Файл: Учебное пособие под ред.Г.И. Кровцовой ДКБ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 4940

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сущность и функции денег

1.1. Причины появления денег

1.2. Сущность денег, их функции

2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот

2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег

2.2. Денежная масса и денежная база

2.3. Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор

2.4. Налично-денежная эмиссия

3. Платежная система

3.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем

3.2. Безналичный денежный оборот, его значение.

4. Наличный денежный оборот, его экономическое содержание

Рис.4.1. Движение наличных денег

5. Денежная система

5.1. Понятие, типы и элементы денежных систем

5.2. Денежная система Республики Беларусь

6. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.

7. Валютная система и валютное регулирование

7.1. Валютная система, ее элементы

Международные валютные отношения – совокупность отношений, складывающихся при функционировании валюты во внешнеэкономическом обороте. Объектом валютных отношений могут выступать финансово-кредитные инструменты, выраженные в иностранной валюте. Валютная система выступает одним из мощных звеньев, которое в значительной степени может содействовать расширению или, наоборот, ограничению интенсивности международных экономических отношений. Посредством валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую или блокируется этот процесс, создаются благоприятные условия для развития производства в странах и международного разделения труда.

7.2. Конвертируемость национальных валют

7.3. Валютный курс

7.4. Методы валютного регулирования, их особенности в Республике Беларусь

8. Сущность и роль кредита

8.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений

8.2. Сущность кредита

8.3. Функции кредита, их характеристика

9. Формы кредита

9.1. Понятие форм кредита и их классификация

9.2. Банковский кредит

9.3. Государственный кредит

9.4. Коммерческий кредит

9.5. Потребительский кредит

9.6. Лизинговый кредит

9.7. Ипотечный кредит

9.8. Факторинговый кредит

9.9. Международный кредит

10. Банки и их роль

10.1. Сущность и роль банков

10.2. Банковская деятельность, принципы ее организации

11. Банковские операции

11.1. Банковские услуги и операции

11.2. Классификация банковских операций

11.3. Перспективы развития банковских услуг

12. Банковская система

12.1. Центральный банк, его статус и функции.

12.2. Национальный банк Республики Беларусь

12.3. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности

13. Банковские проценты

13.1. Сущность банковского процента, его функции

13.2 Депозитный процент

13.3. Процент по банковским кредитам

13.4. Ставка рефинансирования центрального банка

14. Небанковские кредитно-финансовые организации

14.1. Виды и роль небанковских кредитно-финансовых организаций

14.2. Лизинговые компании

Рис.14.2 Классификация видов лизинговых платежей

14.3. Финансовые компании

Литература

Вопросы к экзамену

Примерная тематика курсовых работ

Целевой характер кредита, его назначение определяет прежде всего кредитополучатель, однако и банк при выделении кредита исходит из его назначения, из конкретного объекта кредитования, из конкретного проекта. Соблюдение принципа целевого направления кредита обеспечивает его возвратность в установленные сроки, так как эти сроки рассчитаны на выполнение определенных хозяйственных операций в сфере производства и обращения.

Принцип материальной обеспеченности кредитования означает, что кредитополучатель должен осуществить прокредитованный проект, приобрести те товарно-материальные ценности или осуществить затраты, под которые выдан кредит. Благодаря этому обеспечивается прямая связь в выдаче кредита с обеспечением. Однако на практике существует и косвенная связь кредитования с материальным процессом, когда в момент предоставления кредита ему не противостоят конкретные товарно-материальные ценности, затраты. Такие кредиты, например, выдаются под будущие затраты по производству продукции, развитию коммерческой деятельности, предпринимательства и др. При предоставлении кредита в качестве обеспечения возврата банковских кредитов могут приниматься: залог имущества; гарантия; поручительство; страховое свидетельство о страховании ответственности за непогашение кредитов; любое свободное от залога имущество кредитополучателя, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с действующим законодательством и др. Материальная гарантия возврата может быть дана как непосредственно кредитополучателем, так и его гарантом (другим банком, предприятием и т.п.). К одному кредитополучателю могут быть применены различные формы обеспечения возврата кредита.

9.3. Государственный кредит


Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем - государство в лице его органов (министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь,местных органов власти). Для кредитополучателя данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита, (государственных расходов) без использования для этих целей бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, для регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях регулирования инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, вернее, происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.


Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.

Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей: гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.

Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом кредитополучателя и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и кредитополучателя.

