Файл: Организационные коммуникации в системе управления предприятием.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ
1.1 Организационные коммуникации в системе управления предприятием
1.2 Функции, цели, классификация коммуникаций
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
2.1 Общие сведения о компании ТОО «Алматы-Фото»
2.2 Анализ коммуникационной системы ТОО «Алматы-Фото»
2.3 Диагностика эффективности коммуникаций в управлении персоналом ТОО «Алматы-Фото»
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
3.2 Коммуникационные проблемы, оказывающие наибольшее влияние на управление
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития экономики для устойчивого функционирования предприятий необходим поиск новых источников повышения эффективности хозяйственной деятельности. Все большее научное и практическое значение приобретают нематериальные факторы, одним из которых являются коммуникации. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица к другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие, как минимум, двух людей. Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.
В настоящее время управление коммуникациями на предприятиях носит, как правило, бессистемный характер, при этом не учитываются коммуникационные потребности и долгосрочные интересы развития. В результате проявляются такие проблемы, как избыточная длительность производственного и управленческого циклов, неспособность своевременно реагировать на изменение спроса, неполное использование кадрового потенциала. Особенно важно обеспечить эффективность коммуникационных процессов на предприятиях Казахстана.
Степень разработанности темы. В настоящее время теория и практика располагают различными подходами к изучению коммуникаций в контексте теории управления представлены в трудах О. Виханского, Р. Дафта, А. Казанцева, Э. Короткова, Дж. Лафты, М. Мескона, Б. Мильнера, Э. Смирнова. Несмотря на значительное количество выполненных исследований, по нашему мнению, недостаточно проработаны организационные и экономические аспекты управления как внутренними, так и внешними коммуникациями, не установлена взаимосвязь и инструментальное наполнение основных этапов управления коммуникациями, отсутствуют методические подходы к оценке состояния коммуникаций предприятия, не сформировано организационное обеспечение реализации решений в коммуникационной сфере.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование проблем коммуникаций в деятельности предприятия.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть коммуникации в системе управления предприятием;
- дать анализ производственно-хозяйственной деятельности ТОО «Алматы-Фото»;
-провести оценку внедренных процедур коммуникаций и его влияния на результативность управления персоналом;
-провести диагностику эффективности коммуникаций в ТОО «Алматы-Фото»;
-рассмотреть проблемы и перспективы развития современных форм коммуникации в ТОО «Алматы-Фото» и их влияние на управление персоналом.
Объектом исследования выступает ТОО «Алматы-Фото».
Предмет исследования - совокупность теоретических и методических аспектов управления коммуникациями с клиентами.
Структура. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты управления коммуникациями. Во второй главе проведен анализ управления коммуникациями в ТОО «Алматы-Фото». В заключительном разделе освещены пути совершенствования механизма управления коммуникациями.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ
1.1 Организационные коммуникации в системе управления предприятием
Основной тенденцией развития управления экономикой в последние годы является распространение информационных технологий, усиление взаимозависимости организаций-производителей, рост требований со стороны потребителей, повышение динамичности и неопределенности внешней среды. Такого рода изменения приводят к тому, что традиционные конкурентные преимущества (ценовая политика, технологии, качество продукции) становятся краткосрочными. Поэтому на первый план в обеспечении высокого конкурентного статуса выходят факторы нематериального характера.
По мнению Ю. Лехто и А. Матвеенко, «с перенесением центра создания новой стоимости от производственных функций к маркетингу и обслуживанию клиентов цели управления стали меняться. Если раньше они, прежде всего, заключались в развитии внутренних управленческих систем и повышении эффективности организации труда, то сегодня — в формировании долговременных и гибких условий для обслуживания клиентов, обеспечении постоянной конкурентоспособности предприятия на рынке. Следовательно, руководство предприятия должно больше внимания уделять стратегическому управлению, подготовке персонала и развитию его способностей быстро реагировать на изменения рынка и требования клиентов, а также созданию гибких организационных структур» [1, с.87].
