Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (Цели, задачи и функции кадровой службы).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие кадровой стратегии организации
1.1 Понятие и сущность стратегии
1.2 Разработка кадровой стратегии
2.Основные типы кадровых стратегий
3.Понятие кадровая служба организации
3.1 Цели, задачи и функции кадровой службы
3.2.Функции кадровой службы на разных этапах деятельности организации
4. Анализ кадровой стратегии МАОУ СОШ №111
4.1 Общая характеристика и особенности образовательной организации
4.2 Кадровая характеристика организации
4.3 Научно-методическое направление организации
4.4 Материально-техническое обеспечение организации
Список использованной литературы
17. Два аспекта работы с людьми Кадровик или менеджер по персоналу –
18.Задачи кадровой работы на предприятии/Кадровые вопросы//http://bizneshaus.ru/zadachi.html
Слабые и сильные стороны предприятия в сфере управления персоналом в той же мере, что возможности и угрозы, определяют условия успешного его существования. Поэтому в рамках разработки кадровой стратеги, при анализе внутренней среды, необходимо выявить слабые и сильные стороны отдельных направлений управления персоналом и системы управления предприятия в целом. Для этого используются такие применяемые в стратегическом менеджменте методы, как: метод SWOT, составление профиля среды, матриц угроз, возможностей и др.
Впервые аббревиатура SWOT прозвучала в Гарварде в 1963 году на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews). В 1965 году SWOT анализ был предложен для разработки стратегии поведения фирмы. SWOT анализ помогает составить структурированное описание конкретной ситуации, на основании этого описания можно сделать выводы. Это позволяет принимать правильные и взвешенные решения. [18]
При проведении анализа внутренней и внешней среды при помощи метода SWOT (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) выявляются слабые и сильные стороны предприятия в сфере управления персоналом, а также имеющиеся у него возможности и угрозы, которых следует избегать. Выявление слабых и сильных сторон дают возможность сравнить себя с конкурентами на рынке труда. Но есть и противники этого метода. Британские авторы Т. Хилл и Р. Вестбрук, тщательно проанализировав практику применения SWOT, утверждают: «SWOT вовсе не является анализом; это всего лишь описание, причем очень поверхностное». Британцы правы. Что мы называем анализом? Процесс разбора обстоятельств с обязательными выводами в конце. А с выводами у SWOT есть серьезные проблемы. Многие авторы замечают, что на основании SWOT очень часто делаются ошибочные заключения.[19]
В лучшем случае, правильно проведенный SWOT – это поверхностная инвентаризация тем, которые следовало бы рассмотреть, или вопросов, на которые нужно дать ответ. Слов нет, хорошая инвентаризация иногда полезна. Однако, при всей важности грамотно поставленных вопросов в тысячу раз важнее продуктивные ответы на эти вопросы.
Странно читать о том, что SWOT якобы подсказывает планы на будущее. Огромный опыт бизнеса показывает, что даже если у аналитика есть на руках идеальное описание нынешней ситуации, то это никак не гарантирует правильность решений, касающихся будущего. Принятие таких решений требует творчества и изобретательности![20]
-
- Основные направления и задачи кадровой стратегии
Основными направлениями кадровой политики организации являются[21]: проведение маркетинговой деятельности в области персонала; планирование потребности организации в персонале; прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий; организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала; подбор и расстановка персонала; разработка систем стимулирования и мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты труда; рационализация затрат на персонал организации; разработка программ развития персонала с целью решения не только сегодняшних, но и будущих задач организации на основе совершенствования систем обучения, служебного продвижения работников и подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности; организация труда и рабочего места; разработка программ занятости и социальных программ; эффективное распределение и использование занятых в организации работников, рационализация их численности; управление нововведениями в кадровой работе; обеспечение безопасности и охраны здоровья персонала; анализ причин высвобождения персонала и выбор наиболее рациональных его вариантов; обеспечение высокого уровня качества труда, трудовой жизни и результатов труда; разработка проектов совершенствования управления персоналом организации и оценка социальной и экономической эффективности.
С помощью кадровой стратегии решаются задачи:
поднятие престижа предприятия; исследование атмосферы внутри предприятия; анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;
обобщение и предупреждение причин увольнения с работы,[22] своевременное обеспечения компании работниками нужной квалификации, формирование и совершенствование механизмов управления человеческими ресурсами, формирование корпоративной культуры, привязки человека к фирме; создание условий для реализации прав и обязанностей персонала, предусмотренных трудовым законодательством, преобразование служб управления человеческими ресурсами, создание благоприятных условий труда и прочее.[23]
Кадровая стратегия организации определяется следующими комплексными факторами:
- внешней и внутренней средой функционирования организации (Анализ внешней среды состоит из двух частей:
- анализ макроокружения (состояние экономики и общая тенденция на рынке труда, правовое регулирование в сфере труда, политические процессы и т.п.); анализ непосредственного окружения (локальный рынок труда, кадровая политика конкурентов и др.).
- анализ внутренней среды (микроокружения) выявляет состояние и перспективы развития персонала, стиль управления, состояние технологии, сложившейся организационной культуры. Важнейшим элементом анализа внутренней среды в стратегическом управлении персоналом является анализ миссии и целей организации);
- типом стратегии организации, принятой ее руководством (предпринимательская, роста, прибыли, ликвидации, резкого изменения курса);
-уровнем планирования (обучение персонала, мотивация);
-открытостью (закрытостью) кадровой политики;
-компетенцией персонала.[24]
Итак, изучив библиографию о кадровой стратегии, можно сделать следующие выводы:
1.Без разработки кадровой стратегии невозможно реализовать намеченные цели предприятия.
