ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 2434
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Место истории в системе социогуманитарного образования
Распределение часов курса по темам и видам работ
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России
Тема 2. Этапы становления российской государственности
Тема 3. Общая характеристика экономического развития России в IX–XVIII вв.
Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века
Тема 5. Альтернативы российским
Тема 7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914 – 1920 гг.
Тема 8. Формирование и сущность советского строя. 1921 - 1945 гг.
Календарный план лекций и семинарских занятий по курсу «История Отечества» на юридическом факультете МГУ на 2009 – 2010 учебный год профессора кафедры истории Российского государства МГУ,
доктора исторических наук Андрея Владимировича Квакина
№№ недель |
лекции |
семинары |
1 |
1. Предмет истории Отечества. 2. Основные концепции исторического процесса. 3. Российские исторические школы и их представители. |
|
2 |
1. Теории происхождения славян. 2. Основные тенденции формирования восточнославянского общества и образование древнерусского государства. |
1. Предмет истории. 2. Классово-формационный подход к изучению истории. 3. Цивилизационный подход к изучению истории. 4. Социокультурный подход к изучению истории. |
3 |
1. Современные исторические концепции возникновения Киевской Руси. 2. Социально-политический строй и экономика Киевской Руси. 3. Культура Киевской Руси. |
1. Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития восточных славян. 2. Особенности складывания древнерусского государства. |
4 |
1. Удельный период русской истории и его оценка в современной историографии. 2. Взаимоотношения русских земель с Золотой Ордой: мифы и реальность. 3. Причины и характер возвышения Северо-Восточной Руси. |
1. Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу страны. 2. Культура Киевской Руси. |
5 |
1. Северо-Восточная Русь и Золотая Орда. 2. Возникновение Московского государства в конце 14 – начале 16 веков. |
4. Крупнейшие русские княжества и земли в 12 – 14 вв.: общее и особенное. |
6 |
1. Особенности развития Московского государства в 16 веке. 2. Церковь и культура в начальный период самодержавия. |
1. Монголо-татарское нашествие и его последствия для русских земель. 2. Проблема выбора пути развития: Северо-Восточная Русь, Новгородская земля, Западнорусские княжества. |
7 |
1. «Смутное время»: причины, характер, последствия. 2. Государственное и общественное развитие после Смуты. |
1. Причины возвышения Москвы. 2. Образование централизованного Московского государства. 3. Православие и начало формирования великорусского национального сознания. |
8 |
1. Особенности развития Московского царства в 17 веке. 2. Церковный раскол. |
1. Политические институты Московского царства. 2. Иван Грозный и его реформы: Цели, содержание, процесс реализации. |
9 |
1. Россия на пороге петровских преобразований. 2. Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи. |
1. Общественно-политическая мысль в Московском государстве 16 века (А. Курбский, И. Пересветов и др.). 2. Церковь и государство в 16 веке. 3. Истоки и характер русской внешней политики в 16 веке. |
10 |
1. Экономическая и социальная политика в первой четверти 18 века. 2. Петровские реформы органов власти, управления и армии. 3. Новые явления в сфере культуры и быта: раскол российского общества. |
1. «Смутное время»: причины, сущность, проявления. 2. Итоги «Смуты» и воцарение династии Романовых. |
11 |
1. Судьба петровских реформ в эпоху дворцовых переворотов. 2. Нарастание противоречий сословного строя. |
1. Особенности процесса централизации власти и управления в 17 веке. Государь, Боярская Дума, Земский Собор – их роль и взаимоотношения. 2. Церковная реформа и её последствия для духовной жизни и культурного развития страны. |
12 |
Екатерининская эпоха: просвещённый абсолютизм и его противоречия. |
1. Реформы Петра I: проблема цивилизационного раскола в петровскую эпоху и его влияние на историческую судьбу России. 2. Судьба петровских реформ в эпоху дворцовых переворотов. Нарастание противоречий сословного строя. |
13 |
1. Эволюция Российского государства и общества в первой половине 19 века. 2. Крестьянский вопрос и развитие экономики. |
1. Екатерининская эпоха: просвещённый абсолютизм и его противоречия. 2. Международное положение и внешняя политика российской империи в середине и второй половине 18 века. |
14 |
1. Внешняя политика Российской империи в первой половине 19 века. 2. Культурная жизнь в первой половине 19 века. |
1. Конец 18 – первая четверть 19 вв.: попытки преобразований в России. 2. Революционеры в военных мундирах: движение декабристов. |
15 |
1. Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х годов. 2. Экономические и политические изменения в пореформенный период. |
1. Россия в международной политике первой половины 19 века. 2. Отечественная война 1812 года и её последствия. |
16 |
1. Наука и культура в пореформенный период. 2. Внешняя политика в пореформенный период. |
1. Режим Николая 1: охранительная политика и попытки реформ. 2. Общественная мысль 1830-х – первой половины 1850-х годов о путях развития России. 3. Основные тенденции развития русской культуры в первой половине 19 века. |
17 |
1. Внутренняя политика и государственное устройство Российской империи на рубеже 19 – 20 веков. |
1. Реформы 1860-х – 1870-х годов, их социально-политические последствия. 2. Эпоха контрреформ (1880-е – начало 1890-х гг.). |
18 |
1. Внешняя политика Российской империи на рубеже 19 – 20 веков. |
1. Самодержавие в 1894 – 1904 годах. Нарастание общественно-политического кризиса в России. 2. Внешняя политика Российской империи в 1855 – 1904 гг. |
19 |
1. Экономика Российской империи на рубеже 19 – 20 веков. 2. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина: характер и последствия. |
1. Общественно-политические движения в пореформенной России (1855 – 1904 гг.). 2. Российская культура в эпоху великих перемен (1850-е – середина 1890-х гг.). |
20 |
1. Эволюция революционных традиций Российской империи на рубеже 19 – 20 веков. 2. Культура Российской империи на рубеже 19 – 20 веков. |
1. Попытка формирования гражданского общества и становление политических партий. Проблемы становления парламентаризма в годы революции 1905 – 1907 годов. 2. Механизм «третьиюньской монархии» и противоречия социально-политической модернизации в России. |
21 |
1. Россия накануне и в период Первой мировой войны. 2. Падение самодержавия. |
1. Столыпинская политика реформ: концепция, ход, результаты. |
22 |
1. 1917 год в судьбе страны. |
1. Влияние Первой мировой войны на общественно-политические процессы в России. Системный кризис власти и его проявления. |
23 |
1. Установление Советской власти: современные дискуссии. |
1. Россия 1917 года - исторический выбор: парламентская республика или республика Советов. |
24 |
1. Гражданская война в России: уроки истории. |
1. Складывание политической системы Советской России. |
25 |
1. «Военный коммунизм» и провозглашение «НЭПа»: мифы и реальности. |
1. Гражданская война и интервенция: причины, основные этапы, ход, результаты. 2. «Белые» и «красные»: социальный состав, идеология, программы. |
26 |
1. Истоки и сущность сталинизма. |
1. Политика «военного коммунизма», её сущность и последствия. 2. Провозглашение «новой экономической политики»: теория, практика, итоги. |
27 |
1. СССР накануне и в ходе Второй мировой войны. |
1. Идейно-политическая борьба в 1920-е годы. Победа Сталина и его сторонников. 2. Сталинская система власти и общество в 1930-е гг. |
28 |
1. Социально-экономическое, общественно-политическое и внешнеполитическое положение СССР в 1953 – 1964 гг. (Хрущёвская «оттепель») |
1. Условия и особенности формирования эмиграции «первой волны». 2. Депортация инакомыслящих в 1922 – 1923 годах. 3. Расстановка политических и социальных сил в Российском Зарубежье 1920-х – 1930-х годов. 4. Усиление политических противоречий в «белой эмиграции» накануне и в период Второй мировой войны. |
29 |
1. Социально-экономическое, общественно-политическое и внешнеполитическое положение СССР в 1965 – 1984 гг. (Брежневский «застой»). |
1. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. 2. Советское общество в годы Великой Отечественной войны. 3. Складывание антигитлеровской коалиции. Роль СССР в победе над фашистской Германией и милитаристской Японией. |
30 |
1. Социально-экономическое, общественно-политическое и внешнеполитическое положение СССР в 1985 – 1991 гг. (Горбачёвская «перестройка»). |
1. Итоги второй мировой войны: геополитические изменения и новый баланс сил. 2. Роль СССР в период «холодной войны». |
31 |
1. Социально-экономическое, общественно-политическое и внешнеполитическое положение РФ в 1992 – 1999 гг. (наступление авторитаризма на завоевания демократии при Б.Н. Ельцине). |
1. Сталинский режим в послевоенные годы. 2. Попытки либерализации советского общества в 1950-е – первой половине 1960-х годов. |
32 |
1. Социально-экономическое, общественно-политическое и внешнеполитическое положение РФ в 2000 – 2008 гг. («Укрепление вертикали власти» при В.В. Путине). |
1. Противоречия в социально-экономическом и общественно-политическом развитии СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х годов. |
33 |
1. Социально-экономическое и общественно политическое положение в современной РФ. (Президентство Д.А. Медведева) |
1. Предпосылки, ход и последствия реформ в годы «перестройки». 2. Трудности на пути создания нового общества в РФ. |
1 тема.
