Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Метод анализа PEST).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 494
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. Внешняя среда организации и ее характеристика.
1.1. Среда прямого воздействия.
1.2. Среда косвенного воздействия.
2. Внутренняя среда организации.
2.1. Переменные внутренней среды организации.
2.2. Стратегический менеджмент.
3. Анализ факторов внешней и внутренней
3.2. Отраслевой анализ и конкурентный анализ.
4. Анализ внешней и внутренней среды охранного предприятия ТОО «Кузет-Павлодар».
Введение.
Предпринимательство возможно только в условиях рыночной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство широко распространено и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно здесь производится нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Значительная часть государственного бюджета формируется за счет финансовых поступлений от предприятий. Любое предприятие осуществляет свою деятельность в условиях предпринимательской среды. Этот аспект позволяет осуществлять эффективную предпринимательскую деятельность в соответствии с принятыми решениями.
Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране социальную, экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики. Считается, что для эффективного развития предпринимательства необходима именно экономическая свобода, защита прав, а также возможность для самостоятельного хозяйственного новаторства.
Экономическая свобода предпринимательской деятельности предполагает свободу производить, продавать, инвестировать, то есть это гарантированная возможность использования своих способностей и имущества для осуществления активной и эффективной работы предприятия. А самостоятельно проводимый предпринимателем процесс хозяйственно-организационного новаторства содействует процессу развития предприятия, внедрения новых идей, форм и методов для достижения прибыли.
Для предпринимателя наличие экономической свободы и личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.
Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий. Предприниматели функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду, которая предоставляет совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров, а также получения прибыли (дохода).
Как сложная интегрированная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Совокупность условий, факторов и степени воздействия, действующих независимо от самих предпринимателей принято считать внешней (косвенной или прямой) средой организации. Такие как экономическое положение в государстве, развитая система товарно-денежных отношений, наличие определенного рыночного пространства, правовая среда, уровень развития системы профессионального высшего образования.
Внутренняя среда организации формируется непосредственно самими предпринимателями и во многом носит субъективный характер, так как ее факторы зависят от наличия собственного капитала или заемных средств, выбора сферы деятельности, организационной формы организации, подбора кадров, знания рынка и разработки обоснованной стратегии фирмы, соблюдение законов.
Внутренняя среда предприятия напрямую зависит от факторов внешней среды, той в которой непосредственно ведет свою деятельность организация. Схематично это представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема предпринимательской среды.
Формирование предпринимательской среды – процесс управляемый. В основе методов управления заключены меры, связанные не с воздействием на субъектов предпринимательской деятельности, а с конструированием благоприятных условий для появления и быстрого становления таких субъектов.
Целью данной курсовой работы является изучение внешних и внутренних факторов потребительской среды, а также их влияние на эффективную деятельность организации.
1. Внешняя среда организации и ее характеристика.
Состояние внешней предпринимательской среды имеет определяющее влияние на развитие предпринимательства в стране в целом, в отдельных регионах. Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса. Как следует из учений классиков экономической теории, базой предпринимательской деятельности являются знания об основных элементах внешней среды.
Внешняя среда характеризуется следующими элементами:
- Взаимосвязанность (взаимозависимость) внешних факторов – это означает уровень влияния одних факторов на другие, т.е. если изменение одного из факторов влечёт за собой изменение другого фактора (других факторов). Все факторы внешней среды так или иначе взаимосвязаны между собой. К примеру, изменения в законодательстве или поправки в целом всей правовой системе оказывают влияние на уровень налогов, а политическая обстановка – может повлиять на дефицит сырья или рабочей силы, также можно назвать рост таможенных пошлин и цены на энергоресурсы, который влечет за собой влечет за собой повышение цен почти на все товары т услуги. Предприятий, которые работают с использованием комплектующих, получаемых от внешних партнеров, зависимость от внешних факторов будет выше, чем при производстве этих деталей на собственном предприятии.
- Сложность внешней среды – это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также степень их изменчивости. Предприятие вынуждено реагировать, если на нее давят государственные постановления, заинтересованные групп влияния, многочисленные конкуренты, ускоренные технологические изменения, ситуацию на рынке труда. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. В качестве примера можно привести предприятия, имеющие много поставщиков или филиалы за границей.
