Файл: Учебное пособие под ред.Г.И. Кровцовой ДКБ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 4927

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сущность и функции денег

1.1. Причины появления денег

1.2. Сущность денег, их функции

2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот

2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег

2.2. Денежная масса и денежная база

2.3. Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор

2.4. Налично-денежная эмиссия

3. Платежная система

3.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем

3.2. Безналичный денежный оборот, его значение.

4. Наличный денежный оборот, его экономическое содержание

Рис.4.1. Движение наличных денег

5. Денежная система

5.1. Понятие, типы и элементы денежных систем

5.2. Денежная система Республики Беларусь

6. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.

7. Валютная система и валютное регулирование

7.1. Валютная система, ее элементы

Международные валютные отношения – совокупность отношений, складывающихся при функционировании валюты во внешнеэкономическом обороте. Объектом валютных отношений могут выступать финансово-кредитные инструменты, выраженные в иностранной валюте. Валютная система выступает одним из мощных звеньев, которое в значительной степени может содействовать расширению или, наоборот, ограничению интенсивности международных экономических отношений. Посредством валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую или блокируется этот процесс, создаются благоприятные условия для развития производства в странах и международного разделения труда.

7.2. Конвертируемость национальных валют

7.3. Валютный курс

7.4. Методы валютного регулирования, их особенности в Республике Беларусь

8. Сущность и роль кредита

8.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений

8.2. Сущность кредита

8.3. Функции кредита, их характеристика

9. Формы кредита

9.1. Понятие форм кредита и их классификация

9.2. Банковский кредит

9.3. Государственный кредит

9.4. Коммерческий кредит

9.5. Потребительский кредит

9.6. Лизинговый кредит

9.7. Ипотечный кредит

9.8. Факторинговый кредит

9.9. Международный кредит

10. Банки и их роль

10.1. Сущность и роль банков

10.2. Банковская деятельность, принципы ее организации

11. Банковские операции

11.1. Банковские услуги и операции

11.2. Классификация банковских операций

11.3. Перспективы развития банковских услуг

12. Банковская система

12.1. Центральный банк, его статус и функции.

12.2. Национальный банк Республики Беларусь

12.3. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности

13. Банковские проценты

13.1. Сущность банковского процента, его функции

13.2 Депозитный процент

13.3. Процент по банковским кредитам

13.4. Ставка рефинансирования центрального банка

14. Небанковские кредитно-финансовые организации

14.1. Виды и роль небанковских кредитно-финансовых организаций

14.2. Лизинговые компании

Рис.14.2 Классификация видов лизинговых платежей

14.3. Финансовые компании

Литература

Вопросы к экзамену

Примерная тематика курсовых работ

Привлеченные средства – это привлечение средств клиентов с оказанием услуг, без оказания услуг и привлечение средств из других источников.

Объемы, состав и структура банковских пассивов образуют ресурсный потенциал банка, влияют на масштабы активных операций и, как результат, на доходы банка, а также на ликвидность банка.

Активные операции – операции по размещению банками имеющихся в их распоряжении ресурсов для получения прибыли и поддержания ликвидности.

Активы банков можно подразделить на группы:

  • касса и приравненные к ней средства. Для обеспечения выплат наличными банки должны иметь запас наличных денег в кассе;

  • инвестиции в ценные бумаги;

  • кредиты;

  • основные средства и нематериальные активы.

Среди активных операций выделяются два главных вида – кредитные операции и банковские инвестиции. Выдача кредитов – самый значительный актив банков, приносящий основной доход, но предполагающий достаточно высокий риск. Кредитные операции связаны также с выдачей гарантий, поручительств банками. Банковские инвестиции – это, например, вложения средств банков в ценные бумаги, в уставные фонды других банков, предприятий. К активным относятся также такие депозитные операции, как размещение временно свободных средств одних банков в других банках и кредитных организациях; депозиты в центральном банке.

