Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (Цели, задачи и функции кадровой службы).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие кадровой стратегии организации
1.1 Понятие и сущность стратегии
1.2 Разработка кадровой стратегии
2.Основные типы кадровых стратегий
3.Понятие кадровая служба организации
3.1 Цели, задачи и функции кадровой службы
3.2.Функции кадровой службы на разных этапах деятельности организации
4. Анализ кадровой стратегии МАОУ СОШ №111
4.1 Общая характеристика и особенности образовательной организации
4.2 Кадровая характеристика организации
4.3 Научно-методическое направление организации
4.4 Материально-техническое обеспечение организации
Список использованной литературы
17. Два аспекта работы с людьми Кадровик или менеджер по персоналу –
18.Задачи кадровой работы на предприятии/Кадровые вопросы//http://bizneshaus.ru/zadachi.html
-развитие личностных характеристик сотрудников (в основном за счет наставничества и предоставления работникам регулярной обратной связи по результатам проведения оценки эффективности деятельности);
- перемещение сотрудников в соответствии с интересами и способностями.
2.Стратегию динамического роста, как правило, используют молодые предприятия независимо от их сферы деятельности. Для них характерны постоянные и высокие темпы увеличения масштабов деятельности, нацеленность на формирование фундамента для будущей деятельности. Политика, бизнес-процессы и процедуры предприятия начинают фиксироваться с целью осуществления контроля и упорядочивания деятельности.
При такой стратегии развития кадровая стратегия должна акцентировать свое внимание на[31]:
- привлечении квалифицированных работников, целеустремленных и гибких, нацеленных на личное и профессиональное развитие;
- создании и внедрении системы оценки эффективности деятельности работников, основанной на ключевых показателях результативности;
- разработке и внедрении оценки потенциала работников (для принятия решений по поводу карьерного роста сотрудников);
- формировании и применении результат - ориентированных систем оплаты труда;
- разработке и внедрение идеологии организации – в стратегическом плане, разработка и реализации программ мотивации сотрудников – в тактическом;
- создании и отладка системы внутренних коммуникаций;
- формировании системы обучения и развития компетенций сотрудников (в первую очередь, профессиональных);
- планировании перемещения и продвижения сотрудников в соответствии с актуальными потребностями предприятия и способностями работников.
3.Стратегия умеренного роста присуща организациям, уверенно занимающим свою позицию на рынке и функционирующим в традиционных сферах (например, в строительстве, автомобилестроении). Здесь также имеет место продвижение вперед по большинству направлений, но более спокойными темпами – несколько процентов в год. Быстрый рост в данном случае уже не нужен и даже опасен, так как может спровоцировать кризис, который будет сложно преодолеть за счет возросшей инерции предприятия[32]. Для данных организаций гораздо важнее стабильное функционирование и сохранения существующего уровня прибыли. Целью этой стратегии является полное использование внутренних и внешних возможностей, а также выявление негативных тенденций, возникших в деятельности предприятия на предыдущих этапах развития предприятия. Организационная и управленческая структура предприятий, реализующих данную стратегию становится многоуровневой, на них уже функционирует система правил и процедур.
Кадровая стратегия в этом случае должна ориентироваться, в первую очередь, на:
- повышении требований и качестве отбора и расстановки сотрудников (для обеспечения стабильности производственного коллектива, привлечении узкоспециализированных профессионалов);
- отладке процедуры оценки эффективности деятельности работников и регулярном ее проведении;
- построении многофакторных систем оплаты труда (например, учитывающих влияние таких факторов, как: степень влияния работников на бизнес-процессы предприятия, уровень развития их компетенций, результативность, уровень оплаты на рынке труда);
- закрепление работников и стабилизацию персонала (в том числе за счет предоставления сотрудником социальных гарантий и льгот);
- внедрение системы оценка потенциала и планирование внутреннего перемещения работников; а соответственно и их переобучение;
- обучение и развитие работников;
- поддержание системы внутренних коммуникаций и работа по сплочению коллектива.