- Подвижность внешней среды – это скорость, с которой происходит изменение внешних факторов. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью, все объекты и процессы внешней среды находятся в постоянном движении и непрерывно претерпевают изменения. Различные сферы экономики подвержены изменениям с разной скоростью. Например, влияет уровень инфляции, тенденции к снижению или повышению ставок по кредитам и депозитам, ввод новых правил в облуживании потребителей. Другой пример – в любой организации, имеющей отдел исследований или разработок сталкивается с высокой подвижностью внешней среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения или же производственный отдел может функционировать в относительно медленно изменяющейся внешней среде, характеризующейся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной внешней среды, фирмы и их подразделения должны опираться на весьма разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных.
- Неопределённость внешней среды – это отношение количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. Можно выделить четыре типа неопределенности внешней среды, которые складываются из факторов сложности и подвижности внешней среды:
- тип низкой неопределенности: факторов мало, они сходны между собой;
- тип умеренной неопределенности: факторов много, они не схожи, но не меняются. Риск при принятии решений, необходимость разработки альтернатив;
- тип умеренно высокой неопределенности: факторов мало, они схожи и постоянно меняются. Требует достаточной гибкости от руководства;
- тип высокой неопределенности: требует высокой квалификации от сотрудников управляющего звена организации, важен уровень их интуиции и опыта. Чаще всего такие предприятия создают сложную организационную структуру.
Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Зависимость организации от этих элементов рассматривается через факторы прямого и косвенного воздействия.
В настоящее время организация подвержена влиянию внешнего мира в отношении многих аспектов своей деятельности, это и поставки, энергия, кадры, потребители. И чтобы эффективно работать, организация должна уметь выявлять существенные для себя факторы, чтобы можно было адекватно отвечать сложившейся ситуации. Если кратко, то внешняя среда – это все факторы, которые находятся за пределами организации и могут влиять на её деятельность.
Один из способов определения окружения и облегчения учета ее влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов. Факторы внешней среды организации принято разделять по степени ее воздействия на деятельность предприятия:
- среда прямого воздействия или по-другому ближнее окружение – это факторы, которые непосредственно влияют на организацию (поставщики, акционеры, рабочая сила, законодательство, власть, потребители, конкуренты).
- среда косвенного воздействия или дальнее окружение – это факторы, которые могут не оказывать прямого воздействия на организацию, но могут влиять на общее функционирование организации (состояние экономики, инновации в науке и технике, социальная среда, политическая обстановка, события в других странах). Организация опосредованно взаимодействует с элементами этой категории, но игнорировать их она не может, так как они оказывают влияние на тенденции в ближнем окружении, Факторы дальнего окружения практически не поддаются управлению, хотя всё же можно поспособствовать их изменениям, но подобное зависит от масштабов и власти организации, а также уровня государства. Необходимо вести мониторинг данных факторов при составлении или корректировки своих планов на дельнейшую предпринимательскую деятельность.
Рисунок 2 – Внешняя среда организации.
1.1. Среда прямого воздействия.
В начале рассмотрим ближнее окружение организации, так как организация тесно взаимодействует с факторами этой среды и может оказывать влияние на них, вплоть до полного контроля:
- Поставщики. От качества поставщиков зависит жизнеспособность многих организаций. Получение ресурсов и капитала из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность. В некоторых случаях все организации определенного региона ведут дела с одним или практически с одним поставщиком. Поэтому все они попадают в равную зависимость от действий поставщика. С точки зрения системного подхода организация – это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов:
- организации зависят от непрерывного притока сырья, материалов, оборудования и запасных частей к ним. Во-первых, должно быть обеспечено высокое качество сырьевых ресурсов и материалов в требуемых объемах. Во-вторых, необходимы гарантии поставок в требуемые сроки. То и другое достигается созданием системы входного контроля качества поставок, тщательной подготовкой и отработкой системы снабжения предприятия, транспортировки соответствующих грузов, складирования, а также путем дублирования поставок из нескольких независимых источников.
- для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, государственные программы по предоставлению займов, акционеры и частные лица. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств.
- для достижения поставленных целей любому предприятию, важно располагать квалифицированными трудовыми кадрами необходимых специальностей. От квалификации персонала зависит насколько быстро произойдет реализации задач, связанных с эффективной деятельностью организации. Развитие ряда отраслей экономики в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов.
Зависимость между предприятием и сетью поставщиков материалов и оборудования, финансовыми организациями, а также степенью подготовки человеческих ресурсов является фактором прямого воздействия внешней среды на успешную деятельности организации.