Файл: Налоговые регистры по НДФЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НАЛОГА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 3034
Скачиваний: 3
2.3. Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ от НДФЛ
Налоговая система является неотъемлемой частью механизма реализации федеративных отношений, формируя финансовую основу деятельности федеральных и субфедеральных органов государственной власти. Особенности налоговой системы федеративного государства вытекают из характера федеративных отношений и структуры их взаимосвязей. Конституционное закрепление двух самостоятельных уровней государственной власти предопределяет иерархическую (децентрализованную) структуру налогово-бюджетной системы.
В структуре государственного бюджета именно налоги являются ключевым звеном пополнения государственной казны. Основная масса налоговых поступлений приходится на областной бюджет (порядка 40%) около 34 % приходится на федеральный бюджет и 26% на местные бюджеты.
Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.
Рис 2.2. Структура налоговых поступлений в бюджет РФ
В таблице 1 представлено распределение поступлений от налога на доходы физических лиц по бюджетам разных уровней в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.[10]12
Таблица 1 Распределение поступлений от НДФЛ в бюджеты Российской Федерации
Уровень бюджета |
Процент отчисления |
Всего отчислений |
Примечания |
Федеральный бюджет |
50% |
100% |
При уплате НДФЛ иностранными гражданами по деятельности на основании патента |
Бюджеты субъектов |
50% |
||
Федеральный бюджет |
85% |
100% |
При уплате НДФЛ в бюджет автономного округа |
Бюджет субъектов |
15% |
||
Федеральный бюджет |
85% |
100% |
При уплате НДФЛ в бюджет поселения и муниципального района |
Бюджет поселений |
10% |
||
Бюджеты муниципальных районов |
%% |
||
Федеральный бюджет |
85% |
100% |
При уплате НДФЛ в бюджет межселенной территории |
Бюджет муниципальных районов |
15% |
||
Федеральный бюджет |
85% |
100% |
При уплате НДФЛ в бюджет городского округа |
Бюджет городских округов |
15% |
Из таблицы 1 видно, что (ст. 50, 56, 61–61.2 БК РФ) доход от НФДЛ распределяется по всем уровням бюджетов Российской Федерации — в федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов России, бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов. Отчисления зависят от категории налогоплательщика и от статуса территории
Рассмотрим показатели бюджета РФ на основе данных Министерства финансов за 2014-2018 годы.
Рис 2.3 Структура федерального бюджета РФ за 2014-2018 годы в млрд. руб.
Данные рисунка 2.3. наглядно показывают, что в структуре федерального бюджета РФ впервые за последние годы можно наблюдать профицит бюджета, так как доходная часть существенно превышает объем расходных поступлений.
Рис 2.4. Динамика дефицита бюджета РФ в млрд. руб.
Рассмотрим поступления от налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъектов РФ и местные бюджеты РФ. В таблице 2 представлены суммы поступления от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ, местные бюджеты и общие налоговые доходы данных бюджетов за 2014–2018 гг.
Таблица 2 Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты за 2014–2018 гг., млрд. руб.
Бюджеты |
2014 |
2016 |
2018 |
Поступления НДФЛ в млрд.руб |
|||
Консолидированный бюджет РФ |
1994.8 |
2260.3 |
2497.3 |
Местный бюджет |
583.4 |
656.7 |
729 |
Доля НДФЛ в налоговых доходах в % |
|||
Консолидированный бюджет РФ |
38.1 |
39 |
41.9 |
Местный бюджет |
68.3 |
70.2 |
69.9 |
Из таблицы 2 видно, что в 2016 г., по сравнению с 2014 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 13,3 %, в местные бюджеты — на 12,6 %, а в 2018 г. — на 10,5 в консолидированный бюджет РФ и на 12,6 % в местные бюджеты. [11]13
Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2018 г. составила в консолидированном бюджете 39 %, что на 0,9 % больше, чем в 2014 г, а в 2016 г. — 41,9 %, что на 2,9 % больше, чем в 2014 г. Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2016 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2014 г., а в 2018 г. — 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2014 г.
Таким образом, подводя небольшой итог можно сказать о том, что поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2018 г. по сравнению с 2016 г., а также в 2016 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2014 г.
Для того, чтобы сделать поступления от налога для физических лиц более эффективным, необходимо применять комплекс мер, речь о которых пойдет в следующей главе.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НДФЛ
Как вид налога на доходы физических лиц, НДФЛ возник в XVII - XIX веках, когда, с развитием системы экономических отношений, определились различия в видах и источниках их доходов: заработная плата, предпринимательский доход, ссудный процент и другие. Базой для исчисления НДФЛ во всех странах является совокупный годовой доход, в который засчитываются все виды и источники доходов.
В России НДФЛ был основан как на основе опыта его взимания как в СССР так и опыта в разных странах мира. В СССР не было опыта взимания НДФЛ на основе совокупного годового дохода, включающего все виды и источники доходов, так как объектом налогообложения признавалась только заработная плата. Кроме того, в СССР был другой порядок расчета налогооблагаемой базы на основе ежемесячных расчетов сумм НДФЛ с учетом превышения необлагаемой суммы заработной платы.
