Файл: Налоговые регистры по НДФЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НАЛОГА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 3035

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новое внедрение налогообложения начинает вновь набирать свои обороты в России уже в 1880-1895 годах с установления налога на доходы с ценных бумаг и квартирных налогов, плательщиками которых уже являлись не только одни помещики, но и значительная часть зажиточного общества. Но не успели толком ввести данный налог, как в 1886 году А. Р. Свирщевский публикует свою первую книгу под названием "Подоходный налог", в которой рассматривает такие проблемы как:

- реализация принципа справедливости в налогообложении;

- прогрессии в подоходном налоге;

- эффективность пропорционального или прогрессивного налогообложения доходов;

- необлагаемый минимум.

Следующее развитие подоходный налог получает в 1916 году, когда Николай II вводит закон "О государственном подоходном налоге". В соответствии с положениями закона субъектами налогообложения являлись как физические, так и юридические лица. При этом в 1916 году уже как бы проскальзывали портотипы современным понятиям "резидент" и "нерезидент", потому что к физическим лицам относились и российские граждане и иностранные, которые прожили в России свыше одного года.

Кроме этого, члены семьи, которые имели дополнительный, самостоятельный заработок, облагались налогом отдельно. Имелся достаточно обширный круг объектов, облагающихся налогами, но имелось и исключение. Например, выигрыши по процентным бумагам или страховые вознаграждения вообще не облагались никаким налогом.

Прожиточный минимум, по сравнению с 1812 годом, стал уже 850 рублей, ну а плательщиками все также оставались зажиточные слои общества. В 1917 году ко власти приходит временное правительство и прожиточный минимум резко поднимается до 1000 руб., так как принимается постановление "О повышении окладов государственного подоходного налога

"Таким образом, по сложившейся истории и данным таблицы можно сделать вывод: на протяжении 100 лет в России всеми силами пытались ввести подоходный налог как всему населению, так и ограниченному кругу лиц, но каждый раз безуспешно. Советский период развития рассматриваемого института налогового права также характеризуется множеством попыток реформирования налога на доходы физических лиц.

В качестве примера можно привести: законы "О взимании прямых налогов", "О введении в действие Положения о государственном подоходном налоге", "Об утверждении положения о подоходном налоге с частных лиц", "Об изменении ставок налогового обложения рабочих и служащих" и т.д. вводились то для физических, то для юридических лиц, иногда брались только с земельного дохода.


Причем устанавливались они, как говорилось в постановлениях, временно, но почему-то взимание осуществлялось не один десяток лет, и платились по 4 раза в год. Даже параллельно устанавливались подоходные налоги с холостяков, только данный налог уходил не в государственную казну, а в целевой фонд государства, который расходовался на детей-сирот, многодетных и одиноких матерей.

Но уже ближе к 90-м годам XX века налоговая система в Российской Федерации приобретает постоянство. Появляется такой налог, как "Подоходный налог с физических лиц" или как сейчас он называется "Налог на доходы физических лиц", который зависел от совокупности годового дохода лица. Данный налог составлял и составляет, по общему правилу, 13%, и рассчитывался к применению не более чем на 5 лет, но до сих пор существует.

С принятием такой налог сразу же подвергся значительной критике со стороны общества, ведь данная система имеет неоднозначный характер и требует реформирования. С принятием налога на доходы физических лиц также предусмотрели пять налоговых ставок, которые подлежат обложению.

К ним относятся:

- доходы от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;

-доходы от сдачи имущества в аренду; -доходы от источников за пределами РФ;

-доходы в виде разного рода выигрышей; -иные доходы.

Данная система НДФЛ существует уже достаточно давно, целых семнадцать лет, и, скорее всего, вряд ли будет изменена, а уж тем более отменена. Поэтому, все налоги, даже самые большие – от выигрыша (35%), подлежат уплате. Ни один не остается в стороне, хотя, порой выиграв 1000000 рублей, так хочется их обойти.

Правосубъектность участников в налоговых отношениях. Налогообложение физических лиц является одним из главенствующих элементом российской экономики в целом.

На данный момент существующая система налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) в Российской Федерации является не вполне совершенной, по сравнению с зарубежными странами. Российская система налогообложения характеризуется преобладанием фискальной направленности налоговой политики, в то время как социальная функция налогов ослаблена. Как результат существенная дифференциация доходов населения.

2.2. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ

Основополагающим принципом современной системы налогообложения доходов физических лиц в России является равенство всех плательщиков перед законодательством о налогах и сборах. Обусловлено это тем, что в Налоговом кодексе РФ не определены какие-либо категории граждан, которые освобождены от исполнения обязанностей по уплате этого налога. [6]7


В результате чего, плательщиками налога признается практически все трудоспособное население страны, выполняющее свои обязанности по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица. Именно массовый охват физических лиц, получающих доходы как на территории России, так и за ее пределами, обеспечивает значительные поступления по этому налогу в консолидированный бюджет РФ.

