Файл: Неуспеваемость школьников как воспитательная проблема.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 618
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В УЧЕБЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие неуспешности и отставания в учебе в психолого-педагогической науке
1.2. Причины и факторы неуспеваемости в учебе школьников
1.3. Влияние семьи и социальной среды на развитие учебных возможностей ребенка
2.1. Диагностика школьной неуспеваемости младших школьников
На втором этапе учащимся предлагалось выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем давал работе учеников три оценки: адекватную, завышенную и заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорили: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выяснялись ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
- характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;
б) любая другая аргументация;
- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы[37].
При анализе особенностей самооценки учеников второго класса, было выявлено, что 13% детей имеют адекватную самооценку, а 87% имеют неадекватную самооценку. Из них 65% - завышенную самооценку, 22% - заниженную самооценку. Таким образом, большинство учащихся второго класса имеет завышенную самооценку.
Исследуя самооценку у детей третьего класса, было выявлено, что 54% учеников имеют адекватную самооценку и 46% - неадекватную самооценку, из них 18% - завышенную самооценку, 36% - заниженную самооценку.
Полученные результаты свидетельствуют о зависимости самооценки от оценки окружающих, в частности учителя: постоянное оценивание учебных достижений учеников, кое-где несоответствующее их возможностям, приводит к формированию заниженной самооценки учащихся.
Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценки: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей имеющих завышенную самооценку. Однако заметно, что увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было 22%, то в третьем классе их 36%.
Большинство детей второго класса радовала отметка «5», некоторых – «4», печалились дети при получении в основном двоек, троек и иногда четверок. Большинство же детей третьего класса радовались пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки. На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 26% учеников второго класса ответили «нет», а 74% - «да», то есть большинство детей обрадовались незаслуженной пятерке. В третьем классе на тот же вопрос 54% ответили «нет» и 46% - «да».
Анализируя учебные достижения учащихся, можно сделать вывод, что преобладание игровой мотивации является причиной низкой успеваемости, а в сочетании с низкой самооценкой, это приводит к потере авторитета учителя и интереса к учебной деятельности.
Таким образом, самооценка влияет на успешность обучения, отсюда следует, что на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, сначала как успешность в обучении влияет на самооценку, а затем как самооценка влияет на успешность в обучении. А это значит, что самооценка младших школьников зависит от социального окружения ребенка, а именно оценивания достижений учителем. Кроме этого она может выступать причиной школьной неуспешности младших школьников. Поэтому целесообразно определить пути и методы преодоления отставания в учебе у детей.
2.2. Методы преодоления школьной неуспеваемости
Образовательные программы современной школы рассчитаны на среднего ученика, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению, и поэтому отстающему ребенку трудно, ведь школьные требования не совпадают с потребностями нестандартных детей, которые в своем развитии отстают от других учеников. Такие дети, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей, отвлекаются в те моменты, когда идет поиск, требуется напряжение мысли. Это дети со своеобразным ощущением мира, способом мышления. Учителя не всегда учитывают особенности понимания у таких детей, характер их мышления, уровень подготовленности, работоспособности, общее развитие, интересы, потребности, временное психическое состояние.
В зависимости от вида отставания в учебе, учителя проводят соответствующую работу с учащимися по его устранению. Наиболее эффективными путями преодоления отставания учащихся в обучении являются:
1. Усиление контроля за ежедневным трудом учащихся.
2. Своевременное реагирование на отдельные факты отставания, выявление их причин и принятие оперативных мер, направленных на их устранение.
3. Индивидуальные задания или дополнительные занятия по изучению пропущенного.
4. Контроль за выполнением заданного.
5. Использование разнообразных заданий, направленных на развитие интереса к обучению.
6. Осуществление дифференцированного подхода в опросе учащихся и при организации самостоятельной работы вне класса.
7. Доброжелательное, внимательное отношение учителя к ученику с поощрением успехов в учебе.
8. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
9. Усиление работы с родителями детей, которые отстают в учебе[38].
Анализ методической литературы и опыт работы учителей показывают, что «слабые» дети имеют ряд преимуществ, которые должен учитывать каждый учитель:
- в ситуациях, требующих монотонной работы, они более успешны;
- также эти ученики являются успешными в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки;
- для них благоприятны ситуации, требующие последовательной планомерной работы;
- они склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов.
Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при его изучении. Предупреждать отставание и неуспеваемость учащихся призваны разнообразные и в то же время сугубо индивидуальные методы стимулирования учащихся (см. Приложение 1)[39].