Активами банка, приравненными к кассовым, являются средства, вложенные в валютные ценности, драгоценные металлы, размещенные в виде остатков на корреспондентских счетах в других банках. К основным средствам и нематериальным активам относятся затраты банка по приобретению зданий, сооружений и других основных фондов.

Связь между активными и пассивными операциями банков очевидна. Размер и структура активных операций зависят от привлечения ресурсов. Доходы от активных операций увеличивают ресурсы. Банки обладают способностью в определенной степени “создавать депозиты”, зачисляя суммы кредитов на счета кредитополучателя. При этом денежная масса в виде средств на текущих счетах, используемых для расчетов, расширяется. Возможность такого расширения ограничивается необходимостью поддерживать ликвидность банков.

Посреднические операции – операции, содействующие финансовому обороту, осуществлению банковской деятельности. К ним можно отнести расчетные операции; посредничество при купле-продаже ценных бумаг и иных объектов финансового оборота; валютно-обменные, трастовые (доверительные) операции, трансфертные (переводные) и другие. Это операции, проводимые по поручению клиентов и, как правило, на комиссионных началах.

Другие операции банков – операции, сопутствующие деятельности банков. Эти операции направлены на улучшение обслуживания клиентуры, ее расширение, повышение прибыльности и ликвидности банка. Их развитие характерно обычно для универсальных банков. При этом существует тесная связь этих операций банка с основными: кредитно-расчетными, депозитными, инвестиционными. Комплекс дополнительных, финансовых, информационных и посреднических услуг, оказываемых банком, расширяет круг клиентуры и делает более привлекательным условия кредитно-расчетного их обслуживания. К другим операциям, оказываемых банками, можно отнести: хранение ценностей; осуществление научно-технических разработок; консультационно-правовые, информационно-аналитические и справочные услуги; сервисные услуги; нумизматические операции; благотворительная деятельность и др.


11.3. Перспективы развития банковских услуг


В современных условиях банки расширяют свою деятельность начиная новые или расширяя действующие сегменты услуг банковского рынка. Одной из важнейших задач является формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков. Состояние конкурентной среды на рынках банковских услуг призвано способствовать повышению их качества, снижению стоимости, активному внедрению новых банковских продуктов и услуг. При этом должен учитываться реальный спрос экономики на деньги, на кредит. Финансовая поддержка реального сектора хозяйства должна привести к росту кредитных вложений банков. Так, «Концепцией развития банковский системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг.» предусматривается рост кредитов к номинальному ВВП к 2010 г. не менее чем на 40-42 процента. Валовые кредиты банков в белорусских рублях и в иностранной валюте за 2006-2010 гг. должны увеличиться в 2,7 раза. 35

Ресурсами кредитов должны стать прежде всего внутренние источники, формируемые развитием экономики страны (до 90%) и внешнее инвестирование. Условиями расширения состава операций, выполняемых банками является наращивание их ресурсной базы и оптимизация структуры активов и пассивов. Это потребует развития депозитных операций банков. Рост депозитов предприятий и населения за 2006-2010 гг. составит в 2,1 раза. Каждый банк должен разработать стратегию оптимизации структуры активов и пассивов, снижения доли проблемных активов, и прежде всего проблемных кредитов в кредитном портфеле банков.

Одним из направлений деятельности банков становится ипотечное кредитование. В июле 2001 г. Совет Министров Республики Беларусь принял концепцию ипотечного жилищного кредитования, которая положила начало системы ипотечного кредитования населения. Система долгосрочного кредитования граждан в целях приобретения ими жилья позволяет увеличить платежеспособный спрос, активизировать рынок жилья, вовлечь в экономический оборот недвижимость, создавать базу для привлечения сбережений населения, что влияет на экономику в целом.

Банки все активнее осуществляют нетрадиционные для них операции: консультирование, информационные услуги, доверительное управление денежными средства, сделки с недвижимым имуществом, операции с производными инструментами фондового рынка, выполнение функций агента и др.

Особое значение приобретает розничная банковская услуга физическим лицам.

