Файл: Бюрократизм в органах государственного управления Российской Федерации: современное состояние и пути преодоления (Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из этого, зарубежные авторы высказывали мнения, что советский политический режим являлся патримониальным с самого начала своего возникновения. Однако большинство исследователей не разделяли данной точки зрения, считая, что концепция патримониализма наиболее применима в период правления Сталина, с характерной для него полной зависимостью бюрократического аппарата от политической власти.

Своеобразие, впрочем, заключилось в том, что, находясь в прямой зависимости от строго ранжированной системы льгот и привилегий (продовольственные пайки и повышение денежного вознаграждения), построенная по принципу «привилегий за службу», ставшему несущей конструкцией советского «служилого государства» и условием его эффективности, советская бюрократия обладала большими возможностями. В отличие от всех существовавших ранее типов бюрократии- это, прежде всего, властвующая бюрократия, собственник и распорядитель всех общественных благ. Она не только определяла судьбу государственной собственности, но и имела доступ к ограниченным в условиях советской России материальным и духовным благам, используя «монополию на дефицит» как важнейшее средство управления и контроля над обществом.

Таким образом, бюрократия стала своеобразным символом системы русской власти. «Царская бюрократия», «бюрократический социализм» - общеизвестные наименования в социальной истории России. Отсюда и главной проблемой, которая встала при всех попытках переустройства общества, - борьба с бюрократизмом. Эта идея присутствует во всех планах преобразований российской власти, начиная с петровских времен до революционных событий 1917 года. Лозунг борьбы с бюрократизмом был выдвинут В.И. Лениным в 20-х гг. XIX в., когда возникла необходимость преодолеть «социалистическую бюрократическую систему». Хрущевские преобразования середины XX в. тоже начались с призыва схватки с бюрократами. Эпоха устремления к стабилизации российской государственности начала XXI в., свидетелями которой мы ныне являемся, также отмечена желанием преодолеть всевластие бюрократической машины. И тот факт, что государство разрушено, а бюрократия есть, и она всемогуща и вездесуща, есть свидетельство того, что необходимо различать идею государства и идею управления.

2.2 Современное состояние российского бюрократизма


Советская бюрократия унаследовала все свои признаки от русской бюрократии, присоединив к ней черты, сформированные сильным влиянием глобализации. В российскую действительность был искусственно, временами насильно введен целый ряд элементов, которые не соответствовали ни российской, ни иностранной действительности. Глобализация внесла свои черты в процесс формирования бюрократии, которые обусловлены изменившимся подходом сильных государств в их стремлении к мировому господству. Если раньше они делали ставку на завоевание государства, то в настоящее время используют в основном невоенные средства для достижения господства. А средство достижение цели становится формирование в странах-жертвах мафиозно-бюрократической элиты, которая способствует получению «договорного» доступа к природным ресурсам слаборазвитых стран. Мафиозно - бюрократическая элита является тем самым инструментом, благодаря которому достигают сокращение населения непривилегированных стран в 2-2,5 раза за счет скрытого геноцида: дорогое медицинское обслуживание и лекарства, навязывание зависимости от потребления алкоголя, наркотиков, провоцирование вооруженных конфликтов, духовно-нравственное порабощение через СМИ и т.п.

На процесс формирования компрадорской бюрократии накладывает свой опечаток и новая информационная технология, и тесно связанные с ними вопросы подготовки управленческих кадров нового мирового порядка.

Совершенно очевидно, что начавшиеся в России радикальными либералами поверхностные реформы были отторгнуты значительной частью населения страны. Эти реформы разбили общество на две неравные части, преследующие несовместимые цели. Составная часть «верхнего» слоя общества является государственный аппарат, который вырос в неслыханных масштабах. Так, «нынешняя демократическая Россия с населением в четверть меньше, чем в СССР, и с 25% оставшейся госсобственности в экономике чиновничий аппарат всех уровней выросла вдвое по сравнению с числом чиновников во всем СССР. При Сталине госаппарат насчитывал 532 тысячи человек, при Горбачеве - 632 тысячи: при Ельцине и Путине - миллион с четвертью». Никогда до этого госаппарат не съедал ресурсы общества столь масштабно, как сейчас. Количественный рост аппарата всегда есть ответ управленческой организации на все возрастающую неэффективность функционирования, его неспособность справиться с ключевыми задачами управления и контроля.

Неэффективность госаппарата сопровождается повсеместным воровством и коррупцией, которая как раковая опухоль разъедает страну, формируется экономика квазифеодального типа с иерархией сюзеренов в лице чиновников разных рангов и обслуживающих, полностью от них зависимых хозяйственных структур от крупнейших холдингов до палаточной коммерции.


Тотальная бюрократизация, коммерциализация и коррумпированность страны еще больше обостряет все отрицательные процессы в обществе. Итогом становится все расширяющаяся подмена общества клиентеллой, то есть бесправными и зависимыми от государства слоями населения, самого различного имущественного и социального положения. Но из истории следует помнить, что участники клиентеллы никогда не были настоящими гражданами. Находясь в зависимости от государственного бюрократического аппарата, они всегда были отчуждены от государства, и в критические моменты выступали как враждебная сила. Тот факт, что между властью (реальной, анонимной) и народом образовалась глубокая пропасть, ни у кого не вызывает сомнений, как не вызывает сомнений и то обстоятельство, подтвержденное историческим опытом, что власть, неспособная достичь общественного консенсуса, не сможет удержаться в будущем на законных основаниях.

