Файл: Бюрократизм в органах государственного управления Российской Федерации: современное состояние и пути преодоления (Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2. Механизмы ограничения бюрократизма в современной России

В настоящее время особой актуальностью в российском обществе считается дебюрократизация, то есть реализация системы мер по преодолению бюрократизма. Особое значение это имеет сейчас, когда в России намечаются значительные перемены. Ведь от качества работы чиновников зависит, будут ли люди терпимо настроены по отношению к власти или она будет вызывать у них отторжение.

Война с бюрократизмом является делом более тонким и сложным, чем обычная война. Следует начинать с того, что бюрократы обычно не видны или плохо различимы, они не только не противопоставляют себя народу, а вроде бы и сами рьяно борются за социальный прогресс.

Являясь определенной формой управления, бюрократию воспринимают как неотъемлемую сторону любого управления. Удары по бюрократизму не могут не отзываться на управлении, в какой-то мере нарушается нормальное течение дел и сама общественная жизнь. Бюрократизм этим пользуется. Возрастание бюрократизма сделалось реальностью не в последнюю очередь из-за того, что опротивевшее обществу бюрократизированное руководство, не в полной мере выполняющее полезные функции, казалось все же меньшим злом, чем возможная дезорганизация в случае бескомпромиссных мер по истреблению бюрократизма. В данный момент такой выгодный бюрократизму настрой не исчез.[7]

Проводимые социологические исследования говорят, о том, что достаточно низкий уровень гражданского сознания в современном обществе. В связи с этим можно сказать, что безусловный приоритет в преодолении бюрократизма отдан Закону. Сам по себе Закон не может бороться с бюрократизмом и коррупцией, многое зависит от того в чьи руки он попадет и здесь главную роль играет культура чиновников, которая обязана сформироваться как в процессе обучения и повышения квалификации, так и общественным мнением, где большую роль играет позиция, которую занимает СМИ. Ведь люди с раннего детства большую часть информации получают из книг, газет, телевидения и от того какое качество будет носить информация часто зависит и дальнейшее поведение.

В сфере госуправления работают люди, которые заняты сложным, специфическим видом умственного труда - управленческим трудом. Страна сильно нуждается в новом поколении профессионалов-управленцев современной формации. Большую роль в этом играет принятие этического кодекса, в основу которого положен принцип служебного поведения чиновников, утвержденные Указом Президента РФ.


Долгое время работа в государственных органах не считалась работой. Знание производства считалось главным в деятельности административных органов, и множество должностей в госаппарате часто замещали лицами с дипломами различных вузов. Повышение эффективности работы аппарата должна быть достигнута за счет повседневного внедрения научной организации, автоматизации и информатизации управленческого труда, создания в коллективах атмосферы, где все за повышение качества жизни в обществе.

Бюрократизм будет приобретать тем большие масштабы и влияние, чем авторитарный политический режим. Демократизм и бюрократизм - противоположности. Демократизация системы управления для повышения эффективности лишает бюрократизм благоприятной среды, в которой сейчас он размножается и благоденствует. При этом борьбу с бюрократизмом нужно рассматривать в широком контексте демократического обновления, недопустимость ее сведения к обличению бюрократического стиля управления, к антибюрократической кампании и механической реорганизации аппарата управления.

Основной путь преодоления бюрократизма в нашем обществе может послужить быстрое сокращение функций государства, ограничить круг его задач, сузить осуществляемые полномочия. Взамен сложной иерархической системы государственного управления нужно вводить разные формы социального самоуправления. Именно самоуправляющиеся социальные организмы (предприятия, села, поселки, города, регионы) могут послужить действенным рычагом в борьбе с бюрократизмом.[8]

Не менее важной роли в борьбе с бюрократизмом играет и хорошо отлаженная система контроля управляемых за деятельностью управляющих. Действенный контроль «низов» необходимо ставить как заслон на путь разных извращений и злоупотреблений со стороны «верхов».