Рынок розничных банковских услуг – это сфера рыночных отношений, складывающихся по поводу удовлетворения потребностей физических лиц в банковских услугах. Розничная банковская услуга – это существующая (уже оказываемая) услуга, модифицированная с целью улучшения ее потребительских свойств, или вновь созданная услуга, то есть услуга с новыми потребительскими свойствами. Розничный банковский бизнес как элемент комплексного обслуживания населения развивается в самостоятельном направлении. Набор розничных услуг для населения включает в себя: вкладные операции; потребительский кредит, который удовлетворяет различные потребительские нужды населения; эмиссия и расчеты с помощью банковских карточек; денежные переводы и платежи; валютно-обменные операции и др.


Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 г.36определяет условия, цели и направления развития данного сегмента банковского рынка. Основной результат развития розничных банковских услуг для банковской системы будет состоять в увеличении числа клиентов, объемов привлекаемых ресурсов, улучшении их структуры, роста возможностей банков по проведению активных и посреднических операций, роста рентабельности указанных услуг. Для физических лиц это будет означать улучшение качества и расширение сектора оказываемых услуг со стороны банков. Для экономики республики результатом развития рынка розничных банковских услуг будет создание условий, способствующих: вовлечению в инвестиционный процесс свободных денежных средств населения для обеспечения устойчивого экономического развития страны и реализации социальных программ; сглаживанию при помощи потребительских кредитов различий между денежными доходами и накоплениями, уровнем и структурой потребления различных категорий граждан.

Основными тенденциями развития розничных банковских услуг должны стать:

  • использование стратегий многоканального обслуживания физических лиц;

  • переход от оказания отдельных видов услуг к комплексному обслуживанию клиентов;

  • переход при оказании стандартных услуг от прямого контакта банка и клиента к самообслуживанию;

  • расширение спектра и повышение качества розничных банковских услуг;

  • модификация уже оказываемых банковских услуг для населения;

  • доступность услуг – возможность получить необходимый набор услуг с минимальными издержками и затратами времени, в удобное время и в удобном месте;

  • снижение стоимости розничных банковских услуг для населения.

Стратегическими целями развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года являются: достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять потребности физических лиц в банковских услугах; приближение параметров розничных банковских услуг в республике к уровню развитых стран. Для достижения поставленных задач деятельность банков должна включаться в себя: стандартизацию и автоматизацию процесса оказания розничных банковских услуг; внедрение современных стратегий продаж; развитие и оптимизацию филиальной сети.


12. Банковская система

12.1. Центральный банк, его статус и функции.


Особое место в кредитно-банковской системе современных стран занимает центральный банк. Он является её главным звеном, обеспечивающим проведение денежно-кредитной политики, а также выполняющим другие важнейшие государственные функции.

Статус центрального банка. Во всех странах, имеющих банковские системы, центральные банки имеют ряд общих черт, характеризующих их статус как главного банка страны.


Во-первых, центральный банк - это эмиссионный центр, осуществляющий выпуск в обращение банкнот и регулирующий безналичную эмиссию денежных обязательств коммерческих банков.

Во-вторых, центральный банк - это единственный банк, обладающий абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты, (т.к. являясь эмиссионным центром, он априори не может стать банкротом по обязательствам в национальных деньгах). Это позволяет центральному банку выступать в роли «кредитора последней инстанции» для коммерческих банков (т.е. предоставляя кредиты, не допускать их банкротства).

В-третьих, центральный банк представляет общегосударственные интересы, заключающиеся в обеспечении стабильности денежного оборота, надежности и устойчивости национальных денег. В отличие от коммерческих банков получение прибыли не является основной целью деятельности центрального банка.

Помимо этого, центральные банки, как правило, выступают в роли банкира и финансового агента правительства: размещают на своих счетах бюджетные средства, осуществляют расчеты по поручению правительства, кредитуют государственные программы, размещают государственные облигационные займы и пр. Таким образом, в современной экономике центральные банки наделены основными полномочиями по регулированию деятельности коммерческих банков и денежно-кредитной сферы в целом.

