Файл: Неуспеваемость школьников как воспитательная проблема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 585

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На уроке, пользуясь данными схемами, ученики читают их, работают с ними, строят свои ответы. Ни один из них не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память[44]. Ученики избавлены от механического запоминания правил. Они усваивают их осмысленно: выводят правило по предложенной схеме-опоре, выполняя практическое задание.

С целью повышения интереса детей, активизации их деятельности на уроке используются не только опорные схемы, а и интерактивные методы обучения. А именно:

- работа в парах (составление диалогов, загадок; взаимопроверка письменных работ; характеристика действующих лиц);

- работа в группах (исследование; сообщения; составление с помощью опорных слов предложений, небольших стихотворений; пословиц);

- инсценировка (басни; сказки; юмористические стихи; отрывки из прозаических произведений);

- при фронтальной работе используются разные формы организации обучения: «Микрофон», «Ассоциативный куст», «Мозговой штурм»[45].

Для того чтобы ученикам было интересно на уроках, можно проводить их в нетрадиционной форме. Для этого используются такие нестандартные уроки, как:

- урок-игра;

- урок-путешествие;

- урок-сказка;

- урок-соревнование;

- урок КВН;

- урок-праздник;

- интегрированные уроки.

Все это положительно повлияет на качество знаний учащихся.

Обобщая особенности работы со слабоуспевающими учащимися, необходимо отметить, что она требует:

- постоянного изучения учащихся;

- формирования у них умения учиться;

- сосредоточения внимания не на ошибках, а на успехах и победах, даже незначительных;

- привлечения родителей к сотрудничеству;

- создания доброжелательной творческой атмосферы сотрудничества между учителями и учениками[46].

Таким образом, система учебно-коррекционных средств в школе должна быть направлена в первую очередь на ликвидацию выявленных недостатков в развитии ребенка, при этом следует опираться на те стороны познавательной деятельности, которые у конкретного ученика развиты лучше всего.

А одним из важных условий успешного обучения детей в школе является использование в учебном процессе интерактивных форм работы, инновационных технологий преподавания, элементов передового педагогического опыта, игровых ситуаций как средства активизации мышления и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста. Важная задача школы и семьи состоит в том, чтобы дети вошли в современное общество настоящими патриотами своей страны, которые будут жить в нем полноценной жизнью.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

Проведенное исследование дает возможность обобщить факторы, которые негативно влияют на успеваемость младших школьников и обосновать ее психолого-педагогические условия. В частности, были выделены такие основные факторы школьной неуспешности:

— уровень социальной готовности ребенка к школе;

— стиль и методы воспитания в семье;

— стиль общения учителя с учениками:

— мотивы к учебной деятельности;

— самооценка младшего школьника.

В разрезе проведенного исследования было выяснено, какие психодиагностические методики можно использовать для выявления школьной неуспеваемости младших школьников. Было определено, что наиболее полную информацию относительно указанной проблемы, может дать комплекс методик, направленных на выявление мотивов к учебной деятельности, самооценки и психологических особенностей младших школьников.

Влияние самооценки на успехи в учебе бесспорный. Дети, которые чувствуют значительные трудности в усвоении программного материала, получают чаще всего негативные оценки. Отстающим школьник становится на том этапе обучения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, как он себя оценивает, и как его оценивают другие, между тем, что он делает и может сделать. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 2 и 3 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности.

Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляется низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.

Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

В результате проведенного исследования было выяснено, что игровой мотив (обучение как игра) может быть одной из причин неуспеваемости учащихся. В таком случае учителю нужно проводить коррекционную работу по формированию учебных мотивов учащихся.


Из исследования видно, что на социальную адаптацию младших школьников больше всего влияет учитель. Он является очень важным человеком в жизни младшего школьника и его отношение имеет очень большое значение для детей.

Учителю необходимо уметь понимать причины школьной неуспешности ребенка. Доброжелательная атмосфера в классе, целенаправленные воспитательные задачи и игры, в которых ребенок учится проявлять себя и с уважением относится к другим, помогут быстрее адаптироваться в школьном коллективе.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алмассуд Х. Причины и особенности трудностей в учебной деятельности младших школьников: этнопсихологический аспект // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2014. – № 79. – С. 85 – 89.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.

3. Баулина М. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников. – М.: АРКТИ, 2017. – 88 с.