Поэтому в работе со «слабыми» учениками учителю следует опираться на обобщенные рекомендации:
1. Нужно верить в способности «слабоуспевающего» ученика и стараться передать ему эту веру.
2. Вселять в слабых веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагать им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
3. Помнить, что для «слабоуспевающего» необходим период «проникновения» в материал. Не торопить его. Научиться ждать.
4. Не ставить «слабого» ученика в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
5. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
6. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
7. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
8. Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный и сложный материал. Уметь выбрать из того, что изучается, главное, изложить его, повторить и закрепить.
9. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам ознакомиться с ним дома[40].
10. Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и такими замечаниями, как «отлично», «молодец», «умница» и тому подобное) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях (написание самостоятельных и контрольных работ и др.).
11. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
12. Работу со «слабоуспевающими» не следует понимать примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к обучению.
13. Общение - главная составляющая любой методики. Если не суметь привлечь детей к себе – то и не получить результатов обучения.
14. Научиться управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
15. Начиная целенаправленно работать со слабыми, нужно помнить: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и слабоуспевающих.
16. Научиться привлекать к обучению слабых более сильных детей. При изложении материала, опросить сильных - посадить их к слабым, и продолжать учебу[41].
Определенную роль в преодолении неуспеваемости младших школьников играют классы интенсивной педагогической коррекции, их называют еще классами выравнивания. К ним относят детей, которые на время поступления в школу оказались неподготовленными к обучению в обычных условиях, а также учеников первого и второго классов, которые являются неуспевающими по основным предметам начальной школы (чтение, русский язык, математика). У этих детей наблюдаются задержка в развитии восприятия и мышления, ослабление памяти, неустойчивое внимание. Такие дети требуют усиленного внимания, особых усилий со стороны учителя. За два-три года интенсивной работы педагога они преодолевают отставание в знаниях от своих сверстников из обычных классов и могут вместе с ними успешно продолжать обучение в средней школе.
Важным фактором успешной работы классов интенсивной педагогической коррекции является относительная однородность состава учащихся, сравнительно одинаковая их школьная зрелость. Учителя имеют возможность маневрировать учебным материалом, использовать его в соответствии с обстоятельствами, которые сложились во время изучения определенной темы; при необходимости - временно замедлить темп усвоения учебной программы отдельными учащимися, классом[42].
Главным является надлежащее усвоение материала каждым учеником, устранение пробелов в знаниях, развитие умения учиться, что создает предпосылки для преодоления бывшего отставание. Также определенное значение имеет и наполнение классов (не более 20 детей). В таких классах работают учителя высокой квалификации, способные творчески организовывать познавательную деятельность учащихся.
Для решения проблемы отставания и неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста учителям предлагается использовать в своей практике опорные схемы и интерактивные методы обучения. Если творчески использовать на уроке инновационные технологии преподавания, элементы передового педагогического опыта, каждый урок может формировать глубокие и прочные знания у учащихся.
Опорные схемы, по мнению Н. Локаловой, - это один из нестандартных методов обучения, базирующийся на достижениях современной методики изучения научных основ в общеобразовательной школе[43].
Этот метод, во-первых, дает возможность учителю использовать личные творческие приемы и находки в методике преподавания русского языка и математики, улучшает индивидуальную работу с учащимися. Во-вторых, он гарантирует многократное вариативное повторение изученного материала на уроках, дает возможность добиться его полного усвоения. В-третьих, он развивает все виды памяти.
Схемы-опоры, которые используются на уроках русского языка и математики, становятся постоянными помощниками ученикам, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолевать трудности. Схемы-опоры обеспечивают и повышенную работоспособность учащихся, а также энергичный темп урока. Необходимые правила для выполнения задания детям не нужно вспоминать: они читают их на схемах и быстро запоминают.
В момент первого объяснения, когда учитель использует яркие рисунки, таблицы, слабые ученики участвуют в работе, отвечают на вопросы, а иногда делают правильные выводы. Серьезные затруднения дети испытывают при переходе от доступной наглядности к серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто не получается у таких учеников. Они не могут с первого урока ни понять, ни быстро заучить материал. Именно это и объясняет появление пассивности на уроке у слабых детей.
Привлечь каждого ученика к активной деятельности на уроке, довести представления по новой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают учителю именно опорные схемы. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли учеников, опорами их практической деятельности.