В то же время в отношении налога на доходы физических лиц имеют место и некоторые проблемы. Так, большое значение для функционирования системы налогообложения доходов граждан играет недопущение уплаты налога другим лицом вместо его плательщика. Связано это тем, что налог в обязательном порядке должен быть исчислен, удержан и перечислен в бюджет только из суммы полученного дохода физического лица.

В противном случае это признается налоговым правонарушением, которое влечет за собой привлечение к ответственности лицо его допустившее. Мера ответственности по данному виду налогового правонарушения установлена в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, в результате неправильного его исчисления. На практике эта налоговая санкция обычно налагается на налогового агента. В Российской Федерации установлена единая ставка налога для определенного вида доходов. При этом основной налоговой ставкой, которая применяется к большинству видов доходов физических лиц, является ставка в размере 13%. Схематично, порядок исчисления и уплаты НДФЛ отображен на рисунке 2.1.

В отношении других видов доходов законодательством определены следующие налоговые ставки: 9%; 30% и 35%. Такой подход к установлению размеров налоговых ставок в зависимости от вида получаемого дохода физическими лицами заслуживает особый интерес, так как некоторые из этих видов доходов получают только незначительная часть налогоплательщиков. [7]8

Например, достаточно проблематично в настоящее время получить экономию на процентах при получении налогоплательщиками заемных или кредитных средств, в отношении которой законодательством определена налоговая ставка в размере 35%. Ведь как кредитное учреждение, так и любая другая организация, имеющая право предоставлять кредиты, предполагает получить от этой операции доход, а не убыток.

В результате чего, этот вид дохода граждан, как и иные, которые облагаются по ставкам отличным от основной ставки в размере 13%, в структуре доходов у большинства граждан отсутствуют, или имеют незначительный удельный вес. Бытует мнение, что установление единой или плоской шкалы налогообложения, для большинства доходов не позволяет регулировать доходы различных групп населения РФ. В особенности, когда доходы граждан значительно разнятся между ними. Ведь в данном случае в более выгодном положении оказались плательщики с высокими суммами доходов, а большая часть населения страны стала уплачивать налог на доходы по ставке, увеличенной на 1% за счет включения в ранее действующую минимальную ставку обложения 12% отчислений в Пенсионный фонд РФ.


Рис 2.1. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ

Принимая во внимание механизм организации налогового контроля НДФЛ, можно выделить, учитывая особенности отдельных категорий граждан, следующий круг лиц, на которых возлагается обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога.

В настоящий момент выделяют три категории обязанных лиц платить налоги, которые составляют значительную часть поступлений по НДФЛ:

1) аккумулируется из доходов, обеспечиваемых налоговыми агентами (составляют около 95% от объема всех поступлений);

2) налогоплательщики, самостоятельно отчитывающиеся в налоговый орган. Это, как правило, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также категории лиц, выделенные в ст. 227-228 налогового кодекса Российской Федерации.

К данным лицам относятся:

- физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

- физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК, когда такие доходы не подлежат налогообложению;

- физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в п. 3 ст. 207 НК, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, – исходя из сумм таких доходов;

- физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК, – исходя из сумм таких доходов;

- физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, – исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15000 рублей, а также физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами азартных игр, не относящихся к азартным играм в букмекерской конторе и тотализаторе, – исходя из сумм таких выигрышей;

- физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;


- физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК, когда такие доходы не подлежат налогообложению;

- физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 №275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим п. 52 ст. 217 НК.

3) иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, уплачивают фиксированные авансовые платежи с доходов.

Справедливее следовало бы изменить подход в отношении налоговых ставок при обложении доходов граждан. При этом за основу необходимо принять как зарубежный, так и отечественный опыт. Ведь налогообложение доходов граждан должно быть направлено на выполнение не только фискальной функции – пополнение бюджетов соответствующих уровней налоговыми доходами, но и регулирующей функции. В связи с этим, необходимо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения, применение которой не нарушает положение действующего налогового законодательства.[8]9

Ведь, если исходить из толкования ст. 3 Налогового кодекса РФ, в которой сказано, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Следовательно, в отношении налога на доходы физических лиц использование прогрессивной шкалы возможно. Тем более уже имеют место взгляды экономистов на решение этой проблемы, связанной с определением величины и прогрессии шкалы налогообложения.

В бюджеты поселений и муниципальных районов НДФЛ зачисляется по 10% и 20% соответственно. Обязанность уплачивать НДФЛ предусмотрена Налоговым кодексом РФ и охватывает все рабочее население страны. Однако многие ли налогоплательщики интересуются, на какие цели расходуется собранный налог.

Поскольку налогоплательщики уплачивают НДФЛ через налогового агента, т.е. фактически налог в бюджет перечисляет работодатель, создается впечатление о его незначительности.

Обобщая вышесказанное следует отметить, что этот налог является наиболее перспективным и стабильным доходным источником для региональных бюджетов. Ведь именно благодаря этому налогу в основном финансируются расходы большинства субъектов РФ.[9]10