Файл: Оценка эффективности управления предприятием (ИП «Мойдодыр»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В любое время эффективная управленческая деятельность фирмой выступала важным критерием эффективности функционирования всей компании в целом. В современных рыночных условиях особенно важным является грамотное управление при увеличении конкуренции и существующих рыночных тенденциях. Невозможно достичь экономических и социально значимых результатов без эффективной системы управления предприятием. В условиях ужесточения конкуренции предприятиям необходимо расширять масштабы своей деятельности темпами, соответствующими или опережающими темпы роста рынка. В противном случае они будут терять свои доли рынка и, как итог, могут проиграть конкурентную борьбу.

Цель работы состоит в изучении управления на предприятии, исследовании основных этапов организации управления для увеличения эффективности функционирования компанией.

В работе для достижения поставленной цели следует решить такие задачи как:

1) изучение теоретических подходов к оценке эффективности управления;

2) проведение анализа управления на предприятии;

3) разработка рекомендаций по совершенствованию управления на предприятии.

Предметом исследования выступает организация управленческих отношений на предприятии.

Объектом исследования является клининговая компания - малое предприятие ИП «Мойдодыр».

Методологическую основу работы составляют российские и зарубежные работы по менеджменту, корпоративной культуре, экономической теории и маркетингу.

В работе использованы методы сравнительного анализа, наблюдения, методы классификации, теоретического и эмпирического познания, методы изучения динамики и взаимосвязей и др.

Информационной базой работы послужили нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, материалы, которые содержатся в трудах отечественных и зарубежных ученых, внутренняя информация и отчетность ИП «Мойдодыр».

Глава 1. Теоретические основы исследования эффективности менеджмента предприятия


1.1 Содержание процесса управления предприятием

В теории управления к настоящему времени сложился понятийный аппарат, позволяющий описать систему управления организацией. Тем не менее, в отношении понятий «система управления» и «организационная структура управления» не сложилось единого мнения. Определения этого понятия можно сформулировать следующим образом: система управления – это состав и номенклатура управленческих органов и должностей.

Управление является, в первую очередь, системой организационной. Это означает, что оно организовано структурно, то есть включает в себя звенья, находящиеся на различных ступенях лестницы иерархии и состоящие в отношениях подчиненности[1].

В системе управления выделяют разные организационные подразделения, которые специализируются на исполнении разных видов работ, их сочетание образует сущность организации управления. Одним из свойств данной организационной системы выступает то, что первичным звеном в ней выступает человек, который объединяется с другими людьми общностью цели исполняемой работы либо общностью объекта, на который они оказывают воздействие. Данная система при этом имеет способность к самоорганизации, то есть может развиваться и функционировать в течение некоторого периода времени без всякого внешнего воздействия[2].

В своем составе система организационная обладает объектом (система управляемая) и субъектом управления (система управляющая). Объект исследования в нашей работе - это именно управление, то есть система управляющая[3].

Принципиальную схему системы управления компанией рассмотрим на рисунке 1. Система управления обладает разными элементами: организационная структура управления, методы воздействия, процессы в структуре, стиль управления, организационная культура[4].

Рисунок 1. Принципиальная схема функционирования системы управления предприятием

В предприятии выделяются управленческие и производственные функции, которые соответственно реализуются в управленческой и производственной структуре компании.

Совокупность управленческой и производственной структуры составляет организационную структуру компании. Организационная структура любой компании выстраивается следующим образом. Компания перед собой ставит одну либо возможно одновременно несколько целей.


Для успешного достижения поставленных целей нужна реализация деятельности человека (определенных видов функций). Потом следует разобраться в связях, которые возникают при выполнении тех или иных функций (управленческих, производственных)[5]. Основу любой системы составляет структура. Структура является особенным методом внутренней связи системы, которая выражает её организованность, то есть метод упорядочения системы при помощи расчленения и установления связи ее подразделений.

В структуре выражается метод организации целого из отдельных элементов, которые определяются формой, значениями и содержанием этих составных частей. При нормально функционирующей структуре предполагается установить связи между всеми её элементами и средой внешней. При этом при формировании системы следует реализовать те функции, которые нужны для успешного достижения поставленных целей системы, а для реализации функции необходимо создать структурные подразделения, в которых будут реализованы эти функции.

Организационная структура управления является формой организации управленческого процесса, которая обеспечивает разделение труда работников в коллективе и сочетание деятельности персонала в едином взаимосвязанном процессе в пространстве и во времени. Она характеризуется составом подразделений управленческих органов, соотношением между указанными органами по числу занятого в ней персонала, количеству принимаемых решений, размеру перерабатываемых данных, взаимоотношениями между подразделениями и технике, которая занята в них[6].