Предмет Истории Отечества.
Соединение прошлого опыта с тем, что есть сегодня - точка роста. Точки роста – соединение того, что было в прошлом с тем, что есть сегодня, для определения будущего! Без точек роста общество не может продвигаться вперед. Нет проблем - нет точек роста ====> Причина исчезновения целых народов.
Хронотоп – это представление о картине исторического движения.
Манкуртизация - беспамятство, стирание истории. Почему её осуществляют? Чтобы на определенных этапах манипулировать сознанием людей.
Основное заблуждение массового сознания - это вера в то, что все общественные процессы определяются и регулируются внешней силой. Роль этой внешней силы, как правило, может играть первое лицо в государстве. Соответственно - каждый человек не несет никакой ответственности, они не виноваты. Но объективно: История – это критическое осмысление человеческого опыта.
Существует множество подходов для объяснения истории. Классово-формационный подход (основатели - К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) определяет, что вся история зависит от развития производительных сил, которые влияют на производственные отношения, что ведёт к образованию классов и классовой борьбе. Поэтому история видится через смену общественно-экономических формаций: рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.
Цивилизационный подход (основатель – А.Д. Тойнби) заключается в том, что каждая цивилизация проходит свой путь развития. Поэтому у каждого этноса будет свой исторический путь, который не схож с судьбой других цивилизаций.
Морально-этический подход (современный пропагандист данного подхода - А.С. Ахиезер): Главное в развитии человека и человечества – мораль. Именно изменение в морали людей приводит к изменениям в обществе.
2 тема.
Основные тенденции формирования восточнославянского общества и предпосылки государственного строительства.
(I тыс. до н.э. - VIII в. н.э.)
Есть различные трактовки происхождения Древнерусского государства, и нельзя точно сказать, какая из них верна.
Время выделения праславян из индоевропейской языковой и этнической общин относилось к I тыс. до н.э. В то время века не было отчетливого соединения и размежевание племен по языковому признаку. Славяне могли враждовать друг с другом и дружить с другими народами. Уровень развития племён был неодинаков. Началось усиления различий в культуре, роде занятия. Разное становление взаимоотношений славян с чужеземцами. У всех славян наблюдался относительно похожий ландшафт и климат. Отсутствовали природные и естественные преграды. Однако единство начало разрушаться в связи с Великим переселением народов (III - VI вв.).
Те славяне, которые пришли на Восточно-Европейскую равнину оказались в новых для себя условиях.
Здесь со временем они узнали, что растительность делится на 3 зоны: степь (чернозём), лес (подзол), тундра.
Климат континентальный. Осадки: самые обильные на Северо-западе и незначительные на Северо-востоке.
Расположение водных рек: Большинство рек текут с Севера на Юг или с Юга на Север, а их притоки с Востока на Запад или с Запада на Восток.
Славяне начали заниматься скотоводством.
Восточная Европа отличается от остальных Европейских регионов короткими земледельческими периодами. Получить хороший урожай было достаточно сложно. У восточных славян неблагоприятные условия земледелия вели к низкому урожаю, что вело к нищете. Не было возможности и стимула повышения сельского хозяйства. В Европе урожай продавался в городах. Восточные славяне стремились отвязаться от земли, заняться более прибыльным делом.
Служба поэтому была самым доходным занятием. Земледельцы могли выжить только в результате объединения. Совместное владения землей и выпасами назывался “мир” (вервь, община). Между мирами в VI - VII вв. лежали огромные незаселённые пространства, которые не были связаны, но у всех была большая семья и община.
Все виды деятельности осуществлялись в форме личных контактов. Их связывало происхождения от единого предка “тотема” (какое-либо животное или растение, с которым есть связь общины). Создание мира (общины) во главе с тотемом стало логическим началом дальнейшего создания государства. Культура тотема противостояла другим культурам. Общность данного тотема противостояла другим мирам. Человек подчинял себя миру вокруг тотема. Создался нравственный идеал.
Все решения восточных славян вырабатывались на вече (сходбище семей для общего совещания). Вече таит двойственность: 1) мы можем предполагать, что всё-таки на вече доминировали ценности первого лица, который считался олицетворением тотема; 2) всё ориентируется на власть собрания локальных миров низшего уровня. Принятие решения на вече должно было воплотить единство всего мира, но на вече должен быть услышан голос каждого низшего уровня. На вече господствуют две тенденции: 1) соборность, свобода; 2) авторитаризм (беспрекословное подчинение). Общество признавало над собой власть верховного лица, но надо было сохранять единство. Поэтому решения вече становятся единственно возможными. Вечевой идеал сглаживал конфликты.
3 тема.
Древнерусское
государство IX - XII вв.
