ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 5049
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность денег, их функции
2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег
2.2. Денежная масса и денежная база
2.3. Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор
3.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем
3.2. Безналичный денежный оборот, его значение.
4. Наличный денежный оборот, его экономическое содержание
Рис.4.1. Движение наличных денег
5.1. Понятие, типы и элементы денежных систем
5.2. Денежная система Республики Беларусь
6. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.
7. Валютная система и валютное регулирование
7.1. Валютная система, ее элементы
7.2. Конвертируемость национальных валют
7.4. Методы валютного регулирования, их особенности в Республике Беларусь
8.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений
8.3. Функции кредита, их характеристика
9.1. Понятие форм кредита и их классификация
10.2. Банковская деятельность, принципы ее организации
11.1. Банковские услуги и операции
11.2. Классификация банковских операций
11.3. Перспективы развития банковских услуг
12.1. Центральный банк, его статус и функции.
12.2. Национальный банк Республики Беларусь
12.3. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности
13.1. Сущность банковского процента, его функции
13.3. Процент по банковским кредитам
13.4. Ставка рефинансирования центрального банка
14. Небанковские кредитно-финансовые организации
14.1. Виды и роль небанковских кредитно-финансовых организаций
-
кредитование центральным банком коммерческих банков;
-
покупка центральным банком государственных ценных бумаг;
-
покупка центральным банком иностранной валюты и золота.
Однако объем банкнот в обращении увеличивается (то есть происходит эмиссия банкнот) только в случае прироста чистых внутренних и иностранных активов центрального банка.
Чистые внутренние активы центрального банка рассчитываются как разница между суммой выданных им кредитов коммерческим банкам и правительству и суммой средств коммерческих банков и правительства, хранящихся на счетах в центральном банке. Таким образом, если при выдаче центральным банком кредитов коммерческим банкам и правительству одновременно на эту же сумму возрастет объем их средств на счетах в центральном банке, то увеличения статьи баланса “Банкноты в обращении” за счет этих источников не произойдет.
Чистые иностранные активы центрального банка представляют собой сальдо покупки/продажи иностранной валюты. Они равны сумме средств в национальной валюте, использованных центральным банком на покупку иностранной валюты, за вычетом суммы средств, полученных им в результате проведения операций по продаже иностранной валюты.
Приобретение центральным банком иностранной валюты за счет эмиссии является на практике обычным и широко распространенным явлением. Иностранные активы необходимы для осуществления международных расчетов и платежей страны, они являются резервами, которые центральный банк использует для поддержания стабильности покупательной способности и обменного курса национальной денежной единицы.
Структура баланса центрального банка показывает, что на величину статьи “Банкноты в обращении” помимо объемов активных операций центрального банка оказывает влияние и структура денежной базы. Чем больше резервы коммерческих банков, тем меньше при прочих равных условиях эмиссия банкнот.
Обеспечение эмиссии банкнот. Каналами эмиссии наличных денег, как было показано, служат активы центрального банка. Непосредственно эмиссия осуществляется в результате увеличения пассивов баланса центрального банка, следовательно, обеспечением эмиссии банкнот являются активы центрального банка.
Источники современной денежной эмиссии обусловливает кредитный характер обеспечения банкнот. Когда эмиссия осуществляется в результате кредитования коммерческих банков, ее обеспечением являются обязательства коммерческих банков; когда эмиссия происходит в результате кредитования правительства, ее обеспечением являются обязательства правительства (государственные ценные бумаги); когда эмиссия осуществляется при проведении валютных операций, ее обеспечением является иностранная валюта, которую можно рассматривать как обязательства иностранных центральных банков (государств).
Обеспечение банкнотной эмиссии непосредственно влияет на стабильность национальной денежной единицы, поэтому во многих странах нормы и способы такого обеспечения определяются в законодательном порядке. В каждой стране существует своя специфика, однако, как правило, в качестве обеспечения разрешается использовать только абсолютно надежные обязательства краткосрочного характера.
Организация налично-денежной эмиссии. Обладая монопольным правом на эмиссию банкнот, центральный банк определяет ее конкретные параметры на основе прогнозирования кассовых оборотов и потребности экономики в наличных деньгах, а также устанавливает купюрное строение дополнительной денежной массы.
Для осуществления налично-денежной эмиссии в центральном банке12 открывается оборотная касса, из которой наличные деньги выдаются коммерческим банкам. Непосредственный выпуск банкнот в хозяйственный оборот осуществляют коммерческие банки из своих операционных касс. В них находится определенный объем банкнот, равный в каждый момент времени разнице между поступлениями наличности в операционную кассу и выдачей наличных денег из нее. Наличность, находящаяся в операционной кассе, является для коммерческого банка активом, не приносящим дохода, поэтому банки не заинтересованы в хранении больших резервов банкнот и сдают их излишки13 в оборотную кассу центрального банка.