К ним относят открытость процесса принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свобода доступа к информации, имеющая социальную значимость, повышение роли общественных организаций в управленческом процессе, реализация принципа многопартийности и др.

Также контроль за бюрократией должны включать в себя такие меры как снятие ограничения на трудовую и общественную самодеятельность, развитие государственно-общественного самоуправления (к примеру, деятельность творческих организаций), реализация принципа состязательности программ руководителей, делегатов, депутатов, рассекречивание статистики и другие меры, которые, в той или иной степени воплощают в последние годы в нашей стране в ходе социально-экономических и политических преобразований.


Успешная борьба с бюрократизмом может и должна способствовать системе социального оппонирования чиновничеству и социальному контролю за деятельностью аппарата в целом. Однако социальное оппонирование не нужно толковать как нечто антиаппаратное. Но управление нельзя доверить одному лишь аппарату. Необходимо сочетать демократическое государственное управление с действенным механизмом социальной саморегуляции. Опыт (и положительный, и отрицательный) покажет, что повышение эффективности государственного управления практически невозможно, если оно не дополняется, не уравновешивается «разумными» механизмами социальной саморегуляции, стимулирующими гражданскую активность и общественный контроль. Такая система социального оппонирования государственной власти призвана стать формирующей в нашей стране гражданское общество с развитой системой саморегуляции.[9]

Гражданские общества предполагают сбалансированные, взаимоограниченные сотрудничества государственных и негосударственных организаций (движений). Они исключают какие-либо их противостояния и осуществляются с помощью представительной демократии, посредством реализации принципа разделения власти и их сбалансированности, утверждения рационального механизма плюрализма идей, исключение сверхконцентрации власти у какой-либо личности или социальной группы.

Именно гражданские общества разрушают монополию на власть, уравновешивают государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций.

Кроме того, нам нужны специальные антибюрократические законодательства, правовые защиты человека от всех форм бюрократизма, разработка и принятие нормативных актов о компенсации за нанесенный материальный и моральный ущерб.[10]

Анализы законодательного материала свидетельствуют о необходимости детальной регламентации вопросов ответственности за бюрократизм. Целесообразно было, чтобы парламент страны принял закон о борьбе с бюрократизмом, предусматривающий меры уголовной ответственности за проявление злостного бюрократизма, выразившегося в бездушном отношении к нуждам и запросам граждан, нарушение их законных интересов, равно как и в нарушении экономических интересов страны. В качестве дополнительного наказания должно предусматриваться отстранение от занимаемой должности с запрещением восстановления в течение определенного срока времени. Существующая практика Верховного Суда РФ исходит из того, что проявление бюрократизма при отягчающих обстоятельствах нужно квалифицировать как халатность или злоупотребление служебным положением. В законе о борьбе с бюрократизмом необходимо более четко урегулировать вопрос дисциплинарной ответственности как разновидность ответственности. К сожалению, случаи привлечения к ответственности за бюрократическое отношение к своим обязанностям единичны.


Также целесообразно было создать из числа депутатов Государственной Думы специальную комиссию по искоренению бюрократизма, которые занимались вопросами преодоления бюрократических препон в различных сферах жизнедеятельности.

Повысить эффективность работы аппарата можно достигнув за счет внедрения научной организации, механизации и автоматизации управленческого труда, создать в коллективе атмосферу, где все борются за "высшее качество". При этом можно выделить три направления. Первая - применять вычислительную технику и автоматизированные системы управления. Вторая - использовать средства оргтехники для сбора, обработки, копирования, размножения, хранения, поиска и пересылки документов. Третья - создать службы психологического сопровождения управления. Наибольший эффект достигается при сочетании этих направлений.