Э. Коротков называет главной тенденцией развития менеджмента обращение внимания на человека как «ключевой ресурс организации», а также «создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе» [2, с.46]. Среди новых принципов управления Э. Коротков выделяет такие принципы, как «коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали»; «атмосфера, способствующая раскрытию способностей людей»; «своевременная реакция на изменения во внешней среде»; «методы работы с сотрудниками, направленные на создание у них чувства удовлетворенности от своей деятельности»; «умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями»; «честное отношение и доверие к людям» [2, с.46]. Ключевую роль в реализации названных принципов играет коммуникационная составляющая, поэтому руководство, думающее о долгосрочных перспективах развития предприятия, должны уделять внимание построению эффективных коммуникационных взаимодействий (внутренних и внешних). Это относится к организациям всех размеров и организационно-правовых форм и отражает требования, предъявляемые развитием и эволюцией менеджмента.
Задача повышения эффективности управления промышленными предприятиями является особенно актуальной, поскольку последствия экономических реформ в значительной степени ослабили их позиции на отечественных и зарубежных рынках. Для повышения конкурентоспособности предприятий необходимо обеспечение своевременной реакции на изменение спроса, сокращение производственного и управленческого циклов, повышение надежности цепочки создания ценности на основе тесного взаимодействия с поставщиками и потребителями, максимальное использование кадрового потенциала. Для достижения этих целей должны использоваться все ресурсы организации. Особенно важно обеспечить эффективное функционирование внутренних и внешних коммуникационных процессов на предприятиях машиностроительного комплекса, выпускающих сложную наукоемкую продукцию по индивидуальным заказам. Требуется высокая степень согласованности действий и решений по всей цепочке создания продукта, что предъявляет особые требования к организационным коммуникациям.
По мнению специалистов, «все недостатки линейно-функциональных структур, не позволяющие им оперативно приспосабливаться к быстро меняющимся условиям рынка, сводятся к затрудненному движению информации. Причем это относится как к горизонтальным коммуникациям (когда руководители и специалисты разных функциональных отделов просто не могут понять проблемы друг друга, говоря «на разных языках»), так и к вертикальным. Кроме того, линейно-функциональным структурам свойственно медленное принятие решений, искажение информации и «ведомственность» [3, с.25]. Далеко не все проблемы информационного характера решены и в тех организациях, которые были реструктуризированы и преобразованы а холдинговые структуры. Выделение отдельных бизнес-единиц без одновременного создания механизма взаимодействия и координации также порождает множество проблем, прежде всего — недостаточную согласованность в действиях и решениях. На наш взгляд, решению перечисленных задач и снижению негативного влияния особенностей структурного построения на результаты будет способствовать управление организационными коммуникациями как постоянная целенаправленная деятельность, поддерживающая стратегические цели предприятия.
Любая организация создается и функционирует в процессе взаимодействия людей. По мнению О. Матьяш, «изучать организацию в ее функционировании и развитии — значит, прежде всего, изучать ее коммуникативные процессы, коммуникативные взаимодействия, как внутренние, так и внешние» [4, с.43-44]. С каждым годом специалисты в сфере управления проявляют все больший интерес к организационным коммуникациям. Результаты опросов, проведенных в Европе и США, показывают, что не только экспертами в сфере коммуникаций, но и руководителями признается значительная роль коммуникаций в достижении целей организации. С точки зрения Д. Гибсона, «система организационного развития включает в себя несколько направлений деятельности, в том числе организацию коммуникационных процессов» [5].
В теории менеджмента коммуникации называют связующим процессом пяти основных функций управления, выступающим основным средством обеспечения целостности и функционирования организации. «Коммуникация отвечает фундаментальной потребности экономической системы: для экономической системы она то же, что кровообращение для организма человека. Коммуникации являются основным энергетическим вкладом, благодаря которому социальная система может существовать». По мнению В. Зигерта и Л. Ланга, «если нарушаются информационные потоки внутри предприятия и связи с внешним миром, само существование этого предприятия под угрозой. Одной информации недостаточно. Только когда она соответствующим образом преобразуется и обрабатывается, т.е. когда возникают коммуникативные связи, обеспечиваются существование и эффективная деятельность организации» [6]. Коммуникации - основа для контроля и координации в организациях, они также обеспечивают информацией, необходимой для эффективной реализации миссии организации [7, с.493].