Дополнительная наличная денежная масса поступает в обращение следующим образом. Первоначально на депозитных счетах коммерческих банков увеличивается объем безналичных денежных средств вследствие экономического роста, мультипликации депозитов и т.д. Соответственно возрастает и потребность их клиентов в наличности.
Если при увеличении потребности клиентов в наличных деньгах в операционной кассе коммерческого банка нет необходимого их количества, он обращается за дополнительной суммой наличных денег в центральный банк.
Центральный банк выдает банкноты коммерческому банку из своей оборотной кассы в пределах объема избыточных резервов этого банка, находящихся на счетах в центральном банке. Одновременно с выдачей наличных денег на эту же сумму происходит уменьшение избыточных резервов коммерческого банка — сумма выданных банкнот списывается с корреспондентского счета коммерческого банка и перечисляется на счет центрального банка.
Как уже отмечалось, помимо выдачи наличных денег из своей оборотной кассы, центральный банк осуществляет операции и по приему наличности. Если средств, поступивших в оборотную кассу, не хватает для удовлетворения спроса на наличность со стороны коммерческих банков, центральный банк переводит необходимую сумму из своего хранилища (резервного фонда) в оборотную кассу. Эти банкноты затем выдаются коммерческими банками хозяйствующим субъектам и населению. Происходит увеличение наличных денег в обращении, то есть осуществляется налично-денежная эмиссия центрального банка.
3. Платежная система
3.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем
Денежный оборот, опосредующий движение национального продукта, совершается в процессе проведения расчетов за товары и услуги, переводов денежных средств и платежей по различного рода финансовым обязательствам. В связи с этим для бесперебойного и эффективного функционирования отдельных хозяйствующих субъектов и экономики в целом необходима такая организация денежного оборота, в рамках которой четко определены и соблюдаются права и обязанности участников расчетных операций, действуют единые правила и процедуры и тем самым гарантируется безопасность и своевременность платежей и переводов денег.
В наличном денежном обороте окончательность расчета и погашения долга обеспечивается путем прямой передачи плательщиком получателю денег соответствующего количества официальных денежных знаков, являющихся единственным законным платежным средством на территории данной страны. Поскольку расчетные операции наличными деньгами осуществляются вне банковской системы, их организация со стороны государства сводиться по большей части к установлению правил выдачи и приема денежных знаков кассами банков и предприятий. Для обеспечения безналичного денежного оборота необходимо наличие специальной системы расчетов. Безналичные денежные средства совершают движение по счетам на основе расчетных и других документов, что требует создания системы передачи платежных сообщений, гарантирующей последующее перечисление денежных средств.
Для организации движения безналичных и наличных денежных средств создаются платежные системы. Они функционируют в каждой стране как важнейший компонент финансовой системы государства и инфраструктуры финансовых рынков. Кроме того, получили развитие международные платежные системы, обеспечивающие движение денежных средств между контрагентами расчетных и других операций, находящимися в разных странах.
П л а т е ж н а я с и с т е м а представляет собой совокупность законодательно регулируемых элементов, применяемых для перевода денег, совершения расчетов и платежей в процессе выполнения экономическими агентами долговых и других обязательств.
Платежные системы играют значительную роль в обеспечении экономической деятельности: создают условия для движения денежных средств между участниками экономического оборота, дают возможность эффективно использовать финансовые ресурсы, проводить государственную денежно-кредитную политику и т.д. Организация платежной системы государства оказывает непосредственное влияние на стабильность его финансовой системы, уровень издержек денежного обращения, стоимость экономических операций в общественном хозяйстве, ликвидность финансовых рынков и банковской системы, то есть на эффективность функционирования экономики в целом.
В связи с этим к современным платежным системам предъявляются высокие требования. Они должны обеспечивать:
надежность и стабильность расчетов, то есть сохранность средств, совершающих движение в процессе расчетов, и гарантированность их перевода получателю;
высокую скорость проведения платежей, включая быстроту входа в систему и минимизацию времени обработки, передачи и получения платежных сообщений;
рентабельность расчетных операций ― поддержание оптимального объема средств, отвлеченных в расчеты, и снижение затрат на совершение платежей;
равные условия для всех участников;
минимизацию расчетных, операционных и других рисков;
условия для рационального управления участниками расчетов своими денежными средствами. Это подразумевает обеспечение свободного доступа к счету14, платежным и другим услугам системы; широкий выбор режимов счетов; простоту процедуры расчетов и т.п.;
возможность для коммерческих банков эффективно управлять своей ликвидностью;
условия для оперативного регулирования центральным банком ликвидности коммерческих банков и банковской системы в целом;
проведение международных расчетов и эффективное управление участниками расчетов своими ресурсами в иностранной валюте.
