Файл: лекции по Истории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 2436

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Либеральная альтернатива. идейное наследие П.Я. Чаадаева. Московский университет – колыбель русского либерализма. Западники и славянофилы. К.Д. Кавелин. Б.И. Чичерин. А.И. Кошелев. К.А. Аксаков. Становление идеологии русского либерализма. Либеральная бюрократия и ее роль в реформах 60–70-х гг. Земское движение. Особенности российского либерализма.

Революционная альтернатива. Начало освободительного движения. Декабристы. Предпосылки и источники социализма в России. "Русский социализм" А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. С.Г. Нечаев и "нечаевщина". Народничество. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций в 70-х – начале 80-х гг.

Оформление марксистского течения. Г.В. Плеханов. В.И. Ульянов (Ленин).

Тема 6. Россия в начале XX в.

Развитие капитализма вширь. Социальный состав населения по переписи 1897 г.

Объективная потребность индустриальной модернизации России. Дискуссии историков и современников об основных направлениях модернизации: формировании эффективных рыночных отношений, элементов гражданского общества и правового государства. "Асинхронный" тип развития России и его влияние на характер преобразований. Пределы самодержавного реформирования.

Форсирование индустриализации "сверху". Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю. Витте. Индустриализация "снизу": российские промышленники, купечество, крестьянские промыслы, кооперация. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.

Эволюция государственной власти. "Верхи" в условиях первой российской революции. Изменения в политической системе в 1905 – 1907 гг. Правительственные реформы П.А. Столыпина.

Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского "парламентаризма" в России.

Тема 7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914 – 1920 гг.

Российский капитализм в системе мирового капиталистического хозяйства в начале XX в. Участие России в первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности. Обострение аграрного вопроса. Формирование национальных элит и национальные противоречия. Проблема социальной адаптации общества к реформам и социальная цена реформ. Многопартийность как отражение социальных противоречий в обществе. Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.

Победа Февральской революции. Альтернативы развития России после Февраля. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Корниловское выступление.


Большевистская стратегия: причины победы. Октябрьский переворот 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война. Столкновение противоборствующих сил: большевики, социалисты-революционеры, монархисты, "белое движение", демократическая контрреволюция". Интервенция: причины, формы, масштаб. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.

Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.

Тема 8. Формирование и сущность советского строя. 1921 - 1945 гг.

Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя. Структура режима власти. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие.

Утверждение однопартийной политической системы. политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП (б) – ВКП (б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Сращивание партийных и государственных структур. Номенклатура. Роль и место Советов, профсоюзов, судебных органов и прокуратуры в политической системе диктатуры пролетариата. Карательные органы. Массовые репрессии.

Эволюция социальной структуры общества. Проблема массовой поддержки советского режима в СССР. Унификация общественной жизни, "культурная революция". Большевики и интеллигенция.

Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Итоги "наступления социализма по всему фронту" (периода довоенных пятилеток).

Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939 – 1941 гг.

СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны. СССР – вторая сверхдержава мира. "Демократический импульс" войны.

Тема 9. Советский Союз в условиях холодной войны.

Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Новый виток массовых репрессий. Создание социалистического лагеря. Ускоренное развитие отраслей Военно-промышенного Комплекса. Корейская война 1950 – 1953 гг. и Советский Союз.


Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления "государственного социализма". "Оттепель" в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).

Смена власти и политического курса в 1964 г. "Мягкая модель" сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964–1984 гг. Кризис господствующей идеологии. Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР.

Диссидентское движение: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг.

Власть и общество в первой половине 80-х гг.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования системы в 1985 г. Цели и основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР. "Новое политическое мышление" и изменение геополитического положения СССР. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.

Заключение

Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России.

Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. "Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х годов. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской федерации в 1991–1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

Основная литература по курсу

Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М., 1994.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. история государства Российского: Историко-библиографические очерки. IX – XVI вв. Кн. 1. М., 1991.

Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XVII – XVIII в. Кн. 2. М., 1992.

Верт Н. История советского государства. 1990 – 1991. М., 1999.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. М., 1995.

