Файл: Бюрократизм в органах государственного управления Российской Федерации: современное состояние и пути преодоления (Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность изучения проблемы бюрократизма со временем не только не снижается, а, наоборот, постоянно увеличивается. На сегодняшний день каждое развитое государство обладает такой структурой, как бюрократия. Это и страны Европы, и США, и Российская Федерация. В любой стране проблема бюрократизма происходит со своими особенностями, со своими положительными и отрицательными чертами. Особенно этот вопрос остро стоит в России. В культуре российских управленцев сформировались устойчивые аномалии, унаследованные от прошлого, которые создают помехи для эффективного функционирования госаппарата. Как правило, когда говорят о бюрократизме, вкладывают в это понятие негативное определение. Бюрократизм и его проявления делают объектом всевозможных исследований, в результате которых бюрократизм выявляется учеными во всех сферах общественной жизни. От этого негативного явления не застрахованы ни образование, ни медицина, но самый большой вред устойчивому развитию государства и функционированию общественных институтов бюрократизм наносится в системе государственного управления. Управленец в силу своего положения и так называемого «административного ресурса» может оказывать воздействия на разные процессы в современном обществе, и от того будет ли это влияние положительным или отрицательным, подчас может зависеть жизнь людей.

Система государственного управления - молодая, быстро развивающаяся наука. В последнее время в нашей стране стремительно увеличивается интерес к достижениям в данной сфере, потому что подготовка профессиональных управленцев становится главным требованием времени. Страны Запада тоже встали на путь научной организации труда управленческих кадров, это проявляет интерес специалистов к опыту данных стран.

Проблемой изучения бюрократии и бюрократизма занимались и занимаются многие ученые. Наиболее известными исследователями в этой области были: М. Вебер, В. Вильсон, Р. Мертон, К. Маркс, В.И. Ленин, М.Джилас и многие другие.

Объектом исследования курсовой работы является проблема бюрократизма в системе государственного управления современной России. Предметом исследования выступают формы проявления и пути преодоления бюрократизма в органах государственного управления.

Целью исследования служит анализ проблемы бюрократизма и рассмотрение наиболее эффективных механизмов преодоления данного явления. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:


 рассмотреть понятия бюрократия и бюрократизм;

 изучить отличия бюрократии от бюрократизма;

 рассмотреть исторические особенности и современное состояние российского бюрократизма;

 определить основные механизмы ограничения бюрократизма.

При написании курсовой работы использовались такие методы научного познания как анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления

1.1 Бюрократия как форма организации административного аппарата в государственном управлении

Трудно представить любое современное государство без развитой системы бюрократии. Общественная жизнь устроена так, что без бюрократии она просто остановится. Не случайно рациональная бюрократия относят к числу более важных социальных изобретений цивилизации. В то же время ни один государственный институт не подвергается столь неизменной, жесткой и часто вполне справедливой критике, как эта самая бюрократия. У данного парадокса много причин - общественных, политических, психологических… Многое здесь (как и в ряде других случаев) объясняет просто незнание, недопонимание существа предмета. К примеру, довольно часто смешивают три семантически близкие, но разные вещи: универсальный бюрократический принцип организации управления, бюрократия как социальный слой, осуществляющий повседневное управление государственной машиной, и бюрократизм - свойственный управленцам социальную болезнь. Большинство людей еще меньше знает о том, что бюрократия в разных странах и в разные эпохи при всех их общих чертах сильно отличается одна от другой по социальному и юридическому статусу, уровню организованности и эффективности, по месту в структуре государственной власти, да хотя бы просто по честности или коррумпированности чиновничества, по уровню так называемой административной морали.


В теории государственного управления термин «бюрократия» (от французского Bureau – бюро, канцелярия и греческого Kratos – власть, господство, буквально – власть канцелярии, господство аппарата управления) чаще всего применяется для обозначения административных и технических аспектов организации, обеспечивающих исполнение принимаемых решений. В современном обществе при наращивании размера организации, как государственного, так и частного, и с усложнением механизма реализации управленческих решений бюрократия играет главную, а иногда и решающую роль во многих сферах государственной политики.

«Бюрократией» зачастую называют не только систему управления, осуществляющую властным специальным аппаратам, но и сам этот аппарат. Определения «бюрократия» и «бюрократизм» могут также применять в отрицательном смысле для обозначения неэффективной, излишне формализованной системы управления.

Первое понятие «бюрократии» возникло в 1745 году. Данный термин дал французский экономист Винсентом де Гурне, в момент образования слово имело унижающий смысл – под ним подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии). [1]

Существуют четыре метода определения бюрократии. В зависимости от присущей исследователям оценки роли бюрократии в обществе она рассматривается как:

  • Форма существования и характер власти;
  • Сложная, иерархически построенная структура организации, позволяющая повысить управленческую эффективность и в государственной сфере, и частном секторе;
  • Часть правительства, которая не входит в политическую или выборную его структуры и осуществляет повседневное управление государственной машиной;
  • Негативная оценка действий государственных чиновников, присущая управленческому аппарату социальная болезнь с характерной для него волокитой и неэффективностью.