Таким образом, платежная система должна быть быстродействующей, безопасной и экономичной, и предоставлять ее пользователям широкие возможности по маневрированию своими денежными средствами в целях повышения эффективности их использования.
О с н о в н ы м и э л е м е н т а м и современной платежной системы являются:
-
институты, осуществляющие переводы денег и расчетные операции (центральные и коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые организации и т.д.);
-
законодательная база и контрактные соглашения между участниками системы, определяющие их права и обязанности и регламентирующие порядок перевода денег, совершения расчетов и платежей и другие процедуры, связанные с организацией платежного оборота;
-
коммуникационные системы перевода денежных средств и платежных сообщений ― почтовая связь, телефонная связь, телетрансмиссионные средства, электронная почта, система S.W.I.F.T. и другие;
-
инструменты платежей ― наличные деньги, расчетные документы, аккредитивы, векселя, чеки, банковские пластиковые карточки и т.д.
Функционирование и взаимодействие этих элементов осуществляется в соответствии с правилами, действующими в рамках каждой конкретной платежной системы. Институты, осуществляющие переводы денег и расчетные операции от имени своих клиентов, называются участниками платежной системы. Юридические и физические лица – клиенты этих институтов – являются пользователями системы.
О с н о в н ы м и у ч а с т н и к а м и платежной системы страны выступают центральный банк, коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации (например, клиринговые палаты). Как правило, центральный банк играет ключевую роль в развитии платежных систем страны. Он заинтересован в обеспечении безопасности и повышении эффективности платежных систем как важном условии стабильности денежной системы государства. Стабильная работа платежной системы в соответствии предъявляемыми к ней требованиями является основой для эффективного выполнения центральным банком его важнейших функций – проведения денежно-кредитной политики и осуществления надзора за банковской системой с целью поддержания ликвидности банков. Во многих странах банковское законодательство предусматривает ответственность центрального банка за обеспечение надежного функционирования и развития платежной системы государства, включая осуществление надзора за всеми элементами платежной системы с целью снижения рисков, особенно системного, которые могут привести к дестабилизации денежного оборота.
Центральный банк в платежной системе может выступать пользователем и участником, а также играть роль расчетного агента, который организует и проводит платежи между ее участниками, несет ответственность за бесперебойность и своевременность этих платежей, а также за обеспечение ликвидности системы15. Даже если центральный банк не является в платежной системе расчетным агентом, он выступает в ней гарантом окончательного завершения расчетов, поскольку выполняет функцию кредитора в последней инстанции для коммерческих банков.
В Республике Беларусь институциональной основой национальной платежной системы является банковская система. Согласно действующему законодательству оказание платежных услуг16 рассматривается как исключительно банковская деятельность, поэтому участниками национальной платежной системы являются только банки и небанковские кредитно-финансовые организации, предоставляющие данные услуги в соответствии с полученными ими у Национального банка лицензионными полномочиями.
Коммерческие банки выполняют расчеты и платежи своих клиентов ― хозяйствующих субъектов и населения, а также совершают межбанковские платежи от своего имени. Национальный банк РБ проводит расчетные операции для специфического круга клиентов. Как центральный банк страны он ведет счета государственного бюджета и предоставляет платежные услуги государственным органам власти и управления (Правительству РБ, Министерству финансов, Министерству обороны, Министерству внутренних дел и т.п.). Кроме того, он ведет корреспондентские счета банков – участников платежной системы и выполняет расчетно-кассовое обслуживание банков.
В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь обеспечение эффективного и безопасного функционирования платежной системы является одной из основных целей деятельности Национального банка. В число его функций входит: организация функционирования национальной платежной системы, определение порядка проведения в стране расчетов в безналичной и наличной формах, организация инкассации и перевозки наличных денежных средств и платежных инструкций. В рамках этих функций Национальный банк:
определяет основные направления совершенствования платежной системы страны;
устанавливает правила, формы, сроки и стандарты при проведении безналичных и наличных расчетов в республике и ответственность за их нарушение;
ведет архив данных для статистической обработки и подтверждения информации о проведенных межбанковских расчетах; собирает статистические данные и анализирует показатели, характеризующие состояние платежной системы;
осуществляет надзор за банковской системой путем установления экономических нормативов, определяет правила управления ликвидностью;