Согласно ряду опросов, около 250 тыс. рядовых работников 2000 различных компаний, а также 73% руководителей американских, 63% английских и 85% японских компаний считают, что недостаточная разработанность коммуникаций является главным препятствием на пути достижения эффективности деятельности их организаций [8, с. 166]. Анализ научных исследований показал, что интересы ученых в основном сосредоточены вокруг проблем, показанных на рисунке 1.
К числу наиболее часто обсуждаемых проблем относятся:
- оказывают ли коммуникации влияние на эффективность деятельности предприятия, и через какие параметры проявляется данное влияние?
- возможно ли управление коммуникациями, и должен ли применяться к коммуникациям полный управленческий цикл?
- каковы критерии эффективного управления коммуникациями?
- возможно ли измерение эффективности коммуникаций и создание методик, позволяющих судить о качестве коммуникационных процессов?
- оправдано ли отнесение коммуникаций к стратегическим факторам развития предприятия, и какова специфика стратегического управления коммуникациями? [9, с. 125]
Актуальные проблемы в сфере организационных коммуникаций
Влияние коммуникаций на эффективность организации
Возможность измерения качества коммуникационных процессов
Возможность измерения влияния коммуникаций на деятельность организации
Возможность управления коммуникациями
Необходимость применения к коммуникациям полного управленческого цикла
Необходимость применения к коммуникациям элементов стратегического управления
Необходимость создания подразделений по управлению коммуникациями
Возможность управления коммуникациями
Рисунок 1 - Актуальные проблемы в сфере организационных коммуникаций [6]
В данном исследовании под коммуникациями предприятия понимаются организационные коммуникации, т.е. коммуникации, непосредственно связанные с деятельностью предприятия и реализацией его целей.
1.2 Функции, цели, классификация коммуникаций
Функции, цели, классификация коммуникаций широко представлены в работах многих авторов по менеджменту, теории управления, психологии менеджмента, управлению персоналом, общей теории. Коммуникации реализуют социальную, мотивационную информационную и регулирующую функции, которые в совокупности позволяют осуществлять интеграцию и координацию деятельности предприятия. В стратегическом управлении коммуникации обеспечивают доведение стратегии до исполнителей и формируют требуемое поведение. По мнению К. Боумена, «если реализация стратегии терпит неудачу, значит, организационные процессы (в том числе коммуникации) не оказали желаемого влияния на поведение» (таблица 1).
Таблица 1 - Роль коммуникаций на разных стадиях управленческого цикла*
Стадия управленческого цикла |
Преобладающие функции |
Коммуникационные факторы воздействия на процесс управления |
|
1 |
2 |
3 |
|
Формулирование ЦЕЛИ |
Информационная Координационная |
Уровень взаимодействия в системе управления Организация взаимодействия с объектом управления Характер отношений с внешней средой Учет мнения потребителей |
|
Оценка СИТУАЦИИ |
Информационная |
Качество и объем поступающей информации Наличие необходимых технических средств |
|
Формулирование ПРОБЛЕМЫ |
Информационная |
Достаточность информации для четкой постановки проблемы Распространение информации о проблеме среди сотрудников |
|
ВЫБОР управленческого РЕШЕНИЯ |
Информационная Координационная |
Уровень согласованности в системе управления Информированность о требованиях потребителей Организация взаимодействия с объектом управления |
|
РЕАЛИЗАЦИЯ управленческого РЕШЕНИЯ |
Мотивационная Контрольная |
Организация доведения решения до исполнителей Уровень обратной связи Коммуникационный климат Уровень развития межфункциональных связей Рациональность коммуникационных сетей |
|
*Примечание – составлено автором на основе источника [7] |