Совершенствование системы учета в рыночной экономике России по учету НДФЛ осуществляется одновременно с реформами налоговой в системы. Проблемы в вопросах удержаний и учета НДФЛ в России с 1992года, по нашему мнению, связаны с делением учета по целям учета и видам предоставляемо отчетности на производственный (управленческий), финансовый (бухгалтерский) и налоговый, также выбором варианта построения системы учета в организации (предприятии).
Данная проблема обусловлена недостаточным пониманием результатов (последствий) такого деления учета и возможных вариантов построения системы учета в организации (предприятии), позволяющих обеспечить рациональность (экономичность) ведения бухгалтерского учета. Как результат недостаточного понимания результатов (последствий) деления учета по целям учета и видам предоставляемой отчетности и возможных вариантов построения системы учета в организации (предприятии), в России существует практика «преклонения» перед налоговым учетом, т. е. учетом для целей налогообложения, который считается приоритетным. В отношении организации (построения) налогового учета и ведения регистров налогового учета в организациях (предприятиях) следует исходить из норм НК РФ.
В ст.54 НК РФ определено что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением». Это правило следует рассматривать как определяющий фактор в организации учета по уплате всех налогов, включая и НДФЛ.
В ст. 230 НК РФ, в отношении форм регистров налогового по учету НДФЛ, определено, что регистры налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.
По нашему мнению, формы регистров налогового учета по НДФЛ, равно как и по всем остальным уплачиваемым налогам, можно вести двумя вариантами:
1-й вариант, как переходный, дополнительно к регистрам финансового (бухгалтерского) учета;
2-й вариант, как наиболее совершенный, в едином регистре финансового и налогового учета. Первый вариант налогового учета по НДФЛ в России с 1992года предусматривал ведение налогового учета в единых регистрах бухгалтерского учета, на основе которых формировалась налоговая декларация по НДФЛ. Последующие изменения в порядке расчетов по НДФЛ, равно как и по налгу на прибыль и по НДС привели к ведению дополнительно к регистрам финансового учета регистров налогового учета.
Ярким примером такого ведения налогового учета является ведение книги покупок и книги продаж по НДС, в соответствии с НК РФ, что, по нашему мнению, противоречит нормам ст.54 НК РФ, равно как и составление, с учетом ст.169 НК РФ, счет-фактуры по НДС. По всем налогам, включая НДФЛ, следует исходить из правил нормативного регулирования учетом в РФ, что НК РФ регламентирует порядок расчетов НДФЛ, который должен быть обеспечен через систему бухгалтерского учета при решении стоящих перед ним задач.
При решении задач учета расчетов с бюджетом по НДФЛ, экономические субъекты (организации, предприятия) формируют свою учетную политику, в которой предусматривается приемы учета, включая организацию системы учета.
За последние годы, в системе экономического развития России, можно наблюдать ряд негативных тенденций, которые пагубно влияют на национальное хозяйство:
1.Мировая финансовая нестабильность
2.Увеличение расходных статей бюджета, что приводит к образованию и развитию государственного долга
3.Экономические санкции Запада, которые затрагивают все отрасли национального хозяйства России и ведут к их дестабилизации и т.д.
Данные негативные тенденции оказали влияние на показатели долговой устойчивости РФ, динамика которых представлена в таблице 3
Таблица 3. Показатели долговой устойчивости РФ за период 2014-2018 годов
На основании вышеназванных проблем можно сказать о том, что экономика России последних лет переходит на политику импортозамещения, которая направлена на замену зарубежных товаров и услуг отечественными аналогами[12]20
В этой связи, можно сформулировать ряд перспективных направлений, которые приведут к развитию национальной экономики:
1.Сокращение расходных статей бюджета
2.Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса
3.Инвестирование в АПК России и т.д.
Можно выделить несколько путей решения проблем в сфере межбюджетных отношений Российской Федерации. К данным направлениям можно отнести:
1) расширение полномочий региональных и местных органов власти в бюджетно-налоговой сфере;
2)совершенствование межбюджетного механизма распределения налоговых поступлений между федерацией и регионами на долгосрочной основе и т.д.
Практическая реализация стратегии экономической безопасности должна осуществляться через систему конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей с социально-экономического развития страны Такая система является основой и содержанием экономической политики государства, которая включает в себя: [13]21
1. возможность государству самостоятельно, без какого-либо внешнего воздействия определять и проводить внутреннюю политику в экономической и других сферах;
2.активно влиять на процессы, затрагивающие национальные интересы страны;
3.общественное согласие для предотвращения внутренних конфликтов, способных привести к негативным последствиям в экономике
Важным моментом является формирование системы оперативного и гибкого реагирования на текущие изменения рыночной конъюнктуры и корректировки проводимой долговой политики согласно наиболее достоверным краткосрочным прогнозам
Анализируя основные изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2016 г., можно наглядно удостовериться в том, что государство предприняло значительные меры для повышения поступлений в федеральный бюджет. Однако не стоит оставлять без внимания и поддержку со стороны государства.