Безусловно, большая часть наших политических руководителей и гражданских служащих от низкого до самого высокого уровня даже в теории не понимают и больше всего психологически не воспринимают кратковременности или, по крайней мере, конечность своего пребывания во власти. Они не умеют, да и не желают строить свою работу и жить так, чтобы через 4, 8, максимально 12 лет покинуть свой пост, оставив после себя законченные реформы, добрую память и не разворованную казну.

Многие фундаментальные составляющие демократии самые актуальные и до сих пор не востребованы в России являются не выборность и не разделение власти, а ограничение срока пребывания у власти, которое создает психологический и политический фундамент нравственной ответственности. Безусловно, есть реформы, которые создаются десятилетия для своего совершенствования, но это не отменяет необходимость смены чиновников.

Таким образом, можно говорить о том, что на данном этапе развития российская бюрократия показала свою полную несостоятельность. Это выражается в ряде проблем, связанных с эффективным функционированием системы государственного управления. К ним относятся: низкая эффективность государственного управления, не профессиональность чиновников, коррупция и отсутствие борьбы с ней, разрастание аппарата управления и многое другое. И если не предпринять никакие меры для их нейтрализации, то неизбежен крах всей системы государственного управления.


Глава 3. Пути преодоления бюрократизма в системе государственного управления

3.1 Причины «живучести» бюрократизма

Бюрократию, как и бюрократические методы, невозможно ликвидировать, по крайней мере, в ближайшее будущее. Бюрократизм - это свойство почти каждой системы управления. Но бюрократизм, возможно, поставить, как и преступность, под контроль общества, привести к минимуму его проявление, сузить сферу его господства, ограничить его возможность. В этом отношении яркий показатель - Французская революция, которая устранила королевский произвол, обеспечила верховенство закона в области управления и ограничила круг вопросов, которые решали должностные лица по собственному усмотрению. Она не отказалась от бюрократического управления, она поставила его на конституционную и правовую основу. Именно поэтому французская административная модель XIX века представляет собой попытку максимально ограничить бюрократический произвол при помощи законов. Она служит моделью для свободолюбивых государств, которые стремятся обеспечить верховенство законов и законность в системе государственного управления.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что главная причина живучести бюрократизма в современной России - это возвышение определенной части управленцев над законами, изданными государством, и превращение таких социальных групп в самостоятельные силы с собственными личными интересами. Есть примеры, когда именно бюрократические силы, образовав особые социальные группы, обладающие определенной независимостью и преследующие свои корпоративные интересы, чтобы обеспечить свои привилегированные положения в обществе, готовят и «продавливают» через парламент те законы, которые делают все их действия «законными». Более того, они не только стремятся закрепиться в аппарате управления сами, рассматривая его как пожизненную кормушку, но и делают все возможное для передачи доступа этой кормушки по наследству.

Одной из причин живучести бюрократизма является отсутствие на государственном уровне эффективной борьбы с бюрократизмом и чрезмерной централизации государственного управления.

Почему госаппарат невозможно сократить даже в условиях рыночных отношений? Казалось бы, в условии частной собственности на средства производства, свободного предпринимательства, ориентированного на получение прибыли, бюрократизм должен быть обречен. Но оказывается, и в новых условиях чиновник, за спиной которого аппарат государства, способен диктовать свободному бизнесу свои права.


Особо следует выделять еще одну из причин живучести бюрократизма- это отсутствие контроля за деятельностью исполнительной власти. Причем не столько контроля государственного, столько контроля общественного.

Причина живучести бюрократизма можно называть разрушение духовных ценностей, недостаточность политической и профессиональной подготовки государственных служащих.

Также к источнику живучести бюрократизма можно отнести жажду власти. Власть позволяет легче, быстрее и на высочайшем уровне удовлетворять материальные потребности.

К причинам существования бюрократизма в сфере государственного управления можно отнести:

  • коллективный эгоизм чиновников аппарата, которые стремятся реализовывать свои интересы, которые часто не совпадают с интересами общества, а также противоречат им;
  • отсутствует рациональная система отбора и продвижения государственных служащих;
  • нерационально построенный государственный аппарат, в котором множество дублирующих, параллельных структур;
  • низкий уровень контроля за соблюдением установленных управленческих процедур;
  • низкая профессиональная подготовка политических деятелей и государственных служащих;
  • чрезмерная централизация государственного управления;
  • неразвито демократическое начало в обществе;
  • отсутствует строгое разграничение функций управления и др.[6]

Все это приведет к произволу. В России на практике действует совсем другие правила и порядки, чем закрепленные в главном законе страны. Приведем некоторые явления несоответствия:

 провозгласилась многопартийность, но в действительности на политическом поле доминирует «Единая Россия»;

 депутатам Государственной Думы запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, однако, среди них много крупных бизнесменов с миллиардным состоянием;

 законы обязаны принимать депутаты, а пишут и пробивают их лоббисты, которые находятся на содержание крупных корпораций;

 декларируется свобода конкуренции и предпринимательства, в реальности российский рынок поделен между несколькими монополистами, которые устанавливают завышенные цены и тарифы.

Таким образом, бюрократизм - это коварное явление. Он имеет множество причин и хорошо приспосабливается к изменяющимся условиям. Поэтому для борьбы с ним важно использовать комплекс мер, которые разработаны на основе детального изучения причины его возникновения и сохранения в современных условиях.