Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
2.2. Возможные пути совершенствования уголовного и оперативно-розыскного законодательства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Под оперативно-розыскной деятельностью следует понимать «разновидность социально-полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, то есть часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально-полезных задач и функций».
Данное определение ОРД отразило и ряд обстоятельств, характеризующих ее как особый социальный институт. Во-первых, возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий, как в гласном, так и негласном порядке. С социальной точки зрения такой подход обосновывается тем, что он дает возможность проникнуть непосредственно в социально-аномальную среду и собрать, возможно, большую информацию о ней. Осуществить подобные мероприятия в гласном порядке не представляется возможным.
Во-вторых, осуществление данной деятельности исключительно специально уполномоченными на то органами. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что для борьбы с преступными явлениями необходимо наличие специальных полномочий, а также определенной материально-технической и информационной базы. Наделить подобными полномочиями и предоставить необходимые ресурсы общество может только тем лицам, в отношении которых будет уверено, что они не используют предоставленные им возможности во вред обществу. К тому же борьба с преступностью требует специальной профессиональной, интеллектуальной, психологической и физической подготовки.
Однако, как - показала практика, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб далеко не всегда имеют возможность произвести определенные оперативно-розыскные мероприятия, в связи с чем им приходится прибегать к помощи лиц, не состоящих на службе в этих органах. Федеральный закон об ОРД называет подобную помощь со стороны граждан, не связанных с правоохранительной деятельностью, «содействием» и не относит совершаемые ими действия к числу оперативно-розыскных мероприятий. Однако с социальной точки зрения данное обстоятельство позволяет отнести лиц, оказывающих содействие органам, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, к ее субъектам.
Таким образом, круг субъектов оперативно-розыскной деятельности как социального института значительно шире, чем круг субъектов этого вида деятельности как правового института. Помимо всего прочего оперативно-розыскная деятельность, как общественный институт, имеет своей целью не только раскрытие уже совершенных преступлений, но и предупреждение совершения новых преступных деяний. С социальной точки зрения это проявляется, прежде всего, в сборе информации о лицах, со стороны которых очень высока вероятность совершения противоправных действий, проведении с данными лицами профилактической работы.
Наконец, оперативно-розыскная деятельность - разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в данного вида деятельности.
Если рассматривать определение оперативно-розыскной деятельности с научной точки зрения, то оно трактуется в «узком» и «широком» смысле слова.
В узком смысле слова оперативно-розыскная деятельность — это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств.
В «широком» смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов - цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека, общества и государства.
Между тем проблема понятия и правового регулирования данной деятельности до сих пор вызывает немало дискуссий, как в научных, так и в профессиональных кругах. В этом отношении представленная тематика исследования является весьма актуальной.
Степень исследования проблемы. Данная проблема рассматривалась целым рядом отечественных специалистов, среди которых можно выделить В.А. Азарова, В.М. Атмажитова О.Я. Баева, Д.И. Беднякова, Б.Т. Безлепкина, Р.С. Белкина, В.П. Божьева, В.Г. Боброва, А.Н. Васильева, А.И. Винберга, К.К. Горяинова, Д.В. Гребельского, Е.А. Доля, Л.Я. Драпкина, В.И. Зажицкого, А.В. Земсковой, В.К. Зникина, В.Л. Ильиных, В.В. Кальницкого, В.Н. Карагодина, Л.М. Карнее-вой, Ю.Ф. Кваша, Ю.В. Кореневского, В.П. Кувалдина, A.M. Ларина, В.А. Лукашова, П.А. Лупинской, Г.М. Миньковского, В.В. Николюка, М.П. Полякова, В.А. Пономаренкова, и других.
Целью исследования является комплексное изучение и
анализ действующего законодательства и практики его применения и разработка на этой основе предложений по совершенствованию
нормативно-правовой базы оперативно-розыскной деятельности .
Указанная цель обусловливает постановку подлежащих решению следующих задач:
- раскрыть понятие оперативно-розыскной деятельности;
- исследовать принципы оперативно-розыскной деятельности;
- проанализировать вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности;
- предложить возможные пути совершенствования уголовного и оперативно-розыскного законодательства
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающихся при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования являются законы Российской Федерации и иные правовые акты, регулирующие деятельность субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Методологической базой исследования является диалектический подход к изучению состояния института права в целостном пространстве социально-общественной реальности.
