Файл: лекции по Истории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 2430

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Конспекты лекций по

истории Отечества

профессора Кафедры истории Российского государства Московского государственного университета,

доктора исторических наук

Андрея Владимировича Квакина,

прочитанные в 2000 – 2009 годах на 1 курсе Юридического факультета МГУ

имени М.В. Ломоносова



















2009



Министерство образования Российской Федерации

Рекомендовано:

НМС по истории

Председатель

А.О. Чубарьян

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования

Г.К. Шестаков

3 июля 2000 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям

© Министерство образования Российской Федерации

© ГНИИ ИТТ "Информика" (Интернет публикация)

Москва 2000 г.

Цель и задачи курса

Дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

Показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.

Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.

Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.

Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

Место истории в системе социогуманитарного образования

Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук. Значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов.

Значение преподавания истории в среднем школьном образовании; необходимость привития учащимся высших учебных заведений (неисторического профиля) представлений об истории, об образовательной и воспитательных функциях исторической науки.

Понимание значения истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

Взаимосвязь истории и других гуманитарных и социальных наук (социологии, психологии, культуры и др.), а также взаимодействие истории и биологии, экологии и прочих дисциплин естественно-научного профиля.

Распределение часов курса по темам и видам работ

Темы

Лекции

Семинары

Самостоятель-ные работы

Введение

2

2

4

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России

2

2

2

Тема 2. Этапы становления российской государственности.

Особенности политического и социального строя Российского государства IX – XVIII вв.

6

6

6

Тема 3. Общая характеристика экономического развития России в IX – XVIII вв.

6

4

4

Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века

4

2

6

Тема 5. Альтернативы российским "реформам сверху" в XIX в.

2

6

4

Тема 6. Россия в начале XX в.

4

2

6

Тема 7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914 – 1920 гг.

4

4

6

Тема 8. Формирование и сущность советского строя. 1921 - 1945 гг.

4

4

6

Тема 9. Советский Союз в условиях «холодной войны»

6

2

6

Заключение

2

2

4

ВСЕГО

42

36

54


Введение

Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком.

Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России

Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов. (Северное Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия). Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III – VI веках.

Тема 2. Этапы становления российской государственности

Особенности политического и социального строя Российского государства IX – XVIII вв.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII – IX вв. Восточные славяне в древности VIII – XIII вв. Причины появления государственной, княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.

Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Дружинные связи. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношений с княжеской властью киевской династии. Города в системе социально-политических отношений. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета. Древнерусское государство в оценках современных историков.

Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства. Монголо-татарские нашествие на Русь. Экспансия в западную и северо-западную Русь. Великое княжество литовское и Русское государство.

Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Проблема Золотой Орды в современной отечественной и зарубежной историографии.

Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Складывание основ национальных государств в Западной Европе. Европа в начале Нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации.

Россия в XV – XVII вв. Специфика становления единого русского государства. Возникновение сословной системы организации общества. Местничество. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири.


Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Опричнина. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России.

"Смутное время": ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных ("домонгольских") норм отношений между властью и обществом. Борис Годунов, Лжедимитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры.

XVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в "царство разума". Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.

Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления "европеизации" страны. Эволюция социальной структуры общества.

Скачок в развитии промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Табель о рангах. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Фаворитизм. Расширение привилегий дворянства. Дальнейшая бюрократизация госаппарата.

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. "Просвещенный абсолютизм". Доктрина естественного права. Рост социальной поляризации и обособленности социальных слоев. Новый юридический статус дворянства. Распад служилой системы. Отчуждение общества от государственной власти. Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.

Попытка ограничения дворянской власти самодержавными средствами в период правления Павла I. Ужесточение политического режима.

Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.

Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к "веку просвещения".

Новейшие исследования истории Российского государства в XVII – XVIII вв.

Тема 3. Общая характеристика экономического развития России в IX–XVIII вв.

Закономерности и специфика роста отечественной экономической системы. Генезис форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Формы собственности. Категории российского крестьянства. Крестьянская община. Колонизация окраин.

Этапы закрепощения крестьянства. Эволюция форм феодальной ренты. Особенности крепостного права в России. Крестьянские движения.


Помещичьи и крестьянские хозяйства конца XVIII в. Секуляризация церковных имуществ. Начало кризиса феодально-крепостнической системы.

Эволюция промышленного производства в России, приоритет экстенсивных методов. Домашняя промышленность. Ремесло. Мелкотоварное производство. Мануфактура, ее организационные формы и виды. Трудности и своеобразие первоначального накопления капитала. Возникновение крупных фабрично-заводских центров. Пути формирования Всероссийского рынка и русской буржуазии. Усиление роли государства в наращивании производительных сил страны.

Концепция меркантилизма и ее реализация в России.

Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века

Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Россия – страна "второго эшелона" развития капитализма. Споры по данному вопросу.

Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия – важнейшие условия перехода России к индустриальному обществу. Длительность, непоследовательность, цикличность процесса буржуазного реформирования. Роль субъективного фактора в преодолении отставания.

Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в. Реформы Л.А. Перовского и П.Д. Киселева. Преобразования времен Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Указ 1861 г. и его исторические судьбы. Консервация крестьянской общины. Русская деревня к концу XIX – началу XX вв.: роль сельского хозяйства в экономическом потенциале страны, формы земельной собственности, социальная структура, состояние помещичьих и крестьянских хозяйств, социальные конфликты. Урбанизация населения, быстрый рост городов и городских поселков. Механизация транспорта; первые пароходы и железные дороги.

Попытки реформирования политической системы при Александре I; проекты М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и "Священный Союз". Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ.

Политические преобразования 60 – 70-х гг. "Контрреформы" Александра III. Утрата верховной властью инициативной роли в реформировании страны. Присоединение Средней Азии.

Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.

Тема 5. Альтернативы российским

"реформам сверху" в XIX в.

Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблема их взаимоотношений. Основные этапы организации общественных сил России.

Охранительная альтернатива. Н.М. Карамзин. С.П. Шевырев. М.П. Погодин. М.Н. Катков. К.П. Победоносцев. Д.И. Иловайский. С.С.Уваров. Теория "официальной народности". Проблема соотношения в охранительстве реакционного и национально-патриотического начал.