4. Бударный А.А. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. – 1972. – № 1. – С. 18 – 26.

5. Волков А.А. Личность в ценностно-смысловой интерпретации // Гуманизация образования. – 2013. – № 1. – С. 23 – 27.

6. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников: Сборник статей / Под ред. Ю. К. Бабанского. – Ростов-на-Дону, 1972. – 192 с.

7. Дембеле Б. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореф… канд. психол. наук: 19.00.07. – СПб., 2004. – 24 с.

8. Долгова О.И., Зиборова Е.В. За 5 в школу. Учебно-методическое пособие по формированию учебных навыков и преодолению школьной неуспеваемости у учащихся младших классов. – М.: Секачев В.Ю., 2014. – 112 с.

9. Калмыкова Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М.: Академия, 2015. – 338 с.

10. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашов Е.Ю. Неуспевающие дети. Нейропсихологическая диагностика младших школьников: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 156 с.

11. Краснова Г.Г., Логинова М.Н., Немыкина Т.И. Преодоление неуспешности школьников, как средство повышения качества обучения // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 10. – С. 115 – 117.

12. Кумарина Г.Ф. Индивидуализация обучения слабоуспевающих школьников // Психология и педагогика. – 2012. – № 2. – С. 117 − 120.


13. Левитас Г.Г. Преодоление неуспешности. – М.: Илекса, 2016. – 37 с.

14. Лефрансуа Ги. Психология для учителя. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. – 576 с.

15. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.

16. Лукьянова М.В. Психологические особенности и причины неуспеваемости школьников // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2014. – № 4 (12). – С. 280 – 285.

17. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособие для школьного психолога. – СПб.: Знание, 1998. – 210 с.

18. Максименкова Л.И. Психологические аспекты неуспеваемости школьников // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2008. – № 5. – С. 115 – 120.

19. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 13 (342). – С. 173 – 178.

20. Меретукова З.К., Полушина Н.А. Неуспеваемость школьников как проблема педагогической науки и образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – № 3 (183). – С. 51 – 60.

21. Осипова В.В. Психолого-педагогический и нейропсихологический подход к решению проблемы неуспеваемости младших школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 67. – С. 423 – 429.

22. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. – М.: Педагогика, 1971. – 272 с.

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Юрайт, 2016. – 412 с.

24. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы. – К.: Генеза, 2012. – 368 с.

25. Синклер Р. Психофизиологический аспект неуспеваемости школьников. – М.: Высшая школа, 1986. – 144 с.

26. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2016. – 320 с.

27. Тончева А.В. Причины неуспеваемости современных школьников // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 1. – С. 181 – 186.

28. Тутушкина М.К. Практическая психология для педагогов и родителей. – СПб.: Дидактика Плюс, 2016. – 352 с.

29. Федорова Т.Т. Дидактические причины неуспеваемости учащихся // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 2 (97). – С. 41 – 47.

30. Хурс М.Н. Семья как социокультурная среда формирования личности // Проблемы развития территории. – 2007. – № 37. – С. 100 – 103.

31. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1977. – 120 с.

32. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. проф. С.М. Громбаха. – М.: Академия, 2008. – 272 с.

33. Шмакова В.А. Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития: Дис... канд. психол. наук: 19.00.13. – Комсомольск-на-Амуре, 2001. – 142 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методы стимулирования учащихся с целью предупреждения их неуспеваемости и отставания

1-я группа

С помощью содержания (содержательные)

2-я группа

Путем организации деятельности (организационные)

3-я группа

С помощью воспитательного воздействия на общение, отношения, внимательность (социально-психологические)

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его представления:

а) эмоционально-образный (наглядно-образный, захватывающий);

б) аналитический (объяснительный, критический, логический, проблемный);

в) деловой;

г) необычный.

2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, интересных особенностей содержания:

а) важность отдельных частей;

б) сложность (простота, доступность);

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной;

б) личностной.

5. Межпредметные связи.

1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.

2. Выдвижение требований к ученикам. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, алгоритмы, обращенные (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

3. Характер деятельности (копировальный, репродуктивный, творческий).

4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, спор, дискуссии, противоречия), игрового (познавательной игры, соревнований), эмоционального (успеха, увлеченности темой).

5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

6. Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия относительно сил и возможностей учащихся.

2. Проявление собственного отношения учителя к ученику, классу, высказывание своей точки зрения.

3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. п.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).