Процессу завершения создания государства способствовал геополитический фактор. С Запада земли восточных славян граничили с христианскими и языческими народами, которые постепенно приобщились к христианству. На Севере территорию заселяли угро-финны. На Северо-востоке соседями восточных славян была принявшая ислам Волжская Булгария. На Юго-востоке прикаспийские и приазовские степи представляли собой мир кочевников. Хозяевами степных просторов были печенеги, принявшие ислам, а затем сюда пришли язычники половцы, т.е. изначально геополитическое пространство находилось на стыке культур, цивилизаций и религий. Одновременно это было смешение различных расовых линий: индоевропейской, арийской, урало-алтайской, монголо-тюркской, угро-финской. Всё это предопределяло отличие восточных славян от европейских народов, и даже от западных и южных славян. Т.о., восточные славяне находились под мощным влиянием различных цивилизационных факторов.
Особенно сильным было влияние хазар. Хазары к концу VIII века создали мощное государство Каганат, которое простиралось от Крыма и Каспийского моря до Средней Волги. Именно военная сила Каганата ограждала причерноморские степи от азиатских кочевников, и это дало возможность восточным славянам создать плацдарм в южной черноземной лесостепной полосе. В VIII - IX веках восточные славяне, жившие в степях и примыкавших к ним лесах, платили дань хазарам, но пользовались их защитой.
Ситуация стала меняться в IX веке. Тогда волжская торговля хазар остановила внимание норманнов (их ещё называли викингами, варягами). Явившись из Скандинавии, они рассыпались по Центральной и Западной Европе. Приблизительно в 800 году они основали колонию в районе устья реки Ладоги. Это было превосходная база для разведки водных путей, идущих на Юг. Именно в это время пути, соединяющие Северную Европу и Ближний Восток приобретают особую важность. Причина в том, что мусульманские завоеватели в VIII веке закрыли Средиземное море для христианской торговли. Варяги открыли два пути: 1) из Балтийского моря, по реке Нева, к Ладожскому озеру, по реке Волхов, Ильмень, волоком до реки Волга. Т.о., они вошли в торговые отношения с хазарами. Этот путь в дальнейшем у историков называется “Сарацинский путь” или великий Волжский путь. 2) Из Балтийского моря, по реке Нева, через Ладожское озеро, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Лободь, волоком до Западной Двины, до реки Днепр, и далее в Черное море. Путь стал широко использоваться и получил название пути “из варяг в греки”.
Варяги совершили несколько походов в Византию. Варяги предпочли заниматься торговлей, завладели главными водными путями и построили опорные пункты-крепости по европейскому образцу. Здесь жили варяжские вожди, их семьи, их дружины, а вокруг выросли ремесленные и торговые посады. Для их содержания не требовалось много дани, поэтому наиболее ценная доля дани предназначалась для вывоза на отдаленные рынки. Для этого надо было создать организацию, ведавшую торговлей. Этот процесс начался в 862 году, когда Рюрик начинает княжить в Новгороде и завершается в 882 году, когда воевода Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем собрал под свои началом два конечных пункта греко-варягского пути - Новгород и Киев. Центр торговли был организован в Киеве. Киев становится центром сбора дани.
Профессор И.Я. Фроянов из Санкт-Петербургского университета и его последователи считают, что Киевская Русь до X века остается не государством, а племенным союзом, т.е. переходной формой, соответствующей этапу «военной демократии». Поэтому дань была не видом феодальной ренты, а военной контрибуцией, наложенной на покоренные племена в пользу власти, т.е. это не феодальный вариант эксплуатации. Само древнерусское государство со 2-ой половины XI - XII вв. вырастает на общинной основе и принимает общинную форму городских волостей-государств. В этом образовании князья и знать своей политической деятельностью выражает интересы и потребности свободных членов общества, т.е. свободных горожан и свободных крестьян. Это не было государство в европейском понимании. Здесь мы видим скорее торговую организацию, созданную для получения прибыли. Но из-за отсутствия другой администрации, эта торговая организация превращается в заменитель государства. Великий князь был как бы главным купцом, а княжества - коммерческим предприятием. Со своей дружиной варяжские князья составляли особую касту. Они жили отдельно от всех, судили своих по своим правилам, даже хоронили умерших отдельно от восточных славян. Постепенно власть варягов начинает получать государственные формы. Их военная экспансия, торговля влияют на хозяйственную и политическую жизнь восточных славян. Так возникают хозяйственно-политические образования, который ещё В.О. Ключевский назвал “варяжскими княжествами”. Засевшие в городах правители, не только обеспечивали безопасность окрестного населения восточных славян, не только собирали с него дань, но и пытались упорядочить общественную жизнь.