Файл: Конкурентоспособность и конкурентная среда: сущность, основные понятия.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты микроэкономических факторов конкурентоспособности
1.1. Конкурентоспособность и конкурентная среда: сущность, основные понятия
1.2.Методы оценки конкурентоспособности и анализ конкурентной среды
2. Анализ конкурентной среды и деятельности АО «Тульский хладокомбинат»
2.1. Характеристика АО «Тульский хладокомбинат»
3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности АО «Хладокомбинат»
3.1. Выбор конкурентной стратегии АО «ТХК»
Введение
Актуальность темы работы в том, что на сегодняшний день первоочередной задачей высшего руководства российских предприятий становится нахождение путей более эффективной финансово-хозяйственной деятельности в условиях усиливающейся турбулентности и непредсказуемости внешней среды, усложняющейся конкуренции. Сегодня предприятие должно само определять и прогнозировать параметры его окружения, ассортимент продукции и цены; находить поставщиков, рынки сбыта, строить свои долгосрочные цели и определять способы их достижения. При этом активно развиваются интеграционные процессы в экономике, усиливается глобализация бизнеса, резко изменяются и становятся более требовательными вкусы и потребности потребителей, ускоряется процесс дифференциации запросов и доходов покупателей. Соответственно, эффективность производственной деятельности компаний во многом становится зависимой от состояния внешней среды и уровня потребительской удовлетворенности продукцией, производимой фирмой. Это, в свою очередь, стимулирует необходимость использования более совершенных подходов к управлению компанией, позволяющих значительно повышать конкурентоспособность предприятия. Особое значение в решении данной задачи приобретают инструменты и методы, не только дающие возможность сформировать ориентиры движения фирмы и привести в соответствие внутренний потенциал организации с условиями внешней среды, но и предоставляющие возможность адекватно оценивать и развивать потенциал компании в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Методологические основы стратегического менеджмента достаточно широко представлены сегодня в исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов. Так, вопросы разработки стратегии занимают ключевое место в работах И. Ансоффа, Ф. Котлера, М. Мескона, Г. Минцберга, М. Портера, Ф. Селзника, А. Томпсона, А. Чандлера, К. Эндрюса и т.д., и целого ряда российских экономистов: А. Бочкарева, О. Виханского, С. Злобина, С. Лаврова, Н. Туленкова, О. Черемных и других исследователей. Тем не менее, несмотря на обширную литературу по стратегическому менеджменту, ощущается необходимость обобщения и систематизации различных фундаментальных исследований, проведения комплексного анализа отдельных методологических подходов к трактовке тех или иных понятий теории стратегического управления ввиду существующих принципиальных различий между ними.
В качестве объекта исследования выступает АО «Тульский хладокомбинат».
Предметом исследования являются процессы формирования конкурентоспособности организации.
Цель исследования состоит в изучении конкурентов на рынке и изучение конкурентоспособности АО «Тульский хладокомбинат».
Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты микроэкономических факторов конкурентоспособности;
2.Провести анализ конкурентной среды и деятельности АО «Тульский хладокомбинат»;
3.Дать рекомендации по повышению конкурентоспособности АО «Хладокомбинат».
Методологической и теоретической основой работы явились научные знания современной теории предпринимательства, теории организации, внутрифирменного планирования, экономики и организации производства, стратегического менеджмента, маркетинга.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, учетная и отчетная документация АО «Тульский хладокомбинат», данные национальной и международной статистики по состоянию холодильной и молочной промышленности в России и др.
1. Теоретические аспекты микроэкономических факторов конкурентоспособности
1.1. Конкурентоспособность и конкурентная среда: сущность, основные понятия
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка [4, c.115].
Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами [1, c.87].
Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:
- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным [6, c.133].
Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны [3, c.112].
Конкуренция является эффективным координатором экономической деятельности, а для сохранения ее на должном уровне требуется государственная поддержка. Однако государственное вмешательство часто наносит конкуренции вред.
В целом, конкуренция - элемент рыночного механизма, борьба за наиболее выгодные условия приложения капитала, и в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций.
По существу, конкуренция - это предложение дополнительных возможностей, и, следовательно, более широкий выбор для покупателя. Если одна фирма расширяет перечень предлагаемых ею возможностей, то это может уменьшить перечень возможностей, которые способны предложить другие фирмы. Разрыв между ценой товара и предельными затратами на его производство является источником потенциального преимущества [20, c.115].