С помощью проблемно-логического метода представляются возможными постановка проблемы и цели исследования, а также выявление проблемных областей в деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности при осуществлении ими оперативно-розыскных мероприятий и теоретико-логическое описание и исследование совершаемых ими преступлений.
Использование сравнительно-сопоставительного метода позволяет раскрыть особенности деятельности и специфику преступлений, совершаемых субъектами оперативно-розыскной деятельности при осуществлении ими оперативно-розыскных мероприятий с иными правовыми институтами общей юрисдикции.
Источниковая база исследования. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (с изменениями), Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. (с изменениями), Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (с изменениями), Федеральный закон от 27 мая 1996 г «О государственной охране» (с изменениями), Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями), иные нормативно-правовые акты министерств и ведомств РФ; международные правовые акты и законодательные акты иностранных государств.
Теоретической основой работы являются труды ученых в области уголовного права, уголовного процесса, криминологии, оперативно-розыскной деятельности, истории, психологии, социологии и других наук.
Научная новизна исследования. В исследовании предпринята попытка исследования и всестороннего научного анализа проблем правового регулирования отношений, возникающих в результате реализации оперативно-розыскных мероприятий.
Теоретическое и практическое значение исследования.
Выводы, предложения и рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть использованы:
- при подготовке предложений по совершенствованию действующего уголовного, оперативно-розыскного законодательства в части, относящейся к уголовной ответственности субъектов ОРД, совершивших преступления при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий;
- при проведении дальнейших научных исследований как по рассмотренным вопросам, так и в смежных отраслях знания;
- при принятии оперативных тактических решений в ситуациях, связанных с риском в целях его минимизации;
- в учебных заведениях при изучении курсов уголовное право, криминология, уголовный процесс, оперативно-розыскная деятельность.
Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, основную часть (две главы), заключение, список источников и литературы.
ГЛАВА I. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
Уголовная политика, включающая в себя законодательство, регулирующее общественные отношения, возникающие в связи с преступностью, другими правонарушениями и социальными отклонениями требует решения вопроса о необходимости, как его развития, так и восполнения соответствующих пробелов. Речь идет о разработке и принятии законов, охвативших бы весь комплекс мер по предупреждению и пресечению отклоняющегося от нормы поведения. К их числу относятся и меры, связанные с выслеживанием и розыском преступников.
Данные меры реализуются в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД). В Федеральном законе «Об оперативно розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года (ст.1) определено, что «оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [1].
Таким образом, под оперативно-розыскной деятельностью следует понимать «разновидность социально-полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, то есть часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально-полезных задач и функций».
Данное определение ОРД отразило и ряд обстоятельств, характеризующих ее как особый социальный институт. Во-первых, возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий, как в гласном, так и негласном порядке. С социальной точки зрения такой подход обосновывается тем, что он дает возможность проникнуть непосредственно в социально-аномальную среду и собрать, возможно, большую информацию
о ней. Осуществить подобные мероприятия в гласном порядке не
представляется возможным.
Во-вторых, осуществление данной деятельности исключительно специально уполномоченными на то органами. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что для борьбы с преступными явлениями необходимо наличие специальных полномочий, а также определенной материально-технической и информационной базы. Наделить подобными полномочиями и предоставить необходимые ресурсы общество может только тем лицам, в отношении которых будет уверено, что они не используют предоставленные им возможности во вред обществу. К тому же борьба с преступностью требует специальной профессиональной, интеллектуальной, психологической и физической подготовки [2].
Однако, как - показала практика, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб далеко не всегда имеют возможность произвести определенные оперативно-розыскные мероприятия, в связи с чем им приходится прибегать к помощи лиц, не состоящих на службе в этих органах. Федеральный закон об ОРД называет подобную помощь со стороны граждан, не связанных с правоохранительной деятельностью, «содействием» и не относит совершаемые ими действия к числу оперативно-розыскных мероприятий. Однако с социальной точки зрения данное обстоятельство позволяет отнести лиц, оказывающих содействие органам, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, к ее субъектам.
Таким образом, круг субъектов оперативно-розыскной деятельности как социального института значительно шире, чем круг субъектов этого вида деятельности как правового института. Помимо всего прочего оперативно-розыскная деятельность, как общественный институт, имеет своей целью не только раскрытие уже совершенных преступлений, но и предупреждение совершения новых преступных деяний. С социальной точки зрения это проявляется, прежде всего, в сборе информации о лицах, со стороны которых очень высока вероятность совершения противоправных действий, проведении с данными лицами профилактической работы.