поиск формы, а не сути ответа. Через некоторое время ученик уже вообще боится говорить в классе и постепенно теряет интерес к обучению.
Причиной отставания может стать, как бы это странно не звучало, и высокий уровень умственного развития. Нестандартный особенный ребенок иногда просто непонятен педагогу. Его мышление настолько оригинальное, что плохо соотносится со школьной реальностью, а следовательно – не воспринимается другими[23]. К сожалению, в этих случаях, особенно когда у ребенка пониженная потребность во внешнем одобрении, он внутренне самодостаточный, помочь очень трудно, даже если педагог имеет самые лучшие намерения.
Среди отстающих иногда встречаются дети со своеобразным восприятием мира. Тогда причиной учебных недоразумений могут стать такие мелочи, как восприятие образного материала не слева направо, а справа налево; описание событий не во временной, а в эмоциональной последовательности и тому подобное.
Первичная школьная неуспеваемость является чрезвычайно сложным явлением, толчком к возникновению которого может быть огромное количество как объективных, так и субъективных факторов[24].
Можно выделить следующие основные факторы школьной неуспеваемости:
1) объективные факторы:
- социальные условия дошкольного воспитания, которые тормозят развитие ребенка;
- недостаточная готовность ребенка к школьному обучению: нехватка нужных знаний, умений и навыков;
- затруднение усвоения знаний в следствие дефицитарности или неразвитости отдельных ментальных способностей;
- затруднение усвоения знаний вследствие отставания в психофизическом развитии или хронических болезней;
- недостаточная психологическая грамотность учителей, что не дает возможности правильно оценить потенциальные возможности и психологические особенности каждого ребенка[25];
- отсутствие специальных методик для учителей по общению с «особыми» детьми;
2) субъективные факторы:
- неверие ребенка в собственные силы, «синдром неудачника»[26];
- отсутствие стимулов к осуществлению интеллектуальных усилий;
- оценка ребенка коллективом: не по реальному прогрессу отдельной личности в обучении, а по уровню успеваемости сравнительно с лучшими учениками класса;
- внешкольная или внеучебная заинтересованность ребенка;
- восприятие отставания детей как показателя их умственной неполноценности;
- настроенность педагога на использование наиболее привычных для него дидактических приемов и методов[27].
В то же время многие исторические факты свидетельствуют, что ни одна из перечисленных объективных проблем не определяет учебную детскую успеваемость, а тем более жизненную успешность ребенка.
Итак, среди причин отставания в учебе можно выделить объективные (непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения и т. п.) и субъективные, обусловленные индивидуальными особенностями детей.
1.3. Влияние семьи и социальной среды на развитие учебных возможностей ребенка
С первого дня своей жизни ребенок попадает в среду, в которой уровень и качество внешних воздействий и внутренних возможностей прямо определяют первичную интенсивность действия механизмов саморазвития.
Традиционно к составляющим внешней среды, которые оказывают наибольшее влияние на психическое развитие и функционирование человека, относят семью с ее эмоциональным микроклиматом и интеллектуальным фоном[28]. Влияние этих факторов на становление человеческой личности выделял еще В. Сухомлинский, который был убежден, что способность человека творчески переделывать мир формируется под влиянием эмоционального настроя ближайших ему людей на привнесение добра и красоты в свою деятельность. Не так важно, кем являются родители ребенка. Важно то, какими людьми они являются, считал Василий Александрович[29]. Творческая способность ребенка расцветает там, где отец и мать любят что-то создавать, умеют радоваться, любят друг друга и своего ребенка и пытаются все время чему-то учиться. С другой стороны, интеллектуально ограниченный, неуспевающий ребенок выходит из семьи с низкой духовностью, настроенностью на материальные достижения.
Следует отметить, что многие известные теории развития ребенка придают исключительное значение фактору воспитательного воздействия ближайшего окружения. Социальное окружение создает условия, которые позитивно или негативно влияют на формирование личности[30]. Иногда складывается впечатление, что для самореализации ребенка достаточно лишь создать условия для развития и тренировки потенциальных возможностей, обеспечить индивидуализированные методы обучения. Именно с этой целью открывают специализированные школы, разрабатывают специальные программы.
Элементами, которые обычно называют причинами неуспеваемости, наложив их на структуру предложенного психологического механизма успеваемости/неуспеваемости, являются:
- физиологические предпосылки школьной неуспеваемости;
- нейрофизиологические предпосылки школьной неуспеваемости[31].
Психологические предпосылки неуспешности первого уровня:
- процессуальная готовность к школьному обучению;
- умственная активность;
- интеллектуальная способность[32].
Психологические предпосылки неуспеваемости второго уровня:
- самооценка;
- ожидания.
Пытаясь максимально облегчить ребенку жизнь, часто забывают, что дар - это не только большое счастье, но и огромная ответственность. Осознание дара - внутренняя сущность одаренной личности, без принятия на себя ответственности за свой дар ничего не получится. Невозможно достичь чего-то только с легкостью. Чтобы что-то стало легким, сначала оно должно быть тяжелым. Однако, с другой стороны, сложность и тяжесть не могут быть чрезмерными, ибо для того, чтобы ребенок захотел что-то начать делать, надо быть убежденным, что эту работу в принципе можно выполнить, что она имеет смысл.
Отставание в учебе является очень противоречивым явлением, которое никоим образом не может быть сведено к простой дефицитарности. В большинстве случаев его причина заключается не в этом, а в дисбалансе действия положительных и отрицательных, субъективных и объективных факторов, которые приводят к потере смысла обучения[33].
Именно пестрота и внутренняя противоречивость картины первичной школьной неуспеваемости объясняет, почему она так плохо корректируется, несмотря на все старания школы ее преодолеть. Ее способны вызвать совершенно различные субъективные и объективные факторы, которые могут не только никоим образом не коррелировать между собой, но даже противоречить друг другу.
Школа для ребенка - это дом, который больше всего влияет на то, что ребенок будет считать основным в жизни, на формирование системы его ценностей. Интересно, что люди, которые много чего достигли в жизни, признают значимость того, что дают ребенку родители. «Время чудес» - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. В этот период зарождается эмоциональное отношение к жизни и к людям, наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, что определяет все дальнейшее поведение ребенка, его мировосприятие[34].