В зависимости от характеристики кредитополучателя государственный кредит бывает централизованный и децентрализованный. В первом случае в качестве кредитополучателя выступает Совет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы - для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. В качестве примера можно привести следующее.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различаются: государственные облигационные и безоблигационные обязательства (займы). Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.

Государственный кредит в форме ценных бумаг в Республике Беларусь можно классифицировать по следующим признакам:

По форме выпуска государственных ценных бумаг: в виде записи по счетам (ГКО) и документарной (облигации выигрышного займа в свободно конвертируемой валюте на предъявителя).


По форме получения дохода: купонный, процентный, выигрышный.

По форме размещения: продажа на аукционе; прямая продажа юридическим лицам; передача или продажа банкам для их последующей реализации.

По сроку размещения: краткосрочные (обычно до 1 года); долгосрочные на более длительные сроки.

По условиям обращения: на первичном рынке; на первичном и вторичном рынке.

По типам инвесторов: юридические лица; физические лица.

По видам валют: в белорусских рублях; в свободно конвертируемой валюте.

Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь в 1993-1994 гг. был определен порядок выпуска краткосрочных облигаций (ГКО), в 1996 г. начался выпуск государственных долгосрочных облигаций. В дальнейшем был принят ряд постановлений, направленных на развитие рынка государственных ценных бумаг

Внутренний государственный долг представлен следующими формами: займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и местных органов власти; кредитов Национального банка Республики Беларусь Правительству, других долговых обязательств.

Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов. Министерство финансов Республики Беларусь от имени Совета Министров Республики Беларусь эмитирует государственные ценные бумаги: краткосрочные и долгосрочные в белорусских рублях и свободно конвертируемой валюте.

Форма выпуска облигаций в виде записей на счетах с отражением их выпуска в глобальном сертификат. Доход по облигациям может быть процентным и дисконтным. Министерство финансов имеет право досрочно погасить облигации путем их выпуска или обменять их на облигации других выпусков, когда наступает срок их погашения.

Размещаются облигации среди юридических и физических лиц. Юридические лица могут приобрести их на аукционе, проводимом Национальным банком; через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», непосредственно у Министерства финансов путем передачи или продажи банкам. Размещение облигаций среди физических лиц осуществляется через банки.

С марта 2000 года Национальный банк Республики Беларусь приступил к размещению первого выпуска облигаций для физических лиц, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Для приобретения облигаций физические лица заключают с банком договор комиссии или доверительного управления, или открывают счет «депо» в депозитарии банка. Выплата денежных средств от продажи облигаций, а также процентного дохода, номинальной стоимости облигаций при их погашении может производится физическому лицу наличными денежными средствами.

Местные займы областных, городских и районных Советов депутатов представлены в Республике Беларусь облигациями выпускаемыми в виде записей на счетах. Размещение эмитентом может происходить открытым и закрытым путем через Национальный банк Республики Беларусь и другие банки с участием профессиональных участников рынка ценных бумаг.


В зависимости от назначения привлечения денежных средств могут проводиться общие и целевые местные облигационные займы. Облигации общих местных займов являются краткосрочными и выпускаются с целью привлечения денежных средств юридических лиц для покрытия временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов. Облигации целевых местных займов – выпускаются с целью финансирования конкретных проектов, могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Размещаются среди предприятий и населения. Решения о проведении общих местных облигационных займов принимаются:

- для областей и города Минска – по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь;

- для городов областного подчинения и районов – по согласованию с вышестоящим органом местного управления.


9.4. Коммерческий кредит


Коммерческий кредит характеризует кредитную сделку между предприятием - продавцом (кредитором) и покупателем (кредитополучателем). Кредит предоставляется в товарной форме в виде отсрочки платежа при продаже товара (услуги). Взамен покупатель выдает вексель с обязательством осуществить платеж в установленный срок и оплатить проценты, сумма которых включается в цену товара и сумму векселя.

При коммерческом кредите участники кредитных отношений регулируют сами свои хозяйственные отношения и создают платежные средства в виде товарных векселей - оформленных письменных обязательств должника кредитору (или приказов кредитора должнику) уплатить указанную сумму в определенный срок. Векселедатель - особа, которая передает вексель векселедержателю и обязуется выплатить по векселю сумму денег, на которую выдан вексель. Векселедержатель - владелец векселя, который имеет право на получение указанной в нем суммы денег. В зависимости от субъекта, производящего выплату денег по векселю, бывают простой и переводной векселя.

Простой вексель - ценная бумага, выписанная должником, которая свидетельствует о безусловном обязательстве векселедателя выплатить определенную сумму денег особе, указанной в векселе или особе, указанной при передаточной надписи. Это своего рода долговое обязательство, долговая расписка.