Часто много исследователей рассматривают чиновничество как главный тормоз реформ государственного управления, выводя его за скобки реформ. В этом заключена одна из ошибок совершенствования системы государственного управления. Еще никому в мире не удалось реформировать государственную службу в конфликте с бюрократией. Не идеализируя российских чиновников, следует иметь в виду, что значительная часть негосударственных служащих беззаветного служения, само, в свою очередь, не дает нужных гарантий социальной защищенности, соответствующую оплату труда и даже положения в правовом пространстве. Болезненно они воспринимают и потерю многих профессионально - этических норм, уровня упорядоченности и организованности работы, положения в обществе. Но часть государственных служащих предпринимает усилия, чтобы овладеть новым приемом и формой работы, соответствующим духу реформы.[11]

В целом борьба с коррупцией и бюрократизмом, принявшая повсеместный масштабный характер, необходимо не только изучить, исследовать их объективные и субъективные корни, провести критику фактов бюрократического отношения к человеку (которая всегда встречает активное противодействие как со стороны отдельного критикуемого, так и со сторону всего аппарата), а необходима целенаправленная, последовательная политика всего государства. Причем не очередная компания, как это много раз случалось в нашей истории, а именно политика, которую возведут в ранг государства.

Также, стоит отметить, что, Правительство РФ во главе с Президентом, очевидно, осознают масштаб этой всепоглощающей раковой болезни на теле государства, и начинают проводить осмысленные шаги в направлении борьбы с коррупцией и бюрократией. Это и создало при правительстве антикоррупционного комитета, и широко освещается в печати борьба с «оборотнями в погонах», и наметившаяся тенденция по передаче функций от госвласти в частные организации (например, передача полномочий ГИБДД по техосмотру, в руки частных компаний).


Но хотелось бы, чтобы были изданы федеральные нормативные правовые акты, в которых были четко обозначены не только все реальные шаги для преодоления бюрократизма в нашей стране, но раскрывал механизм их осуществления, и предусматривал конкретные санкции против любого чиновника, невзирая на его должность в госаппарате.

Бюрократизм это болезнь, которую проще предотвращать, чем вылечить, предлагая всевозможные пути преодоления. Большинство исследователей придерживаются мнения, что искоренение бюрократизма и его проявлений невозможно, речь идет о минимизации негативного последствия. Поэтому один из путей преодоления бюрократизма может стать социологическое исследование предпосылок формирования этого негативного явления.

Таким образом, бюрократизм многолик, изменчив, всегда стремится приспособиться к новому условию и зачастую небезуспешно. Поэтому готовых рецептов борьбы против него, универсальных на все случаи жизни, нет. Для преодоления бюрократизма требуется постоянный критический анализ происходящего и всемерное совершенствование системы управления. Своевременно нейтрализовать бюрократические поползновения руководителей любого уровня и любой сферы управления будет залогом для пробуждения инициативы и самодеятельности людей.

Заключение

Авторы, посвятившие свои исследования данной проблеме, изучали и изучают бюрократизм с разных подходов, но все они трактуют его как негативное проявление бюрократии, социальную «болезнь», существующую в управлении. Таким образом, можно говорить о том, что бюрократия как целесообразная деятельность аппарата государственных органов естественно отличается от бюрократизма как искаженной деятельности этого же аппарата по удовлетворению своих корыстных интересов. Первое нацелено на добросовестное обслуживание общества, второе ориентировано на себя. Но между этими состояниями есть отличия. Бюрократия при определенном условии может перерасти в бюрократизм. И напротив, бюрократизм под воздействии социального и государственного контроля может стать рациональной бюрократией или административным (аппаратным) управлением.

Можно сказать, что российская бюрократия представляет собой симбиоз специфических российских черт, которые обусловлены историческими обстоятельствами, качеств бюрократии, унаследованные от западной бюрократии, и свойств, связанные с процессами глобализации. На современном этапе развития российская бюрократия показывает свою полную несостоятельность. Это выражается в ряде проблем, которые связанны с эффективным функционированием системы государственного управления. К ним относят: низкую эффективность государственного управления, непрофессионализм чиновников, коррупция и отсутствие борьбы с ней, разрастание аппарата управления и многое другое. И если не принимать никаких мер для их нейтрализации, то неизбежен крах всей системы государственного управления.