В поле зрения участника рынка должны быть следующие наиболее важные направления конкурентной борьбы:
-конкуренция качества - повышение потребительских свойств товара при сохранении цены, либо существенно более высокое качество товара при незначительном увеличении цены;
-функциональная конкуренция - конкуренция с принципиально иными изделиями, способными удовлетворять те же потребности, что и ваш товар;
-ценовая конкуренция - борьба за покупателя за счет более низкой цены, нежели у товаров того же качества других фирм;
Разумеется, многие явления конкурентной борьбы выступают не в чистом, а в комбинированном виде. Не всегда можно провести и отчетливую черту между разными факторами, оказывающими активное действие на рынок. Рынок является детерминированной системой, в которой преуспевают те, кто умеют наблюдать и анализировать [5, c.137].
Для анализа среду конкуренции разбивают на пять составляющих, которые влияют на уровень конкуренции (модель Портера) (рис.1).
1. Соперничество между имеющимися конкурентами
2. Угроза появления новых конкурентов
3. Угроза появления товаров и услуг-заменителей
4. Способность поставщиков торговаться
5. Способность покупателей торговаться
Рис.1 Модель конкурентных сил в обществе
В первую группу входят предприятия, являющиеся прямыми конкурентами в отрасли. Для укрепления своих позиций по сравнению с конкурентами предприятия используют разнообразные приемы, инструменты конкурентной борьбы [13, c.114].
На величину второй составляющей (появление новых конкурентов) оказывают влияние: эффективный масштаб производства, предпочтения потребителей, доступ к каналам распределения, ноу-хау в области производства, низкие издержки производства, государственное регулирование.
Угроза товаров-заменителей тем реальнее, чем больше количество эффективных заменителей производимого товара, объем производства товаров-заменителей, разница в ценах между изделием-оригиналом и товаром-заменителем в пользу последнего [16, c.127].
Способность поставщиков торговаться возможна в случаях, если: группа поставщиков малочисленна и более концентрирована, чем предприятия отрасли; нет товаров-заменителей; товар поставщика имеет большое значение для предприятия; группа поставщиков представляет реальную угрозу интеграции вперед, то есть готова создать собственную структуру по закупке своей продукции и заменить ею предприятие [6, c.80].
Увеличение «способности покупателей торговаться» возможно, когда: группа покупателей малочисленна, сконцентрирована или на покупателя приходится значительная доля продаж предприятия; издержки перехода на продукцию другого поставщика невелики; доходы покупателя низки; качество продукции отрасли не оказывает влияния на качество продукта покупателя (например, упаковка), покупатель имеет полную информацию об отрасли и продукции.
При всем многообразии методов и средств конкурентной борьбы можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы:
- стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства (стратегия руководящей роли в области издержек производства);
- поиск путей дифференциации производимой продукции конкурентов (стратегия дифференциации);
- фокусирование на узкой части, а не на всем рынке (стратегия фокуса или ниши) [20, c.136].
1.2.Методы оценки конкурентоспособности и анализ конкурентной среды
При оценке уровня конкурентоспособности продукции применяются следующие методы:
- дифференциальный;
- комплексный;
- смешанный.
Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности [10, c.80].
При дифференциальном методе строятся параметрические индексы по формулам:
(i = 1………,n) (1)
(2)
где Pi - значение i-го показателя;
Рi*б oc - oc базовое oc значение oc i-го oc показателя;
n-количество oc показателей.
Из oc формул oc (1), oc (2) oc выбирают oc ту, oc при oc которой oc увеличению oc относительного oc значения oc показателя oc отвечает oc повышение oc конкурентоспособности oc продукции. oc Например: oc относительное oc значение oc мощности oc изделия oc вычисляется oc по oc формуле oc (1), oc а oc для oc удельного oc расхода oc топлива oc по oc формуле oc (2).
Как oc правило, oc по oc величинам oc единичных oc показателей oc не oc представляется oc возможным oc однозначно oc оценить oc уровень oc конкурентоспособности oc продукции. oc В oc этой oc связи oc широкое oc применение oc нашли oc комплексные oc и oc смешанные oc методы oc оценки oc [5, oc c.144].
Комплексный oc метод oc оценки oc уровня oc конкурентоспособности oc базируется oc на oc применении oc групповых oc и oc интегральных oc показателей. oc Узловым oc моментом oc при oc оценке oc конкурентоспособности oc является oc расчет oc общего oc показателя oc уровня oc (Kt). oc В oc основе oc его oc определения oc лежит oc соотношение oc интегральных oc показателей oc конкурентоспособности oc оцениваемого oc изделия oc и oc базового oc образца. oc При oc наличии oc полной oc информации oc о oc затратах oc на oc приобретение oc и oc эксплуатацию oc или oc потребление oc продукции oc уровень oc его oc конкурентоспособности oc определяется oc по oc формуле oc (3):