Файл: Теоретические и методические основы изучения кадровой стратегии предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– закупка и доставка автомобилей и запчастей; административно-хозяйственный отдел. Такая организационная структура позволяет компании полноценно развивать оба направления своей деятельности – продажи и сервисное обслуживание.

Структура предприятия может быть отнесена к линейно-функциональной. В ООО «Автолоцман» применяются следующие методы управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические[17].

- административные – издание приказов, распоряжений; отбор и расстановка кадров; разработка должностных инструкций; установление административных санкций и поощрений (использует в своей работе генеральный директор);

- экономические – технико-экономический анализ; планирование; ценообразование; налогообложение (используют в основном работники планово-экономического отдела и бухгалтерии);

- социально-психологические – социальный анализ в коллективе; создание творческой атмосферы в коллективе; участие работников в управлении; создание нормального психологического климата; развитие у работников инициативы (ими пользуются все руководители отделов) [18].

Руководит кадровой политикой ООО «Автолоцман» квалифицированный менеджер по управлению персоналом. Им осуществляется подбор, оценка, расстановка кадров. ООО «Автолоцман» подбирает себе кадры по следующим критериям: порядочны, инициативны, высокопрофессиональны, честны и привержены идеям компании. Компания ценит свои кадры, если получает от них высокую отдачу, и стремиться поддерживать их не только на работе, но и социально[15, c. 542]. Каждый член компании имеет право:

- на справедливое материальное вознаграждение за свой труд;

- знать порядок и критерии начисления зарплаты;

- на помощь и поддержку компании в повышении квалификации;

- на профессиональный, личностный и должностной рост;

- на перемещение и повышение в структуре компании;

- на ежегодный оплачиваемый отпуск;

- на дополнительную оплату работы во внеурочное время [18].

Согласно кадровой политике работники ООО «Автолоцман» могут частично или полностью за счет средств компании повышать свою квалификацию путем обучения на различных курсах и в учебных заведениях. Стимулирование труда в компании ООО «Автолоцман» организовано следующим образом. Если выполнено плановое задание по объему продаж, оказанию услуг и выполнению работ, то работники фирмы получают премии. Также имеются доплаты за сверхурочную работу. Система подбора кадров в ООО «Автолоцман» не имеет особых отличий от других фирм: объявление в газету, Интернет сайт, предварительная отборочная беседа, заполнение бланка анкеты претендента на должность, беседа по найму, тестирование, проверка рекомендаций и послужного списка (при наличие), медицинский осмотр, принятие решения о приеме претендента[17].


Прием на работу заканчивается подписанием с претендентом трудового контракта. Заработная плата у всех, кроме менеджеров по продажам, фиксированная. Для экономического стимулирования менеджеров по продажам установлена следующая система оплаты труда: оклад плюс процент от продаж. У менеджеров есть планы по продажам: количество автомобилей в месяц, количество сделок по системе трейд-ин, количество проданных полисов каско и ОСАГО, количество дополнительного оборудования, иногда бывают планы по количеству кредитных сделок в определенном банке.

С июля 2016 года введена система штрафов по результатам проверок работы персонала с помощью метода таинственного покупателя. Система штрафов увязана с балльной оценкой работы менеджера. Проведем анализ обеспеченности организации кадрами наиболее важных профессий (таблица 2).( Приложение 2) [13, с.59].

Анализ структуры персонала по категориям показывает в 2016 году оптимальное соотношение разных категорий персонала ООО «Автолоцман». Необходимо также проанализировать качественный состав персонала по уровню квалификации. Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Поэтому в процессе анализа были изучены изменения в составе персонала по этим признакам (таблица 3) [17]. (Приложение 2).