4.Стратегия круговорота (циклическая) применяется в периоды кризиса в экономической деятельности предприятия, когда необходима реструктуризация или «санация», сокращение нерентабельных направлений деятельности. Данная стратегия[33] направлена на выживание организации, ее цель – стабилизировать ситуацию в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – перейти к стадии роста. Она требует от руководства, с одной стороны, быстрых, решительных, полностью скоординированных действий, с другой - осмотрительности и реалистичности в принятии решений, поэтому на предприятии происходит централизация управления. На предприятии производится анализ существующего положения дел с целью уменьшения всех видов затрат (в том числе и на персонал), перестройки системы управления и организационной структуры.
Основными элементы кадровой стратегии могут быть:
- определение стратегии минимизации расходов на персонал (в том числе, за счет анализа существующей организационной и штатной структуры, анализа работ);
- оптимизация штата (например, увольнение части работников и помощь им в трудоустройстве, перевод части работников на неполную занятость или вывод за штат, сохранение наиболее ценных работников, отвечающей будущим направлениям работы предприятия, переквалификация работников);
- планирование и реализация комплекса мероприятий по поддержанию морального духа персонала (например, через информирование работников о временности данного этапа и о планах по его преодолению через разные источники, описании будущих целей и перспектив предприятия, укреплению корпоративной идеологии, пропаганду организационных ценностей)[34];
- проведение регулярной оценки эффективности деятельности работников;
- повышение зависимости оплата по результативности сотрудников, определение критериев премирования, важных для предприятия на данном этапе;
- определение ключевых и лояльных сотрудников, их обучение и развитие;
- планирование продвижения потенциальных работников.
5.Комбинированная (селективная стратегия), включает в себя набор элементов предыдущих стратегий развития предприятия. Бизнес-организация становится неким зонтиком для нескольких бизнесов, которые могут, работая на разных рынках, иметь общую инфраструктуру. В ее рамках разные направления деятельности и структурные подразделения функционируют как отдельные предприятия, которые развиваются разными темпами: одни - быстрыми, другие - умеренными, третьи проходят стадию стабилизации, четвертые – сворачиваются или сокращают свою деятельность. Главной задачей данной стратегии развития является повышение экономической эффективности деятельности организации в целом. Данная стратегия наиболее часто встречается в действительности.
Кадровая стратегия в этом случае будет нацелена на[35]:
- создание и поддержание имиджа справедливого руководителя предприятия, способного вести за собой людей;
- построение на предприятии идеологии «внутреннего клиента»;
- пропаганду ценности результативности в производственной деятельности и уважения к работникам, его демонстрирующим;
- поддержание духа инициативы и активности;
- построение систем вознаграждения, основанных на показателях эффективности деятельности подразделений и результативности работников[36].
Таким образом: изучив типы стратегий, можно сделать вывод, что исследуемая мною предприятие от степени отношений к внешней среде является закрытым, по виду отношений – стратегия повышения качества, тип стратегии организации функционирования – стратегия умеренного роста.