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России. В 2-х т. М., 1995.

Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. М., 1995.

История России с древнейших времен до конца XVII в. Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 1996.

История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1996.

История России. XX век / Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 1996.

История политических партий России. М., 1994.

Культура России: IX – XX вв.: Учебное пособие. М., 1996.

Наше Отечество: Опыт политической истории. В 2-х т. М., 1991.

Платонов С.Ф. Учебник Русской истории. М., 1991.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.


Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX века. М., 1994.

Холмс Л. Социальная история России. 1917 – 1940 гг. Ростов-на-Дону. 1994.

Хрестоматия по истории России. 1917 – 1940. М., 1995.

Авторы программы:

Данилов А.А. - д.и.н., профессор Московского Педагогического Государственного Университета

Пивовар Е.И. - д.и.н., профессор Исторический факультет Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова

Рецензенты:

Лельчук В.С. - д.и.н., профессор Государственного Университета Гуманитарных наук



ПРОГРАММА

курса «История Отечества»

на юридическом факультете МГУ на 2009 – 2010 учебный год

профессора кафедры истории Российского государства

МГУ имени М.В. Ломоносова,

доктора исторических наук А.В. Квакина


Цель и задачи курса. Дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времён до наших дней. На примерах из различных эпох выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. Раскрыть место истории в обществе. Добиться формирования и эволюции исторических понятий и категорий. Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке. Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России на современном этапе.

Место курса в системе социогуманитарного образования. История Отечества занимает центральное место в системе гуманитарных и социальных наук. Она имеет ключевое значение для междисциплинарных исследований и образовательных курсов. В условиях перехода ведущих мировых стран к информационному обществу роль и значение усвоения исторического опыта человечества в целом и своего народа и государства в особенности заметно возрастают.

В социально-гуманитарной составляющей подготовки специалиста с высшим университетским образованием история Отечества способствует его профессиональному становлению и гражданскому воспитанию. Она позволяет будущему специалисту составить представление об основных этапах развития российского общества, его культуре, науке и технике, а также его месте в мировом сообществе. Изучение истории страны имеет особое значение для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

История Отечества обеспечивает тесную взаимосвязь с другими гуманитарными и социальными науками (философией, социологией, психологией, экономикой, политологией, правоведением, культурологией и другими), а также позволяет решить задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с дисциплинами естественно-научного профиля. Государственный образовательный стандарт, концепция преподавания отечественной истории призваны дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого, раскрыть основные этап и содержание истории Отечества с древних времен до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством.


При составлении данного тематического плана и учебной рабочей программы учитывалось следующее. Во-первых, чтобы они соответствовали требованиям государственного образовательного стандарта. Во-вторых, для молодежи, в том числе студентов, переживающих сегодня переломный период в развитии государства, как никогда ранее, важно и необходимо хорошо знать историю своей Родины, понимать ее национальные особенности и интересы. Ведь именно на плечи молодого поколения скоро ляжет основной груз по возрождению России. В-третьих, когда сегодня идет речь о конкретных возможных путях этого возрождения, возникает немало вопросов: как органически совместить общемировой опыт с особенностями развития страны? Должна ли будет Россия продолжать путь, пройденный до 1991 года, или использовать проверенные временем западноевропейские модели?

Чтобы помочь студентам разобраться в этих вопросах, рабочая программа и преподавание курса отечественной истории и ориентирована на то, чтобы показать историю Отечества во всем ее многообразии, противоречиях, способствовать подготовке всесторонне развитых, творчески и критически мыслящих специалистов, личностей, обладающих высоким чувством патриотизма, уважительно относящихся к историческому прошлому своего народа и народов других стран, способных к целостному видению и анализу путей развития общества, умеющих обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию в студенческие годы и в годы последующей трудовой деятельности.
Данный материал состоит из тематического плана, учебной рабочей программы и списка литературы. Представлен также региональный компонент.


Рекомендуемая литература:


История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. / Под ред. Л.И. Семенниковой. - М.: Книжный дом «Университет», 2008.