Капитал центральных банков может принадлежать как государству, так и частным акционерам, причем это может быть как унитарная, так и смешанная форма собственности. В большинстве стран капитал центрального банка полностью принадлежит государству. Однако, вне зависимости от того, являются ли собственниками центрального банка частные капиталы (например, ФРС, Швейцарский национальный банк), или государство, цели, задачи и функции центрального банка всегда определяются интересами общества. Статус центрального банка, его цели, задачи, а также выполняемые функции, как правило, закреплены законодательно (законы о центральном банке, устав центрального банка и пр).

Подходы к оценке независимости центрального банка. Одним из ключевых принципов функционирования центрального банка, определяющих степень эффективности его деятельности, является согласованность политики в денежно-кредитной сфере с экономической политикой правительства. Понятно, что в наиболее общем виде политика центрального банка как государственного органа должна соответствовать общеэкономической политике, проводимой в стране.

В то же время правительство не может и не должно безгранично влиять на деятельность центрального банка, особенно при решении вопросов эмиссионного кредитования дефицита бюджета. В наиболее общем виде проблема независимости центрального банка от исполнительной власти (правительства) - это проблема согласования бюджета налоговой и денежно-кредитной политики государства.


Центральный банк, являясь монополистом в эмиссионной деятельности, в определенном смысле обладает неограниченными возможностями в сфере денежного предложения. В свою очередь, в практической плоскости ориентиром эмиссии выступает уровень реального спроса на деньги. Правительство же, озабоченное в том числе социальными приоритетами, может допустить превышение своих расходов над доходами. И если центральный банк будет являться всего лишь агентом правительства на финансовом рынке, то эмиссионное покрытие таких расходов вызовет всплеск инфляции. В результате это подорвет доверие к политике центрального банка и банковской системе в целом, что вызовет отток депозитов и трансформацию их в альтернативные формы финансовых и нефинансовых активов (неорганизованные сбережения, недвижимость и пр.). Все это приведет к снижению реальных денежных остатков нефинансового сектора (денег в банковских депозитах) и, как следствие, к падению кредитно-инвестиционного потенциала национальной банковской системы. Считается, что чем выше степень независимости центрального банка, тем более стабильным является денежный оборот.

В западноевропейских странах, где исторически более высокая степень независимости центрального банка от правительства, относительно низкие темпы инфляции определяются прежде всего, общим уровнем экономического развития, рыночной сбалансированностью хозяйства. Поэтому было бы неверным определять независимость центрального банка в качестве основного антиинфляционного фактора. Бесспорно, если ведущей является монетарная инфляция, то независимость центрального банка будет способствовать противодействию этому процессу. Если же, напротив, ведущими являются немонетарные факторы, то эффективное согласование денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, возложено, будет более предпочтительным.

Поэтому не следует понимать независимость центрального банка от правительства в абсолютном смысле. Центральный банк – это государственный орган и он является проводником государственной экономической политики. Поэтому в той мере, в которой согласованность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики не противоречит интересам стабильности денежного обращения, эффективное взаимодействие всегда предпочтительнее формальной независимости.

Под независимостью понимают ее две составляющие: политическую и экономическую.Условиями политической независимости являются определение порядка назначения и освобождения от должности руководящих органов центрального банка, определения сроков пребывания их в должности, подотчетности законодательной (или исполнительной) власти и пр. Важнейшим критерием политической независимости является процедура назначения и сроком пребывания в должности управляющего центрального банка и членов правления. Здесь наибольшая независимость предполагается в случае наличия законодательной возможности для назначения главы центрального банка Правлением банка или законодательной властью (парламентом). Кроме того, чем дольше срок пребывания в должности управляющего и членов Правления, тем более независим центральный банк (для примера, председатель Совета управляющих ФРС США и его члены назначаются президентом с одобрения конгресса США на 14 лет).