2. Кадровую стратегию необходимо постоянно дополнять, что-то изменять, вносить коррективы.
3. Стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.
4. Разработка кадровой стратегии осуществляется на основании глубокого постоянного анализа факторов внутренней и внешней среды.
5. Необходимо постоянно изучать лучшие практики повышения производства с целью приобретения опыта и устойчивого положения на мировом рынке.
2.Основные типы кадровых стратегий
В зависимости от степени отношения кадровой стратегии к внешней среде, она делится на два типа:
Открытая кадровая стратегия используется руководством при неустойчивом положении предприятия, когда утеряны высококвалифицированные кадры, а внутренние трудовые ресурсы не соответствуют профессиональным требованиям. В открытых обществах мобильность носит мобильный характер и предоставляет всем членам общества и социальным группам возможность добиваться более высокого статуса.[25]
Закрытая кадровая стратегия реализуется на предприятии при наличии ядра высококвалифицированных работников, способных к повышению своего профессионального уровня и адаптации к новым условиям деятельности предприятия. Это система, изолированная от внешней среды, взаимодействуя друг с другом, не имеют контактов с внешней средой.[26] На большинстве предприятий персонал является пусть и ведущим, но лишь одним из факторов производства, а кадровая стратегия, реализуемая на них, относится к разряду функциональных и зависит от стратегии предприятия. Стратегии функционирования организации связаны с поведением организации на рынке.
Выделяют три базовых стратегии функционирования организаций: минимизация издержек, стратегия повышения качества и инновационная стратегия; каждой из которых соответствует своя кадровая стратегия.
1.Стратегия минимизации издержек. Это направление деятельности приемлемо при производстве (реализации) товаров массового потребления, при котором от работников не требуется высокого уровня профессионализма, а основной упор делается на количество. Наиболее уязвимы организации, сделавшие ставку на стратегию минимизации издержек к величине загрузки мощностей. Обычно считается, что оптимальной является 95% загрузки от максимальной. При большей загрузке непропорционально возрастает темп износа оборудования, при меньшей – резко возрастает себестоимость продукции.[27] Кадровая стратегия при данных условиях строиться на следующих принципах:
- преобладание внешних стимулов (преимущественно материальных) над внутренними мотивами;
- измерение эффективности деятельности работников в краткосрочном периоде на основе индивидуальных критериев оценки;
- предпочтительное использование внешних источников набора персонала (если рынок труда позволяет нанять дешевых работников);
- минимальные возможности карьерного роста для сотрудников (работник, занявший определенную ячейку в структуре предприятия, практически не имеет шансов на продвижение);
- низкая гарантия сохранения занятости;
- жесткая иерархия и «дистанция власти»;
- минимизация вложений в персонал.
Если предприятие не может удовлетворить свою потребность в работниках за счет рынка труда, то кадровая стратегия должна предусматривать возможность постоянного внутреннего обучения и развитие сотрудников до уровня квалификации, необходимого предприятию в настоящий момент времени и в перспективе.
2.Стратегия повышения качества: ориентация на разнообразный потребительский спрос и выпуск товаров со специфическим дизайном, уникальными качественными характеристиками, оказание услуг VIP-класса. Более высокие цены на такую продукцию (услуги) могут компенсировать значительные инвестиции в работников. Стратегия повышения качества направлена на совершенствование функциональных характеристик товара - его долговечности, надежности, быстродействия, вкуса. Производитель часто выигрывает конкурентную борьбу, предложив новые и усовершенствованные инструменты, автомобили, телевизоры или моющие средства[28].
3.Стратегия фокусирования (ориентация предприятия на определенные рыночные ниши), например, сбыт в разных географических зонах, выпуск продукции для конкретных групп покупателей. Выбор организацией данной стратегии практически не налагает значительных требований к работе с кадровым ресурсом.
Выделяет следующие типы стратегии развития организации: предпринимательская стратегия, стратегия динамического роста, стратегия прибыльности, стратегия круговорота, комбинированная стратегия.
1. Предпринимательская стратегия - когда первый руководитель навязывает свое представление о стратегии развития. В этом случае вместо четких целей действует только общее представление о направлении работ, которое, будучи отражением личного мнения руководителя, может изменяться в широких пределах, приспосабливаясь к конкретным изменениям обстановки.[29] Предпринимательская стратегия построена скорее на осуществлении конкретных сделок, удовлетворении всех требований заказчика и оказывается успешной в основном на фоне недостаточно развитой конкуренции в данном секторе, ее цель - закрепиться на рынке. На данном этапе развития предприятия обычно еще нет четкого распределения функций и ответственности, работникам поручают разносторонние задачи, зачастую из разных функциональных областей. Контроля за их деятельностью в данной ситуации обычно не требуется, так как сотрудники увлечены, работают как единая команда, ориентированы на достижение поставленных целей.
Кадровая стратегия предприятия, реализующего данный вид стратегии может фокусироваться на[30]:
-формировании штата: в стратегическом плане – на определение требований к работникам, в тактическом - привлечение сотрудников, соответствующих данным требованиям, в оперативном – комплектование проектных команд;
-применение дифференцированной оплаты труда (по результатам работы)
-формировании и поддержании благоприятного психологического климата; в стратегическом плане – на определение требований к производственной атмосфере; в тактическом – разработка инструментов мониторинга настроений и отношений в коллективе; в оперативном – проведение диагностики, разработка и проведение мероприятий по его коррекции;
-проведении регулярной оценки эффективности деятельности: в стратегическом плане – разработка процедур оценки; в тактическом – планирование оценочных процедур; в оперативном – проведение мероприятий по мониторингу деятельности и принятие на их основе кадровых решений;