Стратегия наращивания кадрового потенциала характеризуется и тем, что на предприятии основную долю сотрудников составляют люди в возрасте от 20 до 30 лет, что говорит о молодости и большом потенциале к обучению и повышению квалификации кадрового состава. Анализ качественного состава персонала ООО «Автолоцман» позволяет сделать следующие выводы:

- основную долю сотрудников предприятия составляют мужчины, их доля в 2017 году в 3 раза превышает женскую часть сотрудников;

- в возрастной категории лидируют сотрудники 20-30 лет, их доля составляет почти 1/2 от общего числа сотрудников предприятия, следом идет возрастная категория от 20 до 40 лет, самому старшему сотруднику предприятия 52 года. В целом, анализ возрастных групп характеризует персонал ООО «Автолоцман», как молодой коллектив;

- более половины сотрудников имеет высшее образование, но многие из них работают не по специальности, что говорит о среднем уровне квалификации сотрудников предприятия;

- стаж работы в основном от 5 до 10 лет, учитывая, что предприятие существует на рынке с 2006 года, это является нормальным показателем[15, c. 543].

Поскольку изменения качественного состава персонала происходят в результате его движения, то этому вопросу при анализе уделено большое внимание (таблица 4) [18] (Приложение 3). Анализ данных о движении персонала ООО «Автолоцман» показывает нормальные значения коэффициентов оборота персонала, коэффициент текучести кадров также в приделах нормы. Коэффициент замещения имеет показатель больше 1, что говорит об увеличении численности персонала в ООО «Автолоцман».


SWOT-анализ кадровой политики ООО «Автолоцман» представлен в таблице 5[19] (Приложение 3).

В результате SWOT-анализа, сопоставления и изучения всех показателей внешней и внутренней среды кадровой политики, можно сделать вывод, что предприятию для дальнейшего успешного развития кадровой политики необходимо применение кадровой стратегии, направленной на улучшение системы обучения и повышения квалификации сотрудников, системы адаптации молодых сотрудников, оптимизации материального стимулирования, обеспечение мудрого руководства и внедрение в процесс принятия решений всех компетентных сотрудников ООО «Автолоцман» [18].

Таким образом, анализ кадровой составляющей предприятия имеет в целом положительные характеристики. Это тоже показательно для изучаемой темы.

2.2 Исследование кадровой политики и технологий формирования и реализации кадровой стратегии ООО «Автолоцман»

Управлением кадровой политики на предприятии занимается менеджер по персоналу. Среди основных направлений кадровой политики ООО «Автолоцман» выделяют такие, как: управление персоналом; проведение маркетинговой деятельности в области персонала; планирование потребности организации в персонале; прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий; организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров; формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности; профориентация и трудовая адаптация; подбор и расстановка персонала; мотивация и стимулирование персонала, оплаты труда; развитие персонала; обеспечение безопасности и охраны здоровья персонала и многое другое[15, c. 544].

Стратегия ООО «Автолоцман» направлена увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию. Основные черты стратегии управления персоналом ООО «Автолоцман»:

- её долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, оптимизации системы управления персоналом или её отдельных элементов, причём некоторые изменения требуют дополнительного времени;


- связь со стратегией ООО «Автолоцман» в целом, учёт многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечёт за собой смену, или корректировку стратегии ООО «Автолоцман» и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления[15, c. 545].

Концепция, которую использует ООО «Автолоцман» предполагает, что стратегия управления персоналом определяется стратегией организации. Стратегия ООО «Автолоцман» заключается в увеличении доли рынка, закрепление позиций. Управление же персоналом выполняет обслуживающую функцию, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для ООО «Автолоцман». Общая численность работников в период 2015 – 2017 гг. имеет тенденцию к увеличению. Самое большое значение принятых работников наблюдается в 2017 г. За последние три года было дополнительно принято в штат 7 человека[17].