В настоящее время существуют различные виды организационных структур управления, однако, до сих пор не существует такой рациональной структуры, которая бы одинаково подходила для всех типов предприятий. Рациональная организационная структура предприятия не должна допускать дублирования одних и тех же функций на различных уровнях принятия того или иного решения.[7]

В процессе проектирования организационной структуры разрабатывается программа оценки эффективности функционирования каждого подразделения, ведь, в случае безуспешности проектируемой организационной структуры, должен быть готов набор корректирующих действий направляемых на ее доработку и совершенствование. Необходимость в совершенствовании существующей организационной структуры возникает в таких случаях, когда программа по минимизации издержек и эффективному использованию организационных ресурсов не дает положительных результатов, наблюдается неравномерное распределение функциональных обязанностей, которое вызывает перезагрузку или низкую загруженность работников, наступает внутренняя и внешняя экономическая неустойчивость, что приводит к изменениям в технологии производственных процессов и в процессах управления персоналом.[8]


Организационная структура должна соответствовать выполнению всех видов деятельности предприятия, способствовать эффективному осуществлению поставленных целей, выполнению функций управления, реализации бизнес-процессов. Фактически на организационную структуру оказывают влияния все ключевые факторы развития предприятия. Важно установить перечень этих факторов, как для внешней, так и для внутренней среды, так как организационная структура должна быть адаптирована к наиболее важным из них.[9]

Исследователи Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. говорят, что структура организации является логическим взаимоотношением уровней управления и функциональных областей, которые построены в такой форме, позволяющей достигать целей организации наиболее эффективно[10].

Cтруктура, которая сформирована вследствие влияния представленных факторов, должна являться оптимальной для обеспечения эффективного функционирования компании. Покажем в таблице 1 список факторов и характеристики оптимальной структуры[11].

Таблица 1

Факторы, влияющие на структуру управления предприятия

Признаки оптимальной структуры

Факторы

Некрупные подразделения

Технология

Небольшое количество уровней руководства

Окружение внешнее

Присутствие в структуре трупп специалистов

Размер предприятия

Графики работы ориентированы на потребителей

Стратегия бизнеса

Оперативная реакция на изменения

Персонал

Высокий уровень производительности

Система решений

Низкий уровень расходов

Сформировавшаяся структура

В настоящее время большинство российских предприятий имеют линейно-функциональную структуру управления.

Преимуществами линейно-функциональной структуры является отсутствие дубляжа усилий и небольшое потребление материальных средств в функциональных областях в сравнении с прочими видами структур. Также положительными факторами выступают и улучшенная координация в функциональных сферах, стимулирование и мотивация профессионального развития сотрудников компании[12].


Выделяются такие процессы в структуре управления: принятие решений, процессы коммуникации, взаимоотношения между разными структурными уровнями, движение информации, делегирование полномочий.

Совершенствование методов и форм управления в компаниях осуществляется при помощи последующего введения современных информационных технологий, которые дают возможно практически мгновенно подключаться к любым электронным массивам, получать все необходимые данные и использовать их для выполнения анализа, прогноза и принятия решений в области малого предпринимательства.

Подвижными являются требования к личности и качествам руководителя и зависят от того, в каких условиях (обычных или экстремальных) ему предстоит действовать, какие задачи (тактические, оперативные или стратегические) приходится решать, а также от иных факторов. Следующими чертами эффективного руководителя являются стабильность, эмоциональность, стрессоустойчивость и креативность (способность индивидуума создавать новые оригинальные идеи и способы решения задач) оказывают также активное влияние на управленческую деятельность, отражаются на работе подчиненных

1.2 Понятие эффективности менеджмента и методы ее оценки

Эффективность организационной структуры определяется тем, насколько она способствует выработке целевых направлений развития предприятия, реально обусловленных его потенциалом, и обеспечивает их реализацию наиболее экономичным способом через упорядоченное взаимодействия функциональных подсистем. Эффективность функционирования организационной структуры зависит от степени упорядоченности ее взаимосвязанных элементов и обеспечения взаимодействия элементов для получения общего эффекта в будущем.[13]

Основные из показателей эффективности – это темпы роста товарной и валовой продукции, рентабельность, валового и чистого дохода, повышения эффективности использования труда, оборотных средств, основных фондов, материальных затрат и капитальных вложений.[14]

Отслеживание данных показателей в динамике, например по результатам квартала или полугодия, позволяет вовремя увидеть как негативные, так и позитивные тенденции. Благодаря этому появляется возможность своевременно вносить корректировки в стратегию развития организации.[15]