3.Понятие кадровая служба организации
В течение долгих лет кадровая служба воспринималась как вспомогательная структурная единица, главной функцией которой было ведение кадрового документооборота. В сегодняшних условиях ситуация кардинально изменилась, хотя на некоторых предприятиях еще осталось «советское» представление об организации и целях работы отдела кадров.[37]
Управление кадрами на практике заключается в формировании системы управления кадрами; планировании кадровой работы и разработке оперативного плана кадровой работы; проведении маркетинга кадров предприятия; определении кадрового потенциала предприятия и потребности его в персонале.[38]
Повседневная реализация кадровой стратегии и одновременно помощь руководству при выполнении им задач управления предприятием лежат в оперативной области управления кадрами. Стратегическое и оперативное управление персоналом на предприятии осуществляют менеджер по кадрам и линейные руководители. При этом менеджер по кадрам является главным носителем и распространителем предпринимательской культуры, а линейный руководитель несет ответственность за своих сотрудников, изучает положение дел в организации, дает заключения и информирует руководство. Практика показывает, что число работников кадровых служб в среднем должно быть 1-2% персонала (норма 1 кадровик на 120 работников), кроме того штат, кадровой службы зависит от сложности и разнообразия работы, а также от сферы деятельности организации. Кадровая служба – это совокупность специализированных подразделений в структуре предприятия (с занятыми в них должностными лицами — руководителями, специалистами, техническим персоналом), призванных управлять персоналом предприятия в рамках избранной кадровой политики.[39]
3.1 Цели, задачи и функции кадровой службы
Цель: реализация кадровой стратегии в соответствии со стратегией организации.
К главным задачам кадровой службы относят: обеспечение организации квалифицированными кадрами; создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников;
совершенствование системы оплаты труда и мотивации;
повышение удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
предоставление работникам возможностей для развития, повышения квалификации и профессионального роста; стимулирование творческой активности, формирование и сохранение благоприятного морально-психологического климата; совершенствование методов оценки персонала.[40]
Наиболее важные задачи кадровой службы:
- определение текущей и перспективной потребности в кадрах, выполняющих требуемое количество работы определенного качества;
- управление кадровыми процессами: изучение и анализ рынка труда, подбор, адаптация, профориентация, контроль за текучестью, профотбор;
- организационное и методическое обеспечение развития системы управления кадрами, проведение конкурса на замещение вакантных должностей;
- развитие персонала, формирование резерва, продвижение, разработка индивидуальных планов карьеры;
- закрепление кадров и стимулирование работников с высокой производительностью труда;
- планирование и регулирование профессионального, квалификационного роста кадров;
- социально-психологическая диагностика кадров;
- управление трудовой мотивацией;
- регулирование правовых вопросов[41]
В течение долгих лет кадровая служба воспринималась как вспомогательная структурная единица, главной функцией которой было ведение кадрового документооборота. В сегодняшних условиях ситуация кардинально изменилась, хотя на некоторых предприятиях еще осталось «советское» представление об организации и целях работы отдела кадров.
В основные функции менеджера по кадрам в области стратегического и оперативного управления персоналом на предприятии входит:
- помощь руководству в формировании и реализации кадровой стратегии предприятия (подготовка проекта стратегии, участие в обсуждении проекта, обеспечение практической реализации утвержденной стратегии);
- активное участие в разработке структуры предприятия (проведение кадрового планирования и регулирования численности персонала);
- Обеспечение развития персонала (разработка общей технологии и прикладных методов первичного развития сотрудников, участие в реализации этого процесса, оценка его результатов; адаптация м мотивация как существующих так и вновь принятых);
- Осуществление психологической поддержки персонала (разработка концепции психологической поддержки; выявление психологического портрета и личностных качеств сотрудников и вновь принятых ; мониторинг состояния психологического климата в коллективе и т. д);
- Сбор и обработка информации о рынках труда, определение наиболее эффективного способа комплектования персонала (кадровый маркетинг);
- Оценка кадрового состава, проведение аттестации и реализации управленческих решений, принятых по ее результатам);
- Кадровое делопроизводство в полном объеме (оформление приема, увольнения, отпусков, перемещений, кадровых документов согласно принятым требованиям, заполнение трудовых книжек и ведение журналов учета; сдача установленной отчетности);
- Организация взаимодействия с профсоюзом (при его наличии).
Кадровая служба не участвует напрямую в управлении основной деятельности компании, а только помогает руководству решать вопросы, связанные с реализацией выбранной кадровой стратегией управлением персоналом. Структура кадровой службы зависит прежде всего от функций, которые они выполняют, а также от числа работников в организации[42].