Текучесть кадров за последние три года в среднем составила примерно 0,03%, что говорит о достаточно высокой лояльности сотрудников. Также наблюдается ежегодное увеличение суммы, выделяемой на обучение работников. ООО «Автолоцман» использует в стратегию наращивания кадрового потенциала. Но относительно общих затрат на персонал, эта сумма достаточно мала. Это говорит о том, что предприятие не в полной мере заботится о профессиональном уровне своих работников. Большое внимание уделяется повышению профессионального уровня именно руководителей высшего и среднего звена, но не специалистам предприятия (менеджерам по продажам) [18]. Основными мероприятиями для достижения этих целей были: обучение руководителей; перенимается зарубежный опыт в управлении. Заметен уверенный рост показателей затрат на заработную плату персонала и расходов на обучение в ООО «Автолоцман» на протяжении всего анализируемого периода, однако показатели расходов на обучение находятся на достаточно низком уровне. Отбор специалистов осуществляется на основе конкурса, а также на основе собеседования, тестирования, опыта работы и личных качеств кандидатов[12, c. 316]. Также раз в три года проводится аттестация персонала. Аттестация проводится для выявления наиболее способных работников для перевода их на более высокие должности, либо повышения заработной платы, причем одно не исключает другого[18]. Также в результате аттестации выявляются работники, которым для эффективной работы необходимо пройти повышение квалификация, так как их уровень знаний не отвечает исполняемым должностным обязанностям. Результаты аттестации, проведенной в 2017 г. представлены в таблице 2. Также необходимо отметить, что аттестационные вопросы содержат вопросы по непосредственным обязанностям для занимаемой должности, а также дополнительные вопросы для изучения более глубоких знаний и умений работников. В результате аттестации проверяется знание работником своих обязанностей и полномочий. Для прохождения аттестации достаточно правильно ответить на основные вопросы, так как дополнительные не являются обязательными (таблица 6.).


Таблица 6.

Результаты аттестации персонала ООО «Автолоцман» за 2017 г.

Категории сотрудников

Отлично

Хорошо

Удовл.

Неудовл.

Руководители высшего звена

2

1

0

0

Руководители среднего звена

4

1

1

0

Специалисты в области продаж

3

9

9

1

Специалисты в области сервиса

2

5

10

1

Всего

11

16

20

2

«Источник: [17]»

Как видно из таблицы 2, подавляющее большинство работников прошли аттестацию с удовлетворительным результатом. Исходя из полученных результатов необходимо отметить важность выделения средств на обучение и повышение квалификации специалистов сервиса и продаж.

Финансовый кризис внёс существенные коррективы в формирование кадровой стратегии ООО «Автолоцман». Предприятие планирует сокращение финансовых потоков из-за снижения платежеспособности населения, также затруднено передвижение персонала, планируется замедление темпов роста оборота по приему персонала[17]. Следует также отметить, что участие персонала в разработке и реализации решений по развитию персонала не предполагается. На сегодняшний день в создавшихся условиях организация не производит набор специалистов. Вознаграждение работающих осуществляется исключительно в соответствии с должностными окладами, никаких других форм стимулирования не применяется[12, c. 317].

Повышение квалификации сотрудников среднего звена (специалистов) приобретает большое значение в достижении предприятием намеченных плановых показателей и устойчивому положению предприятия на рынке. Стратегия развития и повышения квалификации только управленческого состава сотрудников является необдуманной и является неоправданной, так как в большей степени прибыль компании приносят именно специалисты в области продаж[18].

Для более глубокого анализа осуществления кадровой стратегии необходимо проанализировать опрос, который был проведен в марте 2017 года в ООО «Автолоцман» в целях исследования применяемых технологий кадровой политики на предприятии. Кадровая стратегия должна корректироваться в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды. Это обязательное условие постоянного развития процесса стратегического управления. В рассматриваемом предприятии за прошедшее время внешняя бизнес-среда существенно изменилась, и это требует адекватного реагирования со стороны кадровых стратегических целей и задач. Респонденты отметили, что основными элементами кадровой стратегии предприятия являются следующие составляющие (таблица 7):