Простой вексель, иначе, соло-вексель, предполагает участие в сделке двух лиц: векселедателя и векселедержателя



(III) сумма векселя

(I) товар

Продавец Покупатель

(II) вексель

Векселедержатель Векселедатель

Рис. 9.2.Обращение простого векселя


Первый векселедержатель может передать право на получениеплатежа по векселю второму векселедержателю по передаточной надписи, второй - третьему и т.д. Такая возможность возникает, если векселедержатели используют вексель как средство платежа со своими поставщиками (продавцами). Передаточная надпись называется индоссаментом и оформляется прямо на векселе на оборотной стороне или на специальном (приклеенном к векселю) листке-аллонже. Лицо, передающее вексель - индоссант; а которому передается вексель - индоссат. Если вексель многократно передается по передаточной записи, то ответственность по нему для всех участвующих лиц является солидарной. При неуплате по векселю в установленный срок протест в неплатеже выставляется против векселедателя.


Переводной вексель (тратта) - ценная бумага, которая выписывается векселедателем и представляет собой письменный приказ плательщику выплатить сумму денег, обозначенную в векселе третьей особе (векселедержателю, получателю по векселю) или по его приказу другому лицу.

В переводном векселе изначально участвуют три лица: векселедатель (трассант), который переводит (трассирует) платеж на плательщика; трассат, являющийся плательщиком по векселю; векселедержатель, имеющий право на получение платежа у трассата.


Векселедержатель Векселедатель-

по векселю трассант


П родавец (I) товар Покупатель

т овара (II) 2-ой экземпляр товара

  1. 1-ый

экземпляр

векселя

(III) оплата векселя Плательщик

по векселю

(трассат)


Рис. 9.3. Обращение переводного векселя

Свое согласие на оплату трассат подтверждает акцептом векселя. Акцепт - письменное обязательство на переводном векселе, которым плательщик (трассат) принимает документ к платежу. Второй экземпляр переводного векселя с помощью индоссамента (также как и простой вексель) может передаваться от одного векселедержателя другому. Часто поставщик при реализации товаров в кредит считает целесообразным акцепт векселя банком плательщика (банковский акцепт). В случае неплатежа векселедержатель имеет право предъявить требование до акцептанта.

Платеж по векселю может быть обеспечен на полную вексельную сумму или ее часть с помощью аваля. Аваль - вексельное поручительство в виде особой гарантийной записи, по которой авалист принимает на себя ответственность перед владельцем векселя за осуществление платежей любой ответственной по векселю особой. Особа, которая дала вексельное поручительство, называется авалистом.

Векселя могут быть использованы повторно для платежей, минуя банк, могут быть учтены в банке, проданы и др.

Коммерческий кредит отличается от банковского кредита по составу участников, порядку оформления, величине процента, экономическому содержанию кредитной операции.

Коммерческий кредит предполагает взаимосвязь торговой и кредитной сделок. Окончание торговой (коммерческой) операции здесь совпадает с началом кредитной сделки, которая в свою очередь будет завершена при погашении предприятием- кредитополучателем задолженности по коммерческому кредиту. Особенностью коммерческого кредита является то, что сделка по кредиту не является главной целью: она лишь сопутствует сделке купли-продажи, способствуя быстрейшей реализации товаров. Кредитная сделка оформляется поставщиком и покупателем практически во время заключения торговой сделки. Характер кредитных отношений во многом зависит от межхозяйственных связей, соглашения между поставщиком и покупателем.

Коммерческий кредит, как товарная форма кредита, выражает отношения по поводу перераспределения материальных средств между предприятиями. Денежные формы кредита предполагают наличие временно свободных денежных ресурсов (и не обязательно кредитора) и их перераспределение на возвратной основе. При коммерческом кредите в кредитную сделку включаются только ресурсы поставщика, реализующего свою продукцию или оказывающему услуги. Это не обязательно временно высвобождающиеся материальные ресурсы в процессе кругооборота и оборота фондов, это то, что еще не участвует в этом процессе и может быть направлено покупателю по производственным связям. Здесь ресурсы поставщика еще находятся в форме материальных средств на одной из стадий их кругооборота в виде готового продукта (товара). При банковском кредите уже произошло высвобождение временно свободных ресурсов в денежной форме и осуществлена их аккумуляция на счетах в банке. Следовательно, при коммерческом кредите основой сделки является товар, услуга, при банковском - временно свободные денежные ресурсы.