Бюрократия также может быть охарактеризована и как:

  • Организация – своеобразная модель политической или иной организации, в которую абсолютизированы административные процедуры, из-за чего фактическая власть принадлежит чиновникам. Для бюрократии в данном значении характерны подчинение интересов дела интересам карьеры, формализм;
  • Социальная группа – профессиональное общество лиц, которые заняты в сфере государственного управления и получают за это зарплату.

Функция бюрократии важна любой политической системе, потому что ни одно общество не может обойтись без аппарата управления, который включает в себя разбирающихся служащих, постоянно занимающихся ведением государственных дел и без которого воля властвующей элиты осталась бы обычным намерением. В случае если принять во внимание, что в повседневной жизни господство – это в первую очередь управление, делается очевидной та исключительная функция, которую осуществляет бюрократия в обществе. Обладая иерархической структурой и квалификацией госслужащих, она обладает и неоспоримой административной властью. Она может сохранить собственные позиции даже при изменении политических верхушек, играет часто роль относительно автономного фильтра и тормоза политических изменений, а при определённом условии может стать самостоятельной политической силой или даже присвоить себе государственную власть. Беря во внимание эти условия, много исследователей считают бюрократию «необходимым злом»: без нее не возможно управление, впрочем, именно она существенно ограничивает способности людей воздействовать на характер функционирования системы государственного управления, усиливая политическое отчуждение в обществе. Вследствие этого, в обыденном сознании бюрократия ассоциируется с волокитой и неэффективностью административного аппарата, но в теории данный термин имеет нейтральный характер, его значение связано не с оценками, а с особенными обязанностями, структурной организацией, строгостью административных процедур и вытекающими отсюда специфическими корпоративными интересами госслужащих.


Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он внес предложение воспринимать под ней рациональную работу учреждений, в которой любой элемент трудится максимально эффективно. После этого в ситуации плохой работы госслужащих (волокита, требующая оформления множества лишних документов и длительного ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если сначала понятие «бюрократия» употребляется лишь только в связи с правительственными учреждениями, то в данный момент его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).

Описывая совершенную бюрократическую организацию, Вебер подчеркивал несколько ее типичных особенностей (признаков). Важнейшими из них считаются:

1. Специализация и разделение труда. Каждый работник имеет конкретный круг обязанностей и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.

2. Вертикальная иерархия. Структура бюрократической организации сравнивается с пирамидой: большинство располагается в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в данную вертикальную иерархию, управляет нижестоящим и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за работой каждого элемента организации.

3. Четкие правила. Работа каждого сотрудника организации регламентирована правилами, задача которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой работу каждого сотрудника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение длительного времени.

4. Обезличенность взаимоотношений. В совершенной бюрократии личностные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Данный принцип считают единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием совершенной бюрократии также считается то, что набор новых служащих ведется на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей. Большое количество правил, которые охватывают всю работу госслужащих, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, защищают клиентуру от личного произвола служащих. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет выбрать людей, владеющих стандартной подготовкой и компетентностью, но при этом велик риск отбраковать неординарно мыслящих и профессиональных кандидатов на должность.[2]


Существуют угрозы вырождения бюрократических систем управления, когда они не увеличиваются, а задерживаются эффективность своей деятельности.

Ученые выделили три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.

1. Отчуждение от человека. Бюрократия призвана уладить трудности людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, но лишает при этом людей их оригинальности. Каждая проблема подстраивается под единственный для всех шаблон и решается принятым раньше образом. В итоге происходит дегуманизация и перевоплощение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

2. Ритуализм. Обычные процедуры принятия решения нередко проходя все нужные инстанции и согласования, занимает столько времени, что сами решения становятся уже устаревшими и ненужными. Для описания данной ситуации Р. Мертон ввел особый термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий эту поглощенность правилами и установлениями, которая становит под опасность достижение задач организации.

3. Инерция. Хотя бюрократия формируется для решения конкретной задачи, это не значит, что когда эта задача будет решена, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, однако в отличие от других структур, бюрократическая имеет огромный опыт и большие способности для того, чтобы не допускать свой роспуск. В итоге бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее установленных перед ней целей. [3]

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что бюрократия это не просто система управления государственным аппаратом, но и сам этот аппарат.

1.2 Бюрократизм как негативная форма проявления бюрократии

С понятием «бюрократия» тесно связано понятие «бюрократизм». Они абсолютно разные, но нередко и совпадают. С точки зрения сущностного определения явления бюрократизм значит ненормальность и заболевание системы управления. Следовательно, государственное управление может перерасти свои обычные рамки и преобразоваться в бюрократизм. Государственное управление перейдет в бюрократизм тогда, когда начнется замыкаться на аппарате, перестанет ориентироваться на интересах управляемых социальных общностей, концентрируется на удовлетворении аппаратных корпоративных интересов. Бюрократизм в госуправлении стремится выдать себя за выражение подлинной государственности, но, во - первых, это извращенная в угоду отдельным лицам или социальным группам государственность, и во - вторых, он может распространяться не только в сфере государственной власти, но и в любой области социального управления, включая руководство экономикой и общественными организациями.